Использование технологии удаленного выпуска товаров в работе таможенных органов

Стамати Е.П.1, Павликов И.А.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2016)

Цитировать:
Стамати Е.П., Павликов И.А. Использование технологии удаленного выпуска товаров в работе таможенных органов // Экономические отношения. – 2016. – Том 6. – № 3. – С. 67-72. – doi: 10.18334/eo.6.3.37321.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29970150
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проведен анализ особенностей использования технологии удалённого выпуска товаров в работе таможенных органов. Рассмотрен алгоритм действий должностных лиц таможенных органов при оформлении декларации на товары в рамках удаленного выпуска товаров.

Ключевые слова: электронная цифровая подпись, удаленный выпуск товаров, таможенное администрирование, зона таможенного контроля



Введение

В современном мире тяжело представить себе какую-либо сферу жизни человека, где бы так или иначе не использовались бы информационные технологии. Поэтому вполне очевидно, что они есть и в таможенном деле. В первую очередь, это связано с тем, что они позволяют упростить таможенные процедуры, таможенные операции и повышают эффективность таможенного контроля. В настоящий момент, российская таможенная система успешно совершенствует современные схемы регулирования международного товарообмена, адаптируясь к быстроменяющейся внешнеэкономической среде [4–10]. Информационные системы позволяют решать следующие задачи, связанные с осуществлением таможенного администрирования:

– при помощи электронного декларирования и экспериментальных видов таможенного оформления максимально упрощаются процедуры по таможенному контролю, и увеличивается производительность работы таможенных органов;

– использование системы управления рисками;

– накопление информации об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах;

– оперативное осуществление информационного обмена с заинтересованными лицами, иными российскими органами государственной власти, зарубежными таможенными органами, в том порядке и на тех условиях, которые установлены законодательной базой РФ.

Первый эксперимент по декларированию товаров и транспортных средств в электронной форме был осуществлен в таможенных органах Российской Федерации в ноябре 2002 года. Начиная с апреля 2005 года, было положено начало массовому применению электронной формы декларирования на планомерной основе. Первая в России декларация на товары с использованием передачи данных через сеть Интернет была выпущена 9 сентября 2008 года в Центральном таможенном управлении (далее – ЦТУ). В дальнейшем практика применения электронного декларирования стала активно расширяться, становясь все более предпочтительной, удобной и востребованной не только в России, но и во всем мире. В рамках Всемирной таможенной организации на сегодня отдается предпочтение именно электронной форме декларирования. В связи со всем вышеизложенным очевидной является актуальность изучения темы, касающейся электронного декларирования, а также тесно связанной с ней технологией удаленного выпуска товаров.

Развитие электронного декларирования стало фундаментом для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, как перспективной формы таможенного администрирования.

Удаленный выпуск товаров – технология, обеспечивающая координацию деятельности таможенных органов при реализации положений «Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования», предусматривающая совершение таможенных операций во внутреннем таможенном органе при фактическом размещении товаров и транспортных средств на складе временного хранения, расположенном в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, и осуществлении обмена информацией между этими таможенными органами в электронном виде.

Технология, при которой декларация подается и оформляется во внутреннем таможенном органе, а фактический контроль осуществляется в приграничном таможенном органе, расположенном на таможенно-логистическом терминале, создана в целях гармонизации процессов таможенного контроля в условиях существующего неравномерного распределения кадровых и материально-технических ресурсов между центральными и приграничными районами страны [1]. Данная технология обеспечивает гармонизацию процесса таможенного контроля, разгрузку транспортной инфраструктуры в населенных пунктах и оптимизацию логистических связей между отправителем и получателем груза. Алгоритм действий должностных лиц таможенных органов при оформлении декларации на товары (далее – ДТ) в рамках удаленного выпуска товаров:

· Получение запроса из внутреннего таможенного органа (далее – ТО) о нахождении товаров в постоянной зоне таможенного контроля (далее – ПЗТК).

· Проверка в течение 30 мин. наличия товаров в ПЗТК.

· Направление ответа во внутренний таможенный орган (далее – ТО) о наличии товара (да/нет) в течение 10 мин. после завершения проверки.

· Поступление из внутреннего ТО запроса на сверку данных.

· Проведение сверки данных с данными имеющимися в приграничном ТО.

· Направление результатов сверки данных во внутренний ТО.

· Принятие сообщения из внутреннего ТО о выпуске товара.

· Поступление сообщения из внутреннего ТО о необходимости проведения фактического контроля.

· Оформление и корректировка поручения на проведение фактического контроля.

· Контроль проведения и направления результатов фактического контроля во внутренний ТО.

· Принятие сообщения из внутреннего ТО о принятом решении в отношении выпуска товара.

Преимущества электронного декларирования и удаленного выпуска товаров очевидны:

· Декларант и инспектор ведут диалог в сети Интернет и могут находиться на любом расстоянии друг от друга.

· Точность сведений в электронной декларации удостоверяется электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП), которая позволяет таможне идентифицировать отправителя, а также исключает вероятность внесения изменений в текст посторонними лицами.

· Если участник внешнеэкономической деятельности использует какие-либо документы несколько раз, то они включаются в электронный архив, и повторно подавать их уже не нужно. Все это позволяет формализовать и ускорить большинство процедур таможенного декларирования. Если возникает необходимость провести таможенный досмотр товара, то это происходит на приграничных терминалах по поручению инспектора Центра электронного декларирования (далее – ЦЭД), принявшего декларацию.

· Взаимодействие между внутренним и приграничным таможенными постами также происходит в электронном виде. В целом такая технология не только существенно сокращает время на проведение таможенных формальностей, но и оптимизирует расходы, в том числе на транспортировку внешнеторговых грузов.

· При недостатке квалифицированных специалистов по таможенному оформлению в приграничном таможенном органе технология удалённого выпуска позволяет задействовать кадровый потенциал внутреннего таможенного органа одновременно с ускорением сроков доставки уже оформленных грузов до получателя. Товары после завершения таможенного оформления минуя крупные города и избегая очередей на внутренних складах временного хранения (далее – СВХ), отправляются непосредственно потребителю.

В качестве проблем применения технологии удаленного выпуска можно выделить следующие:

· Технология удаленного выпуска по своей сути создана для успешного взаимодействия пограничного и внутреннего таможенного постов. Но на практике на сегодняшний день мы видим, что она активно применяется исключительно между двумя пограничными;

· Недостаточная пропускная способность приграничной терминальной сети околотаможенной инфраструктуры ряда таможен. Периодически возникают и технические проблемы;

· Отсутствие порядка взаимодействия декларанта с приграничным СВХ, на котором непосредственно размещены товары.

Заключение

На сегодняшний день время получения информации (декларантом или иным заинтересованным лицом) о том, что товары размещены в зоне таможенного контроля (на СВХ) приграничного (внешнего) таможенного органа составляет от полутора до 6 часов. Введение технологически разработанной автоматизированной системы учета товаров на СВХ, позволяющей участникам ВЭД получить необходимую актуальную информацию о товаре в режиме реального времени, позволит решить данную задачу. Для этого необходимо дополнить перечень требований для включения юридического лица в реестр владельцев СВХ требованием о необходимости наличия автоматизированной системы учета товаров, позволяющей участнику ВЭД в автоматическом режиме получать информацию о поступивших в его адрес товарах, содержащие сведения, необходимые декларанту для подачи таможенной декларации [2]. Выполнение мероприятий, направленных на развитие и расширение практики реализации технологии повысит заинтересованность участников ВЭД.

Технология удаленного выпуска имеет устойчивую положительную динамику увеличения объемов таможенного оформления, ее внедрение способствует совершенствованию и оптимизации работы таможенных органов и участников ВЭД в Северо-Западном Федеральном округе. Приоритетной задачей ЦЭД на ближайшую перспективу является увеличение объемов декларирования при сохранении высокого уровня качества выполняемой работы.


Источники:

1.Бякин Г.И. Таможенные операции. / Учебное пособие. – Спб.: - 2012 г. – 270 с.
2. Приказ ГТК России от 30.03.2004 № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» // «Российская газета». № 88. 27.04.2004
3. Письмо ФТС России от 28.03.2012 № 01-11/14513 «О применении технологии удаленного выпуска товаров» // «Таможенные ведомости». № 5. 2012
4. Алиев Э.А., Полухин И.В. Технология Удаленного Выпуска Товаров // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2011. – Том 2. - № 7. http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-udalennogo-vypuska-tovarov
5. Александров Д.Л. Перспективы развития информационных таможенных технологий: технология удаленного выпуска товаров // Перспективы развития информационных технологий. 2012. № 7. С. 147-151.
6. Лялин Н.М., Чернова Л.Г. Технологии электронного декларирования и удаленного выпуска товаров: некоторые вопросы применения // Логистические системы в глобальной экономике. 2014. № 4. С. 413-417.
7. Русецкий М.Г. Технологии электронного декларирования и удаленного выпуска товаров как фактор совершенствования таможенного контроля // Вестник Академии. 2015. № 3. С. 163-166.
8. Швецова М.К., Полухин И.В. Анализ практики применения технологии удаленного выпуска (на примере цепи поставок ООО «СИБКАРТ») // Логистические системы в глобальной экономике. 2016. № 6. С. 379-382.
9. Зырянова Е.А. Правоприменение технологии удаленного выпуска в таможенных органах // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2016. С. 86-88.
10. Курцева Г.Р. Перспективные электронные технологии на службе таможни: удаленный выпуск // Современное искусство экономики. 2015. № 2 (20). С. 68-72.
11. Дробот Е.В., Спиридонова В.В. Особенности перемещения товаров для личного пользования физическими лицами через таможенную границу // Экономические отношения. — 2013. — № 1 (5).
12. Красильникова Е.А. Развитие систем управления товародвижением в условиях продовольственного эмбарго в современной России // Торгово-экономический журнал. — 2015. — Том 2. — № 2. — с. 121-128. — doi: 10.18334/tezh.2.2.574
13. Каращук О.С., Чибирев А.В. Перспективные направления развития собственной системы товародвижения торговых организаций // Торгово-экономический журнал. — 2015. — Том 2. — № 1. — с. 31-40. — doi: 10.18334/tezh.2.1.464
14. Кодякова Т.А. Таможенная процедура как экономическая мера стимулирования экспорта // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 4. — с. 579-584. — doi: 10.18334/rp.16.4.99
15. Тюрин А.Ю. Влияние динамики спроса на устойчивость выбора схем доставки готовой продукции потребителю // Экономика, предпринимательство и право. — 2015. — Том 5. — № 1. — с. 9-16. — doi: 10.18334/epp.5.1.300

Страница обновлена: 22.01.2024 в 21:05:16