Инновационный кластер как новая форма интеграции бизнеса

Мыльцева О.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (20), Август 2008

Цитировать:
Мыльцева О.П. Инновационный кластер как новая форма интеграции бизнеса // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 8. – С. 40-44.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394909
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Современные условия хозяйствования вызывают изменения в технологической структуре национальных экономик, происходит переход от традиционной экономики к «новой экономике», «экономике знаний», то есть основанной на знаниях, на активном восприятии новых идей и технологий. Действительность вынуждает предприятия быть гибкими, приспосабливаться к изменяющемуся миру и активно действовать для того, чтобы выжить. Для активизации инновационной деятельности необходимы предпринимательские структуры, отличающиеся высокой гибкостью организационных форм, ориентирующиеся на установление взаимодействия со всеми участниками инновационной сферы. В этой связи необходимы новые формы интеграции, в которых взаимодействие будет наиболее эффективным.

Ключевые слова: межфирменное взаимодействие, интеграция, экономика знаний, кластер, инновационный путь развития



Современные условия хозяйствования вызывают изменения в технологической структуре национальных экономик, происходит переход от традиционной экономики к «новой экономике», «экономике знаний» [2], то есть основанной на знаниях, на активном восприятии новых идей и технологий. Действительность вынуждает предприятия быть гибкими, приспосабливаться к изменяющемуся миру и активно действовать для того, чтобы выжить. Для активизации инновационной деятельности необходимы предпринимательские структуры, отличающиеся высокой гибкостью организационных форм, ориентирующиеся на установление взаимодействия со всеми участниками инновационной сферы. В этой связи необходимы новые формы интеграции, в которых взаимодействие будет наиболее эффективным [1].

Примером такого предпринимательского союза может служить научно-технологический (инновационный) кластер. Научно-технологический кластер – это сконцентрированные группы взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций и предприятий [3], действующих в инновационной сфере и характеризующихся общностью интересов в процессе осуществления своей деятельности.

Отличительной особенностью кластера является возникновение в нем положительных эффектов:

  • эффекта масштаба производства. Его основой служит наличие в инновационном кластере компаний, каждая из которых специализируется в производстве/предоставлении определенных видов продукции, услуг, что приводит к мультиплицированному эффекту деятельности кластера в целом;
  • эффекта охвата. Он возникает при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для производства нескольких видов продукции;
  • эффекта синергии [4].
  • При действии этих трех эффектов неприбыльные предприятия кластера преодолевают трудности, получая конкурентные преимущества.

    С инновационным кластером также связан эффект нивелирования затрат. Он возникает, когда для осуществления первичной инновации необходимо произвести множество дополнительных расходов, в результате прибыль от инновации может оказаться меньше ожидаемой вначале. В кластере фирмы могут минимизировать дополнительные расходы, что позволяет внедрять разнообразные инновации с меньшими затратами. Формирование и функционирование такого кластера возможно на основе ряда принципов:

  • Принцип независимости и кооперирования. Предприятия сохраняют определенную степень свободы, при которой они независимы в своей деятельности, но в то же время кооперируются и передают на корпоративный уровень решение ряда вопросов.
  • Принцип конкуренции. Входящие в состав кластера предприятия конкурируют с субъектами внешней среды и между собой в рамках кластера.
  • Принцип свободного входа и выхода. Любое предприятие инновационного кластера при соблюдении определенных правил, установленных в кластере, может по собственной инициативе выходить из его состава или входить. Нет ограничений по объемам производства, обороту, численности работающих.
  • Принцип регулируемой свободы. Выполнив определенные условия, предприятие может входить и выходить из состава кластера, но, входя, оно берет на себя обязательства и ограничивает до определенной степени свою свободу действий, сохраняя юридическую, коммерческую и научную самостоятельность.
  • Принцип пропорционального владения правами на объекты интеллектуальной собственности, созданной в кластере. Имущественные права распределяются пропорционально между авторами, предприятием, кластером и т.д.
  • Принцип минимизации риска. Достигается за счет диверсификации направлений исследований и внедрения проектов, путем страхования этих работ и т.д.
  • Принцип информированности. Информация о происходящих изменениях в производстве, различных инновационных процессах доступна всем участникам кластера.
  • Принцип знаний. Знания, полученные и выработанные в кластере доступны каждому участнику. Обязательным является генерирование, накопление, хранение и передача знаний.
  • Принцип пропорциональности производственных мощностей. В кластере предполагается общее использование производственных мощностей предприятиями кластера.
  • Принцип общности материально-технической и интеллектуальной базы. Предприятия, входящие в инновационный кластер, используют имеющиеся материальные и интеллектуальные ресурсы, а также обновляют и пополняют их в равных долях с учетом специфики каждого предприятия.
  • Процессы интегрирования малого и крупного предприятий в кластере целесообразно проводить по следующим направлениям:

    1) взаимодействие на этапе появления идеи;

    2) взаимодействие при формировании материальной и интеллектуальной базы;

    3) взаимодействие в процессе производства и реализации инновационной идеи.

    Осуществляя свою деятельность внутри кластера, предприятия обязаны соблюдать определенные правила поведения. Они помогают удерживать преимущества, обретенные внутри кластера, делать их доступными для всех участников кластера. Приведем несколько основных правил, регулирующих отношения внутри кластера:

  • Взаимодополняемость. Отношения, построенные в кластере, должны способствовать достижению кратчайшего срока изготовления и наименьшую себестоимость продукции, услуг предприятий кластера.
  • Сдержанная конкуренции. Предприятия одной отрасли, входящие в один кластер, не должны конфликтовать. Осуществляется взаимовыгодное сотрудничество, удовлетворяются потребности внутри кластера и запросы извне.
  • Доступность. Кластер должен поддерживать развитие отрасли путем привлечения новых идей для реализации внутренних проектов, путем привлечения новых партнеров, предлагающих более эффективное решение внутренних задач.
  • Всесторонние связи. Предприятия, входящие в кластер, заботятся не только о собственном развитии, осуществляя поиск более выгодных партнеров, но и осуществляют поддержку проектов, направленных на развитие кластера в целом.
  • Общность. Взаимоотношения между различными предприятиями не только закреплены в письменном виде, но руководители крупных организаций, формирующих кластер, разрабатывают общее направление развития кластера и отрасли в целом.
  • Соответствие. Деятельность крупных предприятий отрасли должна соответствовать направлению государственной политики.
  • Малым предприятиям, желающим войти в кластер важно оценить эффективность взаимодействия с предприятиями кластера, также как и предприятиям кластера необходимо определить выгодность сотрудничества с новым предприятием. Внутри кластера существуют вертикальные (покупатель – поставщик) и горизонтальные (общие клиенты, технологии, посредники) связи, через которые осуществляется взаимодействие различной интенсивности. Характер вертикальных и горизонтальных связей говорит о размерах, параметрах кластера. Интенсивность потоков разнообразных ресурсов отражает специализацию предприятий, входящих в кластер. Показатель интенсивности связи говорит о сплоченности предприятий внутри кластера.

    Связи между предприятиями осуществляются путем прохождения различных потоков (денежных, трудовых ресурсов, информационных, потоков готовой продукции и полуфабрикатов, материальных и интеллектуальных ресурсов) по каналам кластера. Эти связи можно определить путем анализа интенсивности использования различных каналов внутри кластера. Редкое использование того или иного канала между предприятиями говорит о независимости предприятий, а частое – о силе связывающего их канала.

    Оценка этих потоков для малого предприятия является решающим фактором, определяющим основное направление организации взаимодействия с кластером. Для оценки взаимодействия предприятий в кластере целесообразно рассчитать коэффициент взаимосвязи (С). В числителе данного коэффициента берется количество сделок между малым предприятием по определенному потоку с предприятием кластера в течение года, в знаменателе - количество обращений к этому потоку в процессе деятельности за период, как в кластере, так и за его пределами. С помощью значений данного коэффициента по всем потокам малое предприятие выбирает направление стратегии развития, основанной на укреплении конкурентных преимуществ. Кластер с наибольшим значением по всем потокам рассматривается как основной. И взаимодействие с ним считается приоритетным для малого предприятия, а остальные рассматриваются как вспомогательные.

    Для оценки степени важности потоков внутри кластера используется метод присвоения рангов. Ранжирование происходит согласно принципам взаимодействия предприятий внутри кластера. Наибольший ранг (R) присваивается потокам, которые способствуют развитию конкурентных преимуществ малого предприятия.

    Рекомендуется рассчитывать также коэффициент (К), показывающий, насколько сильно малое предприятие взаимодействует с предприятиями кластера (по потокам потребляемых ресурсов) и заинтересованность других предприятий кластера во взаимодействии с конкретным малым предприятием через оценку входящих с помощью этого предприятия потоков в кластер.

    К = R1* С1 + R2*С2+ R3*С3+ R4*С4+ R5*С5+ R6*С6

    Значение коэффициента менее 0,2 говорит о слабых взаимосвязях, взаимодействие должно быть направлено на построение новых отношений. Значение больше 0,2, но меньше 0,6 – предприятие имеет не достаточно прочные позиции. Значения коэффициента более 0,8 говорит о сильных взаимосвязях. Следует продолжать наращивать объемы деятельности, участвовать в новых проектах.

    Данная модель сотрудничества полезна руководителям малых и крупных предприятий в качестве эффективного инструмента при формировании взаимовыгодных стратегий взаимодействия в инновационной сфере.


    Источники:

    1. Колесов В. П. Инников Ю. В. Кочетов Э. Г. Глобализация мирового хозяйства и место России. – М.:ТЕИС, 2000. – 230 с.
    2. Мильнер Б. З., Управление знаниями. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 177 с.
    3. Портер М. Э. Конкуренция – М.:Издательский дом Вильямс, 2001 – 495 с.
    4. Bradley M., Desai A., Kim E. The Rationale Behind Interfirm Tender Offers: Information or Synergy? // Journal of Financial Economics. 1983. No. 2. P. 195.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:22:06