Статья опубликована в журнале «Торгово-экономический журнал»1 / 2017
DOI: 10.18334/tezh.4.1.37318

Формирование статей затрат обращения торговых предприятий Украины

Лень Василий Степанович, бывший профессор кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, кандидат экономических наук, профессор, Черниговский национальный технологический университет, Россия

Formation of circulation cost items of trade enterprises - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Исследованы вопросы формирования статей затрат обращения на предприятиях торговли. Определено, что большинство исследователей, предлагая статьи учета для торговых предприятий, не рассматривают вопросы обоснования их ведения. Предложено формирование статей затрат торгового предприятия начинать из анализа их структуры и формировать статьи затрат на основе метода “анализ АБС”, а также с учетом границы их существенности. На основе сформированных статей затрат организуется учет, разрабатываются и утверждаются формы управленческой отчетности, которые включают плановые, фактические и за предыдущий период показатели и отклонения от них. При этом, управление затратами обращения осуществляют за отклонениями. Сформированные на основе анализа статьи учета затрат, а также формы управленческой отчетности отражают во внутреннем нормативном документе предприятия, который регламентирует бухгалтерский учет в разделе “Политика управленческого учета”.
Цитировать публикацию:
Лень В.С. Формирование статей затрат обращения торговых предприятий Украины // Торгово-экономический журнал. – 2017. – Том 4. – № 1. – С. 65-72. – doi: 10.18334/tezh.4.1.37318

Постановка проблемы

Торговля в Украине является одной из наиболее развитых отраслей экономической деятельности. Количество торговых предприятий, которые занимаются лишь розничной торговлей, составляет около 50 тыс. ед. [1]. Основная цель деятельности торговых предприятий (как и других субъектов предпринимательской деятельности) – получение прибыли, количественная величина которой предопределяет возможность их развития и существенно зависит от размера затрат обращения. Поиск оптимального уровня затрат обращения нуждается в рационализации методических подходов по их накоплению за статьями учета, в соответствии с потребностями получения информации для управления. В этом контексте практическую значимость приобретает обоснованный рациональный выбор статей затрат, затраты на ведение которых покрываются доходами от использования накопленной информации менеджментом предприятия. В связи этим, обоснование статей затрат торговых предприятий для управления ими в будущем, является всегда актуальным.

Анализ последних исследований и публикаций

Вопросы учета, анализа, планирования и управления затратами предприятий отражены в работах многих современных украинских ученых, в частности: Ф. Ф. Бутинца, В. К. Данилка, Н. И. Дулябы, А. А. Мазараки, И. В. Милаш, В. В. Сопка, Ю. С Цал-Цалко и др. Высоко оценивая научные и практические достижения перечисленных и других ученых-экономистов, необходимо указать, что проблемы управленческого учета затрат торговых предприятий решены далеко не полностью. В частности, информация для управления затратами накапливается в системе бухгалтерского учета, в его подсистеме – управленческом учете. Для этого на предприятиях организовывается учет за элементами и статьями затрат. Тем не менее, вопросу порядка формирования статей затрат исследователями уделяется крайне мало внимания.

Выделение нерешенных прежде частей общей проблемы

Исследователями преимущественно рассматриваются вопросы распределения затрат обращения между товарами и учета отдельных статей затрат. Вместе с тем, практически не рассматривается обоснование порядка выбора статей затрат в торговых предприятиях.

Цель статьи – разработка предложений по организации управленческого учета затрат обращения.

Изложение основного материала

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о затратах предприятия, в том числе торгового, и ее раскрытие в финансовой отчетности определяет Положение (стандарт) бухгалтерского учета (П(с)БУ) «Затраты» [2]. Детализированные требования этого П(с)БУ относительно торговых предприятий раскрыты в Методических рекомендациях по формированию состава затрат и порядке их планирования в торговой деятельности [3] .

Торговые предприятия осуществляют текущие затраты, под которыми понимается совокупность затрат живого и овеществленного труда на осуществление текущей торгово-производственной деятельности предприятия, которые по натурально-вещественному составу представляют потребленную часть материальных, нематериальных, трудовых и финансовых ресурсов. Составная часть текущих затрат торгового предприятия – затраты обращения. Затраты обращения – это представленные в денежной форме затраты предприятия на осуществление процесса реализации товаров, которые по своей сути являются себестоимостью услуг по доведению товаров от производителя до потребителя и связанны с изменением форм собственности [3]. В соответствии с П(с)БУ 16 «Затраты», в затраты обращения не включаются административные затраты, другие операционные и финансовые затраты [2].

В учете затраты обращения классифицируют по:

1.               видам деятельности (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание);

2.               экономическим элементам (материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, амортизация, другие затраты);

3.               статьями затрат (затрат).

В торговой деятельности выделяются такие статьи затрат [3]:

1.               затраты на оплату труда персонала, который обеспечивает сбыт товаров (продукции);

2.               отчисления на социальные мероприятия;

3.               затраты на аренду основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов, которые обеспечивают сбыт товаров (продукции);

4.               затраты на содержание основных средств, других необоротных материальных активов, малоценных быстроизнашивающихся предметов, которые обеспечивают сбыт товаров (продукции);

5.               амортизация основных средств, других необоротных материальных и нематериальных активов, которые обеспечивают сбыт товаров (продукции);

6.               затраты на хранение, сортировку, обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров (продукции);   

7.               затраты на транспортировку;

8.               затраты на проведение маркетинговых мероприятий;

9.               затраты на тару;  

10.           налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи;

11.           другие затраты на сбыт.

В перечне статей затрат, согласно Методическим рекомендациям по формированию состава затрат и порядке их планирования в торговой деятельности, слово расходы нами заменено на слово затраты [1] в связи с тем, что затраты не влияют на изменения собственного капитала, а расходы – влияют [4](Len, Proshina, 2013).

Ю. А. Верига и Н. В. Фирсова [5](Veriga, Fіrsova, 2012), с целью своевременного контроля и управления затратами, предлагают расширить перечень статей затрат торговых предприятий, в частности, такими статьями:

– затраты на содержание основных средств и других необоротных материальных активов;

– затраты на ремонт основных средств;

– затраты на спецодежду, обувь, обмундирование, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей;

– стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов при отпуске их в эксплуатацию;

– затраты, связанные с изготовлением и использованием бланков бухгалтерских документов, регистров, отчетности;

– затраты на приобретение литературы для информационного обеспечения хозяйственной деятельности и подписку специализированных периодических изданий;

– затраты в уплату процентов за пользование кредитами.

Кроме того, по отдельным статьям Ю. А. Верига и Н. В. Фирсова предлагают организовать учет за подстатьями.

Другие исследователи выделяют и иные статьи затрат торговых предприятий, в том числе с их детализацией. В частности, Г.М. Давыдов для торговых предприятий выделяет статью «маркетинговые затраты», которая включает исследование вторичной (кабинетные исследования) и первичной (полевые исследования) информации и другие затраты на маркетинговые исследования, а также «затраты на формирование спроса и стимулирование сбыта» [6].

Следует отметить, что на любом предприятии бухгалтерский учет ведут за элементами и статьями затрат. Учет за элементами затрат регламентируется П(с)БУ 16 «Затраты», и элементы затрат являются едиными для всех субъектов, которые ведут бухгалтерский учет предприятий независимо от отраслевой принадлежности и в полной мере отражают состав факторов производства (труд, предметы труда, средства труда) [6].

Состав статей затрат предприятие торговли определяет самостоятельно. В связи с тем, что большинство статей являются комплексными, в зависимости от потребностей в информации для управления, они могут подразделяться на две или больше статей следующего порядка. В частности, затраты на транспортировку включают транспортировки собственными силами и посторонними организациями, затраты на перевалку, страхование транспортных средств и товаров при перевозках, другие транспортно-экспедиционные затраты. Разнообразие затрат обращения делает возможным успешный поиск их абсолютного и/или относительного сокращения.

Для абсолютного или относительного сокращения затрат обращения, предприятия торговли должны наладить надлежащее управление ими. Причем, чем больше абсолютная или относительная величина определенных затрат, тем больше внимания необходимо уделять их управлению.

Нами предлагается для определения статей затрат для управления применять модель «анализ АВС», которая основана на удельном весе затрат в их общей сумме [7] (Len, 2015). Впервые предложено формировать статьи затрат, используя способ «анализ АБС» В. В. Гливенко в 2002 году [8] (Glivenko, 201). Е. В. Галкина в 2005 году также высказывала возможность проведения разукрупнения затрат на основе критерия существенности с использованием инструмента АВС-анализа [9] (Galkina, 2005). Для этого предлагается проанализировать все затраты за предыдущие периоды. К классу С отнести все затраты, которые имеют удельный вес меньше 5 % и совокупно не превышают эту величину. Эти затраты учитывают по статье другие затраты обращения. Дальше, по мере увеличения удельного веса затрат, их группируют в группу В до достижения их удельного веса вместе с удельным весом затрат группы С 20 %. В зависимости от сущности элементов затрат группы В, их можно разделить на 2 или 3 статьи. Последние 80 % затрат включают в группу А, которую разделяют на статьи, каждая из которых в общей сумме затрат составляет не меньше 15 % общих затрат.

Статьи учета затрат определяют по каждому центру ответственности, количество которых зависит от организационной структуры торгового предприятия, применяемой технологии, выполняемых подразделами функций, объемов продаж, величины избранной границы существенности и т. п. При этом центры затрат могут формироваться как по организационной структуре, так и по функциям (метод АВС Actіvіty-based costіng).

Безусловно, учет затрат обращения зависит от организационной и торгово-технологической структуры предприятий розничной торговли, а также потребностей менеджмента в информации для управления. Предприятия розничной торговли осуществляют реализацию товаров, предоставляют покупателям платные услуги, осуществляют отдельные операции торгово-технологического процесса, связанные с началом и продолжением выполнения производственных функций в торговле (в частности: снабжение товаров; хранение; фасовка; сортировка; предпродажная подготовка; послепродажное обслуживание и т. п.). Кроме того, в крупных торговых предприятиях выделяют подразделения, которые обеспечивают выполнение вспомогательных процессов и операций (безопасность, транспортировка, обслуживание оборудования и т. п.). Выделяются также подразделения управления предприятием (административно-управленческий персонал, бухгалтерия). В идеале по каждой такой части торгового предприятия должна аккумулироваться бухгалтерская информацию о ее деятельности. Тем не менее необходимо учитывать, что затраты должны окупаться прибылью, а поэтому детализация учета имеет затратные ограничения.

Определенные на основе анализа статьи затрат следует утвердить во внутреннем нормативном документе, который регламентирует бухгалтерский учет торгового предприятия в подразделе «Политика управленческого учета» [10] (Len, 2012). В этом же разделе, или как приложение, для управления затратами утвердить формы управленческой отчетности и ответственных за управление конкретной статьей затрат. По статьям затрат класса А отчетность для управления целесообразно составляют ежемесячно, класса В – ежеквартально, класса С – один раз на полгода. Отчетность, на наш взгляд, должна включать такие показатели за период и нарастающим итогом с начала года: план; фактически; за прошлый год; отклонения от плана и прошлого года. Полученную отчетность анализируют и принимают корректирующие решения.

Выводы и предложения

Формирование управленческого учета затрат торгового предприятия следует начинать из анализа структуры затрат и формирования статей затрат. Одним из способов формирования статей затрат, который может быть применим на предприятиях, в том числе торговых, является применение метода «анализ АВС». На основе сформированных статей затрат сорганизуется их учет, разрабатываются и утверждаются формы управленческой отчетности, которые включают плановые, фактические и за предыдущий период показатели и отклонения по ним. При этом управление затратами обращения осуществляют за отклонениями.



[1] Рос. расходы соответствует укр. вытраты, слово затраты на русском и украинском языках имеют практически одинаковый смысл  [6].


Источники:
Торгівля (1990-2014 рр.). Статистична інформація [Електронний ресурс] / Держкомстат України URL: www.ukrstat.gov.ua/.
Положення (стандарт) бухгалтерського обліку 16 «Витрати»: затв. наказом Міністерства фінансів України від 31.12.99 № 318 URL: http://minfin.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=340510&cat_id=293533.
Методичні рекомендації з формування складу витрат та порядку їх планування в торговельній діяльності, затв. наказом Міністерства економіки та з питань європейської інтеграції України від 22.05.2002 № 145 URL: http://www.me.gov.ua/LegislativeActs/Detail?lang=uk-UA&id=cf799ac5-183a-4464-83c7-a173fd07003e..
4. Лень В.С., Прошина К.В. // Економічний форум. Науковий журнал. – 2013. – № 2. – С. 277-284. – url: http://ekona.org.ua/repository/view/72/.
Верига Ю.А., Фірсова Н.В. Проблеми та перспективи розвитку обліку, аналізу і контролю в умовах світових інтеграційних процесів // «Проблеми та перспективи розвитку обліку, аналізу і контролю в умовах світових інтеграційних процесів»: Збірник матеріалів І Всеукраїнської науково-практичної конференції. Львів, 2012. – С. 196.– url: http://dspace.puet.edu.ua/handle/123456789/379.
Облікова політика: навчальний посібник. / за ред. Г. М. Давидова. - К.: Знання, 2010. – 479 с.
Лень В.С. Управлінський облік. Підручник. / В.С. Лень. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2015. – 317 с.
8. Гливенко В.В. Застосування методу “Аналіз АВС” при калькулюванні собівартості продукції (робіт, послуг) // Науковий вісник Національного аграрного університету. Зб. наук. праць. – 201. – № 44. – С. 104-105.
9. Галкина Е.В. // Управленческий учет. – 2005. – № 2. – url: http://dis.ru/library/detail.php?ID=25203.
10. Лень В.С. // Проблеми і перспективи розвитку обліково-аналітичного забезпечення системи управління підприємств в умовах євроінтеграції: зб. наук. праць. – 2012. – № 232. – С. 206-215. – url: http://ekona.org.ua/repository/view/134/.