Эволюция производительных сил

Картаузов А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (20), Август 2008

Цитировать:
Картаузов А.А. Эволюция производительных сил // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 8. – С. 27-31.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394907
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Необходимость изучения конкурентоспособности производительных сил возникла относительно недавно, в начале 1990-х годов, вместе с изменением политического строя и сопровождавшими его негативными экономическими последствиями. Во многом в силу этих обстоятельств возникла потребность в изменении традиционного образа экономической жизни на новый стиль экономического мышления.

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационный путь развития, инновационное мышление

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Необходимость изучения конкурентоспособности производительных сил возникла относительно недавно, в начале 1990-х годов, вместе с изменением политического строя и сопровождавшими его негативными экономическими последствиями. Во многом в силу этих обстоятельств возникла потребность в изменении традиционного образа экономической жизни на новый стиль экономического мышления.

Сразу оговоримся, мы считаем, справедливым следующее утверждение: «Конкурентоспособность синтезирует в себе всеобщее качество… Причем в условиях конкуренции понятие «качество» имеет ряд составляющих: это и качество законотворческой деятельности, качество инфраструктуры, образования, здравоохранения, научных исследований, качество управления, качество работы конструкторов, технологов, рабочих, качество товаров и услуг, сервисного обслуживания покупателей».

В целях подтверждения данной предпосылки, мы начали исследование с анализа теоретических подходов к проблеме изучения конкурентоспособности товара, и представили эти подходы как традиционные (классические) и современные (креативные). Классический подход в исследовании конкурентоспособности означает предпосылки, принципы и положения, основанные на выводах традиционной экономической теории, четвертого технологического уклада, индустриальной стадии развития. Соответственно, креативные относятся к постиндустриальной, информационной фазе становления экономической системы.

В рамках классического, индустриального подхода основными параметрами, характеризующими конкурентоспособность предприятия выступают качество и цена выпускаемого товара. Проблема заключается в отсутствии стратегии управления качеством, которая обеспечит конкурентоспособность продукта. Необходима радикальная реконструкция систем управления качеством продукции в связи с гипертрофированными контрольными аспектами качества в конечной стадии производства, в противовес механизму обеспечения качества, формирующему качество на допроизводственных стадиях.

С данной позицией согласен Р.А.Фатхутдинов, он считает, что параметры выхода продукции должны формироваться еще на первой стадии жизненного цикла производимого объекта, на которой определяются нормативы конкурентоспособности, представляющие собой качество составных компонентов продукта. Также имеет существенное значение качество процессов производственной системы, которое должно быть не ниже качества компонентов входа системы: «Обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности объектов начинается с разработки ее стратегических нормативов, продолжается на стадии отбора конкурентоспособных компонентов входа системы и заканчивается обеспечением качественных процессов по всем стадиям жизненного цикла выпущенных объектов».

Конкурентоспособность товара может быть неценовой (повышение качества продукта) и ценовой (снижение цены). Ценовая конкурентоспособность определяется стратегией ресурсосбережения, издержками и технологией производства, она априори задается и осуществляется производителем со значительно большей свободой в отличие от неценовой конкурентоспособности ориентированной на потребителя.

В креативном направлении, преобладает нематериальная, качественная сторона конкурентоспособности, идеологически-психологические факторы, образ товара или «бренд».

Важным, в данном случае, является представление об уменьшающейся значимости традиционных, простых факторов производства – а это экономические ресурсы которыми в большей степени наделены субъекты экономических отношений, включенные в конкурентные процессы. Управление стоимостью, и тем более установленная рыночными механизмами цена продукции не могут служить основным критерием качества продукции.На конкурентоспособность производств и производимых ими товаров в настоящее время все в большей степени влияют, и выходят на первый план, неценовые факторы. Среди них важнейшее значение приобретают такие как качество товара, его новизна, интеллектуалоемкость, экологичность.

Существует немало косвенных доказательств того, что значимость более сложных, новых, нематериальных факторов экономической деятельности постепенно увеличивается. Одним из них служит то, что в стоимости массово производимой и потребляемой продукции увеличивается доля затрат не связанных непосредственно с производством конкретной единицы товара. Сравнительно простые изделия обязательно содержат в своей цене компенсацию традиционных затрат на производство самих этих изделий и затрат в форме выплат владельцам интеллектуальной собственности, в виде разного рода лицензионных отчислений за права использования. Доля интеллектуальной ренты в цене современных готовых изделий может достигать 50 – 70 % и даже больших значений.

В структуре этих затрат основная доля приходится на так называемую «имиджевую» составляющую, то есть на формирование у потребителя потребности в приобретении продукта определенного производителя или продавца. Другими словами, в возрастающей степени продается и, соответственно, оплачивается потребителем не столько реальный продукт, сколько его виртуальная составляющая – «имидж», доход от продажи которого, через права на рекламируемые торговые марки – «бренды» – поступает владельцам этой специфической, интеллектуальной собственности. Уже сегодня оплачивается не только труд наемного работника или другие традиционные экономические и финансовые ресурсы, затрачиваемые в процессе производства продукции, но и использование интеллектуальных продуктов – реальных (технологии) или нематериальных (имиджевые торговые марки) – находящиеся в собственности конкретных людей или организаций.

Рост «имиджевого потребления» и соответствующего ему спроса приводят к тому, что эластичность спроса от цены резко снижается, т.е. при изменении цены спрос изменяется незначительно и цена перестает быть главным фактором в процессе товародвижения. Потребитель приобретает не просто товар, удовлетворяющий формальную потребность, а индивидуализированную продукцию, обладающую определенным уровнем качественной, «имиджевой» нагрузки.

В креативном варианте теории конкурентоспособности победа над конкурентами обеспечивается не столько экономией на издержках и эффективным использованием других традиционных факторов производства, сколько продуманным сочетанием потребительских качеств, рекламной кампанией, формированием психологической зависимости потребителя от определенных товарных «брендов» и символов, которые являются интеллектуальной собственностью, созданной в процессе научно-технического прогресса.

В проведенном теоретическом анализе проблема обеспечения качества в разной мере затрагивается всеми представителями экономической науки. В традиционном и современном подходах к изучению проблемы конкурентоспособности – качество, как экономическая характеристика, занимает центральное место (будь-то традиционное понимание качества – как наличие определенных свойств присущих объекту, или, креативное – как интеллектуальная рента, выраженная в конкретных символах подразумевающих определенный уровень качественной нагрузки). Именно показатель качества продукта детерминирует его конкурентоспособность. При условии неудовлетворительного качества продукта даже при наличии дополнительно предоставляемых рекламных, сервисных или маркетинговых услуг изделие будет неконкурентоспособным на рынках.

Это означает, что качество изделия является главным критерием в принятии решений потребителями о выборе продукта для удовлетворения той или иной потребности, и, тем самым обеспечивает его конкурентоспособность. Тогда возникает вполне закономерный вопрос – если качество определяет конкурентоспособность, то что, в свою очередь, определяет качество? Производительные силы в упрощенном виде, представляют собой совокупность средств производства и людей, занятых в производстве. Это те факторы производства, которыми создается и от которых непосредственно зависит качество продукта, следовательно, обеспечивается конкурентоспособность этого продукта на региональных рынках.

По итогам проведенного анализа мы предлагаем понимать конкурентоспособность продукта как функцию конкурентоспособных производительных сил. В создании продукта основное участие принимают производительные силы, для того, чтобы продукт стал конкурентоспособен, он должен быть качественным, в свою очередь, чтобы произвести конкурентоспособный продукт, производительные силы должны обладать набором определенных качеств, т.е. они должны быть конкурентоспособны.

Выражается это, в развитии инновационных процессов, которые, с одной стороны, определяют создание новых и изменения существующих технологий производства, и, с другой стороны, в развитии человеческого ресурса, который является источником возникновения и экспансии (расширения) инноваций, а также участником производственного процесса.

Следовательно, производительные силы и составляющие их экономические элементы – труд и капитал – главные объекты, которые влияют на качество продукта и детерминируют развитие конкурентоспособной экономики.


Источники:

1. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015 / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. С. 17.
2. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. С. 114.
3. Минько Э.В., Кричевский М.Л. Качество и конкурентоспособность. – СПб.: Питер, 2004. С. 63-98.
4. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи – М.: «РИП-холдинг», 2006. С. 147.
5. Ковалев М. Интеллектуальная собственность в экономике // Экономист. – 2003. - №1. С. 37-44.
6. Явлинский Г. Перспективы России. М.: ГАЛЛЕЯ – ПРИНТ, 2006. С. 43-51.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 03:07:12