Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2008

Роль человеческого капитала в развитии предприятия

Беляева Светлана Сергеевна, Аспирант ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, экономического факультета, преподаватель БОУ ОО СПО «Торгово-экономический колледж», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 110

Аннотация:
Научной предпосылкой появления современных экономических теорий, подтверждающих, что человеческий потенциал следует рассматривать как движущую силу экономического прогресса, стала теория человеческого капитала, получившая своё развитие в концепциях Т. Шульца, Г. Беккера, Дж. Минцера, Ли Хансена, а позднее большой вклад в её разработку внесли М. Блауг, Ф. Уэлч, Б. Чизвик, Н. Гаузнер, Р. Капелюшников, А. Семёнов, В. Иноземцев. Они сделали акцент на инвестиции в человека, не только экономические инвестиции, но и социальные, в части образования в воспроизводстве человеческого капитала, поскольку только знания, навыки и способности человека содействуют росту производительности.
Цитировать публикацию:
Беляева С.С. Роль человеческого капитала в развитии предприятия // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 10. – С. 120-127.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Научной предпосылкой появления современных экономических теорий, подтверждающих, что  человеческий потенциал следует рассматривать как движущую силу экономического прогресса, стала теория человеческого капитала, получившая своё развитие в концепциях Т. Шульца, Г. Беккера, Дж. Минцера, Ли Хансена, а позднее большой вклад в её разработку внесли М. Блауг, Ф. Уэлч, Б. Чизвик, Н. Гаузнер, Р. Капелюшников, А. Семёнов, В. Иноземцев. Они сделали акцент на инвестиции в человека, не только экономические инвестиции, но и социальные, в части образования в воспроизводстве человеческого капитала, поскольку только знания, навыки и способности человека содействуют росту производительности.

Вопросы развития, накопления и использования способностей человека и его потенциала нашли свое отражение в научных трудах В. Пети, А.Смита, Ж.Б. Сэя, Н.Сениора, Г. Сиджвика, Л. Вальраса, И. Фишера и др. Ученые рассматривали людей или их мастерство как капитал. Дальнейшее становление экономики, ориентированной на инновационность развития предпринимательства, привело к появлению новой концепции подготовки кадров. Теперь в основе  увеличения производительности труда должны лежать творческие (креативные) или предпринимательские способности личности.

Исследователи теории человеческого капитала рассматривают его как дополнительный источник дохода, зависящий от знаний, навыков и способностей человека. Г. Беккер в одной из своих работ внес наибольший вклад в разработку категориального аппарата новой теории человеческого капитала. Под человеческим капиталом ученый понимает воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. [1]

А. Маршалл, продолжатель идей Г. Беккера, в своих трудах рассматривает воздействие на заработки и производительность труда сроки обучения, производственный опыт, личные способности. [2]

Среди отечественных исследователей, работающих в данной области, можно назвать академика С.Г. Струмилина, который в 20-е гг. произвел подсчеты вклада образования в национальный доход Советского Союза и его экономический рост. Тем самым был вызван интерес изучить связь образования с производительностью труда у других российских экономистов (В.А. Жамина, Г.А. Егиазаряна, Е.Н. Жильцова, С.Л. Костаняна).

С.А. Дятлов определил человеческий капитал как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов» [3].

У экономистов нет единого мнения о составе человеческого капитала. Г.Беккер предлагает выделять в нем капитал образования (знания общие и специальные), капиталы здоровья, профессиональной подготовки (квалификация, навыки, производственный опыт), миграции и мотивацию к экономической деятельности. [4] Л. Туроу включает в человеческий капитал такую черту, как «уважение к политической и социальной стабильности» [5]. В. Марцинкевич анализирует влияние на созидательный потенциал человека, его активность, ответственность, честность, коллективизм, коммуникабельность [6]. И.В. Ильинский предлагает выделять в человеческом капитале образование, здоровье и общую культуру [7].

В результате оценки проведенных теоретических и аналитических исследований отечественных и зарубежных ученых, следует констатировать необходимость расширения понятия «человеческий капитал», добавив составляющую «предпринимательские способности» (рис. 1).

Рис. 1. Основные составляющие человеческого капитала

Это объясняется тем, что в проводимых исследованиях человеческого капитала не уделялось должного внимания важности развития и формирования именно предпринимательских способностей у человека, в основе которых лежат объективные потребности инновационного развития экономики, ужесточение конкуренции среди производителей товаров и услуг, быстрое развитие НТП, изменение вкусов потребителей. Всё это выдвигает новые требования к подготовке кадров. В их основе – становление и развитие творческой личности как главного ключевого ресурса экономики. Следовательно, именно способности работника внедрять, использовать, применять инновации в своей работе оказывают решающее воздействие на результативность деятельности как отдельной фирмы, так и общества в целом, развитие инновационной экономики, ускорение темпов научно-технического прогресса и реализации концепции устойчивого развития предприятия.

Таким образом, под человеческим капиталом следует понимать запас профессиональных знаний и навыков, врожденных (природных) и приобретенных (предпринимательских) способностей, мотивации, энергии и здоровья, которые использует человек в процессе своей деятельности по созданию продукции или услуг.

Каждая из составляющих человеческого капитала носит вероятностный характер. Одни составляющие можно рассматривать как независимые величины, другие – как условно зависимые. Например, при плохом здоровье вряд ли человек может получить высокие профессиональные знания и приобрести навыки. Однако плохое здоровье не отразится на его общей культуре и ценностях. Чем больше вероятностная величина каждой из составляющих, тем больше сам человеческий капитал. Увеличение только одной составляющей приводит к незначительному общему увеличению человеческого капитала. Таким образом, вероятность существования высокого уровня человеческого капитала зависит как от наличия всех его составляющих, так и от высокой вероятности существования каждой из них.

Следовательно, человеческий капитал предприятия можно представить в виде суммы человеческого капитала каждой категории работников [8]:

Общий человеческий капитал предприятия = общий человеческий капитал работников + общий человеческий капитал специалистов и служащих + общий человеческий капитал руководителей.

Далее остановимся на составляющей «предпринимательские способности» человека и определим ее влияние на устойчивое развитие предприятия.

Известный экономист Й. Шумпетер еще в начале ХХ в. обосновал особое значение предпринимательских способностей как фактора производства, связанного с новаторством [9]. По его мнению, предпринимательские способности как фактор производства характеризуют не просто качество человеческо­го ресурса, а, прежде всего, особое качество управленческой дея­тельности в условиях рыночной экономики, ее ориентацию на предприимчивость, т.е. выбор наиболее рациональной и эф­фективной трансформации производственных ресурсов в гото­вый продукт на основе создания и продвижения инноваций.

Сегодня это положение признается как теоретиками, так и экономистами-практиками. Способность человека к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость, решительность, организаторский талант – вот перечень незаменимых качеств работника в условиях конкурентной экономики [10].

Использование предпринимательских способностей в бизнесе и управлении становится особым видом человеческого капитала. В условиях инновационной экономики выжить, а тем более победить конкурентов невозможно без мощного потенциала предприимчивости,(способности человека или группы людей правильно оценить проблему и ситуацию, её породившую, а также выработать решение и реализовать его. Такие проблемы постоянно возникают в сфере производства, распределения, сбыта продукции, управления, конкурентных отношений).

Это означает, что наличие предпри­нимательских способностей является предпосылкой, условием принятия успешных экономических решений для любого вида хозяйственной деятельности при инновационной экономики.

Такой подход к анализу предпринимательства как инновационной, новаторской разновидности бизнеса позво­ляет более точно определить и понятие «предпринимательские способности» как фактор производства, оценить их вклад в увеличение выпуска продукции на всех уровнях хозяйствова­ния на основе единых методологических принципов. При та­ком подходе ясно видно, что предпринимательские способнос­ти характеризуют влияние качественного, интенсивного фактора, позволяющего осуществить экономический рост на новой инно­вационной основе (т.е. с привлечением более квалифицирован­ной рабочей силы, новых материалов, усовершенствованных технологий и других ресурсов). Все это свидетельствует о возрастании востребованно­сти предпринимательских способностей как фактора производ­ства, связанного с качеством системы управления, в условиях перехода страны к новой экономике.Их формирование у человека становится одним из условий обеспечения конкурентоспособности своему предприятию.

Зарождение предпринимательских способностей зависит от:

  • уровня образования,
  • потребностей самого человека,
  • квалификации и профессиональных качеств преподавателей,
  • используемых образовательных технологий и методов в обучении,
  • подходов к формированию,
  • требований со стороны работодателей,
  • общей корпоративной культуры образовательного учреждения,
  • наличия знаний, необходимых для выполнения  профессиональных обязанностей.

Однако для максимального развития предпринимательских способностей как одного из элементов человеческого капитала, необходимо благоприятное влияние всех факторов.

Таким образом, в экономике, основанной на знаниях, важным является достижение высокого человеческого капитала, который необходим для устойчивого экономического, социального, культурного развития предприятия. Низкий уровень человеческого капитала – главное препятствие для такого развития. Вероятность существования высокого человеческого капитала зависит от наличия всех его элементов. Следовательно, человеческий капитал предприятия можно представить в виде суммы человеческого капитала всех категорий работников. Способность работника к наращиванию человеческого капитала становится важнейшим условием развития предприятия, поскольку эффективное использование в производстве знаний, инновационных и творческих способностей становится решающим фактором экономического роста.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Беккер Г.С. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Т.1., 1993.
2. Becker G.S. Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis. N.Y., 1964.
3. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. – СПб., 1994.
4. Злобин Е. Человеческий каптал – главный резерв развития производства// АПК: экономика, управление. – 2005. - №2. – С. 21-30.
5. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. – СПб., 1996.
6. Крутий И., Новикова Ю. Развитие человеческого капитала в мире и России// Государственная служба. – 2006. - № 4. – С. 51-58.
7. Марцинкевич В. И., Соболева И.В. Экономика человека. – М., 1995. – С. 14.
8. Маршалл А. Принципы экономической науки. 1, 2 том. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
9. Мясоедова Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - №3. – С. 29-36.
10. Thurow L. Investment in Human Capital. - 1970. – P. 104.
11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.