Социальная защита отдельных категорий граждан в странах ЕС: опыт Германии

Левченко Е.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2016)

Цитировать:
Левченко Е.А. Социальная защита отдельных категорий граждан в странах ЕС: опыт Германии // Экономика труда. – 2016. – Том 3. – № 4. – С. 371-380. – doi: 10.18334/et.3.4.37138.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=28307614
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье изучены актуальные подходы к решению отдельных социальных вопросов на примере Германии как страны представителя Европейского союза. В частности, рассмотрены элементы финансового механизма организации социального страхования и социальной защиты граждан. Рассмотрены участники, получатели, размеры выплат системы социального страхования на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также уходом за иждивенцами. Выделены принципы и проблемы организации социальной защиты в странах Европейского союза.

Ключевые слова: Европейский Союз, социальное страхование, социальная защита, социальные пособия, Европейская социальная хартия

JEL-классификация: K31, J26, H55



В странах Европы понятие социальной защиты населения возникло в конце XIX в. и являлось основным атрибутом социальной политики государства на протяжении всего ХХ в., обозначая при этом позицию государства в отношении предоставления гражданам социальных гарантий и поддержание определенного уровня благосостояния населения.

В настоящее время законодательство стран Европейского союза гарантирует каждому гражданину право на социальную защиту и социальные выплаты [1]. Однако, во время миграции населения по территории стран Европейского союза возникает проблема социальных выплат, решение которой представлено в ст. 42 Договора о ЕС. В этой статье говорится об адаптации социальной защиты к защите работников-мигрантов и их соответствие двум основным принципам: создание возможностей для получения и сохранения права на социальные выплаты путем учета всех периодов, предусмотренных в законах отдельных стран и предоставления выплат лицам, которые являются резидентами на территории стран-членов ЕС [2].

В других нормативных актах Сообщества, в частности в Регламенте 1408/71, указано, что целью создания европейского законодательства относительно социальной защиты является не гармонизация законодательства стран-членов зоны евро, а координация порядка обеспечения лицам социальной защиты [3]. Указано, что важно то, чтобы взносы в фонды социального страхования, совершенные лицом в одной из стран – членов ЕС, давали ей право на социальную защиту в любой из стран – членов ЕС. Необходимо устранить возможные территориальные ограничения при использовании различных схем социальной защиты. Важной гарантией является принцип верховенства права ЕС над законодательством отдельной страны – члена ЕС, на которые в свою очередь возлагается обязанность улучшать свое собственное законодательство в сфере социальной защиты к стандартам ЕС.

В частности, регламент 1408/71 в ЕС является комплексным актом, определяющим понятие личности в сфере социальной защиты, а также суть выплат и принципы, на которых базируется социальная защита. Распространяется действие акта на наемных работников, самозанятых лиц, членов семьи и одного из супругов, пережившего другого. Условием распространения действия является наличие гражданства страны – члена ЕС, при этом один из супругов считается гражданином страны – члена ЕС независимо от национальности другого.

В рамках Европейского союза нормативными актами урегулированы все вопросы по социальной защите мигрантов и их семей, однако остается нерешенной проблема с гражданами, которые не могут платить страховые взносы. Не имеет правового регулирования положение граждан из стран «третьего мира», легально проживающих в странах-членах ЕС и лиц, которые не входят в члены семьи трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами страны-члена ЕС.

Итак, основными принципами права ЕС и стран-членов ЕС, по социальной защите граждан являются [4] (Antropov, 2011):

– принцип недопущения дискриминации по национальному признаку, а также осуществление социальных выплат независимо от места жительства. Согласно этому принципу для назначения социальных выплат используется законодательство одной или нескольких стран – членов ЕС. Лицо не может избавляться от социальных выплат на основании того, что оно не является гражданином страны, по законодательству которой имеет право на выплаты. Но этот принцип распространяется не на все виды социальных выплат;

Принцип недопустимости предоставления лицу одинаковых выплат в разных странах-членах ЕС. Этот принцип предназначен не допускать злоупотреблений со стороны лиц, получающих социальные выплаты, и недопущения получения одинаковых выплат в разных странах. Под одинаковыми выплатами следует понимать те, которые имеют общую цель, объект и основание выплаты. Другие критерии определения являются формальными, и поэтому они не играют определяющей роли. Если работник подлежал социальному страхованию в нескольких странах – членах ЕС, то, по сути, он может получать выплаты в разных странах. Такое право ограничивается названным принципом, который детализируется и реализуется в странах – членах ЕС в соответствии с их национальным законодательством;

Принцип прозрачности информации для лиц о размере выплат. Национальное законодательство стран – членов ЕС определяет по-разному размер выплат лицам, обратившимся за социальной помощью, поэтому очень важное значение имеет информация о размерах выплат, изучив которую, лицо может выбирать то, что ей выгоднее. Ни одного работника нельзя лишать права такого выбора. Этот принцип требует от стран-членов ЕС выработки общей концепции по классификации выплат и порядка их предоставления;

Принцип взаимозачета страховых периодов. Этот принцип распространяется на выплаты, связанные с помощью в связи с материнством, семейные выплаты, по временной нетрудоспособности, в связи с инвалидностью, на погребение и пенсии по возрасту. Соответствующие органы страны-члена ЕС, в соответствии с законодательством которой лицо желает получать социальные выплаты, учитывают период страхования, занятости или проживания на территории другой страны-члена ЕС. При этом действует правило, согласно которому считается, что лицо работало на территории этой страны и платило взносы по ее законодательству;

Принцип недопущения ухудшения положения. Это принцип гарантирует стабильность положения лиц, получающих социальную помощь; не допускается ухудшение их положения (снижение уровня выплат, сужение категорий лиц, имеющих право на такие выплаты и т.д.) в связи с введением единых правил в ЕС. Лица могут выбирать более выгодные условия на социальное страхование, имеют право на одинаковый вид помощи в нескольких странах. Так, в Германии достаточно высокий уровень социальных выплат, и если человек получил право на пенсию в связи с инвалидностью в Германии, то по возвращении в свою страну он будет получать пенсию на уровне выплат в Германии, в соответствии со сделанными им взносами. Этот принцип обеспечивает равенство положения лиц трудовых мигрантов и лиц, которые не воспользовались правом свободного передвижения по территории стран – членов ЕС.

Рассмотрим подробнее организацию системы социальной защиты населения на основе механизмов социального страхования, реализуемых в Германии. Исторически сложилось, что Германия – страна, в которой максимально полно реализованы принципы консервативной модели и которая первой и в Европе, и в мире ввела систему социального страхования. Основная заслуга в этом принадлежит Бисмарку, который добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования, а именно: Закона о страховании по болезни лиц промышленного труда (1884 г.), Закона о страховании от несчастных случаев на производстве (1885 г.) Закона об инвалидности и страхования по старости (1891 г.). Многочисленные учреждения и организации системы социальной защиты часто не связаны друг с другом. Это является следствием того, что многие учреждения создавались на базе частных организаций. Социальное страхование осуществляется раздельно в зависимости от страхуемого риска: безработица, здоровье, несчастные случаи на производстве, старость. Каждым видом страхования занимается одно (в страховании по безработице) или несколько учреждений (в пенсионном страховании, страховании здоровья и от несчастных случаев). Все эти учреждения в правовом отношении независимы и являются самоуправляемыми [5] (Dubinskiy, 2012).

На примере системы социального страхования по болезни, беременности и родам рассмотрим финансовый механизм социального обеспечения указанных социальных рисков.

Первые законы в области указанного вида страхования появились в 1883 году – страхование временной нетрудоспособности (по болезни), введен он был в 1884 году. В настоящее время действуют законы, принятые в 1988 году в области страхования временной нетрудоспособности, в 1952 году – основы страхования в связи с материнством (по беременности и родам), и в 1994 году – страхование в связи с долгосрочным уходом за иждивенцами.

Система обязательного социального страхования в связи с болезнью и материнством охватывает всех наемных работников, зарабатывающих до € 53 550 в год; а также отдельные категории, которые не являются плательщиками страховых взносов: пенсионеры, студенты, инвалиды, ученики, и получатели пособия по безработице. Добровольное страхование доступно для наемных работников, зарабатывающих более € 53 550 в год, и для лиц, которые выбирают из обязательного страхования или страхования семьи.

Страхование для самозанятых лиц и работников государственного сектора доступно через частные медицинские страховые компании. Существуют также специальные системы корпоративного страхования для шахтеров, художников и фермеров.

Система страхования в связи с долгосрочным уходом за иждивенцами также охватывает все категории граждан, подпадающих под системы обязательного страхования по болезни. Лица, участвующие в частных страховых схемах по болезни, должны приобрести страховой эквивалент для долгосрочного ухода.

Источником средств для финансирования системы являются страховые взносы, уплачиваемые и работодателем, и застрахованным лицом. Размер взноса составляет для застрахованных лиц в среднем 8,2 % полученного месячного заработка; для пенсионеров в среднем 8,2 % от пенсии. Максимальные годовые доходы, используемые для расчета страховых взносов, составляют 48 600 евро. Для самозанятых категорий расчеты страховых взносов не производятся.

Работодатель уплачивает страховые взносы по средней ставке 7,3 % покрытого месячного заработка, однако предусмотрены специальные условия для заработка менее € 850. Пенсионные страховые учреждения также платят 7,3 % от пенсии пенсионера. Максимальные годовые доходы, используемые для расчета взносов € 48,600.

Страховые взносы на случай долговременного ухода за иждивенцем уплачиваются из расчета: застрахованное лицо 1,025 % от заработка, работодатель – 1,025 % от выплаченных сумм заработной платы. Долгосрочные пособия – пенсионеры вносят 2,05 % от пенсии. Бездетные застрахованные лица старше 23 лет вносят дополнительные взносы в размере 0,25 % заработка. Максимальные годовые доходы, используемые для расчета взносов € 48 600. Частные предприниматели также не входят в систему обязательного страхования, соответственно обязательные взносы не уплачивают.

Условия выплаты денежного пособия: Долгосрочные пособия по уходу выплачиваются лицу, осуществляющему уход за застрахованным лицом не менее двух лет. Пособия варьируются в зависимости от уровня потребности в помощи: значительная потребность в уходе минимум один раз в день (уход уровень I); острая необходимость в уходе три раза в день (уход уровень II); или острая необходимость – уход в течение всего дня (уровень ухода III). Выше пособие выплачивается за застрахованных лиц с психическими расстройствами, такими как деменция. Долгосрочное пособие по уходу также выплачивается застрахованным лицам, которые организуют уход за собой. Размер выплачиваемого пособия по уходу:

– € 235 – уровень I;

– € 440 – уровень II;

– € 700 (уровень III);

– € 120 для лиц, не нуждающихся в медицинской помощи, или имеющих психические расстройства;

– € 305 для уровня I и психическими расстройствами;

– € 525 для уровня II и психическими расстройствами.

Денежное пособие может быть в сочетании с пособиями в натуральной форме, предусматривающего профессионального работника по уходу. Пособия по долгосрочному уходу, выплачиваемые в натуральной форме, составляют € 450, € 1100, € 1550, или € 1918 в месяц, в зависимости от необходимого уровня обслуживания. € 225 выплачивается лицам без медицинской помощи и с психическими расстройствами; € 665 для уровня I и с психическими расстройствами; € 1250 для уровня II и с психическими расстройствами. Страхователь оплачивает расходы на проживание и питание. При определенных условиях фонд платит некоторую сумму на проживание и питание для лиц, проживающих в учреждении для инвалидов (до € 256).

Пособие по болезни выплачивается в размере 70 % от валового дохода в течение 78 недель. Работодатель платит 100 % заработка застрахованного до первых шести недель. Пособия выплачиваются застрахованным лицам, ухаживающим за больным ребенком в возрасте до 12 лет, на срок до 10 рабочих дней для каждого ребенка и до 25 дней для каждого застрахованного лица за каждый календарный год; 20 рабочих дней для каждого ребенка и до 50 дней для неполных семей.

Пособие по материнству получают женщины-члены больничных касс с трудовым договором, 100 % среднего чистого дохода (до € 13 в день от больничной кассы с остатком, выплачиваемым работодателем), в течение предыдущих трех месяцев до отпуска по беременности и родам, выплачивается шесть недель до и восемь недель после предполагаемой даты родов (в общей сложности 12 недель).

Для женщин, которые не являются членом больничной кассы, оплачиваются пособия при определенных условиях: пособие по беременности и родам эквивалентны пособиям по болезни в размере до € 210.

Медицинские льготы работникам. Помимо денежного пособия работники – члены больничных касс имеют право на получение льготной медицинской помощи, в частности: прием врача, услуги больницы и фармацевтов, работающих по контракту с больничными кассами, обеспечивающих льготы для пациентов. Льготы включают в себя комплексную медицинскую и стоматологическую помощь, профилактические осмотры и лечение, лабораторные исследования, помощь по беременности и родам, оказываемая акушеркой или врачом, госпитализация, хирургическое вмешательство, реабилитация, бытовая техника и предписанные лекарства.

Распределение затрат: застрахованный платит 10 % от каждого рецепта (от € 5 до € 10); 10 € за каждый день пребывания в стационаре; 10 % затрат на массаж, трудотерапию, логопедию, и уход на дому плюс 10 € для каждого рецепта, но не более 2 % от заработка больного (1 % для хронически больных). Долгосрочные пособия по уходу на дому включают: уход на дому, бытовую технику, техническую помощь (например, дома), 24-часовой уход. Устанавливается максимальный объем льгот для различных услуг. Медицинская помощь и льготы для иждивенцев является такими же, как и для застрахованных лиц.

Административное управление системы социальной защиты и социального страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляют следующие организации:

Федеральное министерство здравоохранения (официальный сайт www.bmg.bund.de) осуществляет общий надзор.

– Федеральное страховое бюро (официальный сайт www.bva.de) осуществляет контроль за федеральными учреждениями медицинского страхования и использованием временно свободных денежных средств (регулирование долгосрочных вложений).

– Больничные кассы проводят администрирование страховых взносов и выплату пособий.

Совет директоров – избранный административный совет (как правило, состоящий из представителей работодателей и застрахованных) управляет средствами частных фондов.

Существуют также отдельные фонды долгосрочного ухода, организованные фондами медицинского страхования и частными страховыми медицинскими фондами.

Несмотря на значительное развитие системы социального страхования стран – членов Европейского союза и ЕС в целом, в этой системе есть проблемы, в частности:

– значительное увеличение расходов пенсионного страхования (в связи с неблагоприятной демографической ситуацией, увеличением продолжительности жизни);

– сложность обеспечения своевременного и полного внесения страховых взносов в отдельных странах, таких как Португалия, Греция;

– неэффективность контроля при управлении фондами социального страхования через механизм социального партнерства.

Правительства стран применяют следующие основные мероприятия по решению проблем в сфере социального страхования: борьба с мошенничеством, ограничение расходов, усиление контроля в ходе администрирования взносов; передача функций социального страхования частным некоммерческим и коммерческим организациям; использование новых финансовых механизмов.

Таким образом, рассмотрев организацию системы социального страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Германии можно сделать следующие основные выводы:

– система социальной защиты в странах ЕС основана на обязательном социальном страховании, как и в Российской Федерации, поэтому основные ее элементы и финансовый механизм также схожи, так как созданы по единой модели;

– проблемы в области социального страхования в странах ЕС, в частности в Германии, характерны также и для Российской Федерации на современном этапе;

– для решения обозначенных проблем руководство стран Европейского союза рассматривает внедрение новых финансовых механизмов, привлечение частных медицинских фондов, распространение добровольного медицинского страхования. Данные направления в настоящее время рассматриваются и в РФ, но не получили широкого распространения.

Практическая значимость исследования систем социальной защиты в зарубежных развитых странах заключается в изучении опыта решения современных проблем, последствий таких решений для общества в целом, а также учет данного опыта в реформирование системы социальной защиты в Российской Федерации с целью избегания неблагоприятных последствий в будущем.


Источники:

Европейская социальная хартия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.coe.int/fr/web/turin-european-social-charter ( дата обращения: 11.04.2016 ).
Договор, учреждающий Европейское Сообщество (Рим, 25 марта 1957г.) (консолидированный текст с учетом Ниццcких изменений) (с изменениями от 16 апреля 2003г.). [Электронный ресурс]. URL: http://eulaw.ru/content/2001 ( дата обращения: 05.14.2016 ).
Регламент Совета Европейского Союза 1408/71 от 14 июня 1971г. о применении схем социального обеспечения к наемным работникам, самозанятых лицам и членам их семей при их передвижении в Сообществе. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2571106/#ixzz4QUROFNgm ( дата обращения: 03.11.2014 ).
Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза: история, организация, финансирование, проблемы. - М.: Экономика, 2011. – 271 с.
Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. / Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 108 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:37:50