Развитие коммуникативных умений учащихся 5 класса на основе игровых технологий в процессе обучения русскому языку

  • [Монография]
  • ISBN: 978-5-906830-68-5
  • Тираж: 500 экз.
  • М: Издательский дом «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2016
Development of communicative skills of schoolchildren of 5th grade on the basis of gaming technology in the process of learning the Russian language - View in English

Аннотация:
В монографии представлена игровая педагогическая технология развития коммуникативных умений учащихся 5 класса; обоснованы причины речевых ошибок школьников; обоснован дидактический принцип наглядности и деятельностный подход к развитию коммуникативных умений; в соответствии с данными принципом и подходом разработан новый занимательный дидактический материал, предложены новые – игровые – формы урока и внеурочного занятия в 5 классе, практическая реализация которых в процессе обучения русскому языку приводит к более эффективному, в сравнении с традиционной практикой, развитию коммуникативных умений у школьников; сделан вывод о целесообразности введения в процесс обучения в 5 классе внеурочных занятий по русскому языку.

Для студентов педагогических вузов, учителей, методистов, а также всех, кто интересуется проблемами обучения школьников русскому языку.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Титкова М.Ю. Развитие коммуникативных умений учащихся 5 класса на основе игровых технологий в процессе обучения русскому языку. – М: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2016. – 148 с. – doi: 10.18334/9785906830685

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Амонашвили, Ш.А. Школа жизни: трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. – М.: Издательcкий дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.

Архипова, Е.С. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.: ил.

Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. − М., 2002.

Бухаркина, М.Ю. Разработка учебного проекта. − М., 2003.

Введенская, Л.А. Культура речи / Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. – 12-е изд. − Ростов Н/Д: Феникс, 2005. С. 69–162.

Воителева, Т.М. Основные вопросы развития речи учащихся. − М., 2000.

Воителева, Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов. − М.: Дрофа, 2006.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. − М., 1967 (1930).

Выготский, Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 2.

Выготский, Л.С. Педология школьного возраста // Выготский. – М., 1996 (Антология гуманной педагогики). С. 19–106 (1928).

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. − М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений / Подготовка к печати и научное редактирование Е.С. Скобликовой. − М.: УРСС (КомКнига), 2005.

Головин, Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк.,1988. – 320 с.

Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: методические рекомендации. – Самара, 2003.

Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. − М., 1982.

Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Творчество // Избр. труды. − М., 1998.

Журавлев, Д.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. – М.: Издательство МГОУ, 2003.

Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. − М., 1978.

Ильин, Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982.

Ильин, Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986; Калининград, 1989 (с изм.).

История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / [З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина и др.]; под ред. З.И. Васильевой. – 6-е изд., перераб. − М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. 2-е изд. − М.: ЛИНКА-пресс, 1994.

Капинос, В.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. − М.: Просвещение, 1993.

Коменский, Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. − М., 1982. Т. 1.

Комиссарова, Л.Ю. Содержание обучения русскому языку в V классе (примерное планирование) // Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.]. − М.: Просвещение, 2012. С. 10–86.

Ладыженская, Т.А. Программа курса «Русский язык». V класс // Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.]. – М.: Просвещение, 2012. С. 4–9.

Ладыженская, Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1998.

Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Развитие коммуникативных умений // Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.]. – М.: Просвещение, 2012. С. 139–144.

Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. − М.: Смысл, 1997; М.: Смысл; СПб: Лань, 2003.

Леонтьев, А.А. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1974.

Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. − М., 1974.

Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 4 ч. Ч. 1 / авт.-сост. В.Я. Коровина и др. − М.: Просвещение, 2006.

Львов М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. − М.: Издательский центр «Academia», 2011.

Львов, М.Р. Основы теории речи. − М., 2000.

Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». − М.: Просвещение, 1988.

Макаренко, А.С. Педагогическая поэма. – М.: Директ-Медиа, 2014. – Т. 3. – 735 с.

Методика преподавания русского языка в школе / под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Academia», 2000.

Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. − М.: Просвещение, 1980. Изд-е 2, 1991.

Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Игра // Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – Спб: Прайм-Еврознак, 2004 (2009).

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999–2005.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. − М.: Издательство ИКАР, 2009.

Педагогический поиск / И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1987. – 554 с.

Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; Сост. А.А. Князьков. – М., 1998.

Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. – М.: Когито-Центр., 2011.

Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. − М.: Просвещение, 1976.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. − СПб, 1998.

Русский язык. 5 класс: конспекты уроков по развитию речи / И.В. Карасева. – Волгоград: Учитель, 2004.

Русская речь. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина. – М.: 2008.

Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2011. – 288 с.

Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская [и др.]; науч. ред. Н.М. Шанский. − М.: Просвещение, 2010.

Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов [и др.]; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2008.

Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов [и др.]; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010.

Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова [и др.]; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010.

Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.]. – М.: Посвещение, 2012.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. − М.: Народное образование, 1999.

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: Народное образование, 2006. – Т.1. – 468 с.

Скворцов, Л.И. Введение / Культура русской речи: Словарь-справочник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Скворцов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Словарь Л.С. Выготского / Коллектив авторов [вступ. статьи и указатель А.А. Леонтьева]. − М.: Смысл, 2007.

Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? – М.: Первое сентября, 2012.

Узнадзе, Д.Н. Игра / Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадзе. – М.: Смысл; Спб: Питер, 2004. – (Серия «Живая классика»). – Гл. 10. – С. 396–406.

Федоренко, Л.С. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.

Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку. − М.: Просвещение, 1973.

Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие. Изд. 3-е, испр. − М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009 (2013).

Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.

Чуковский, К.И. Живой как жизнь. – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1962.

Чуковский, К.И. От двух до пяти. − М.: Детгиз, 1963.

Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза. − Архангельск, 1990. − 383 с.

Эльконин, Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. − М., 1966.

Эльконин, Д.Б. Проблемы психологии игры // Избранные психологические труды. − М.: Педагогика, 1989.

Эльконин, Д.Б. Психология игры. − М., 1978.

Нормативные правовые акты

Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2‑34‑20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5–9 классы / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2008.

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5−9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.]. 12-е изд., перераб. − М. : Просвещение, 2011.

Образовательный стандарт начального образования по русскому языку / Российский образовательный портал [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 классы) [утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938.

Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. – М., 1998.

Бунеева, Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования в образовательной системе «Школа 2100»: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. – Челябинск, 2009.

Воителева, Т.М. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся 5–9 классов на уроках русского языка: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. – М., 2000.

Дощинский, Р.А. Работа над текстом на уроках русского языка как средство развития связной речи учащихся 5 классов общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. – М.: РГБ, 2005.

Новикова, Л.И. Развитие интереса к культуре речи у учащихся 5–9 классов: на материале предметов гуманитарного цикла: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – М.: РГБ, 1999.

Цейтлин, С.Н. Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка): дис. …д-ра пед. наук. − Л., 1989.

Бунеева, Е.В. Развитие интеллектуально-речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности [Электронный ресурс] // Начальная школа плюс До и После, № 8. − М.: Баласс, 2012. С. 1−5; Образовательная система «Школа 2100» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://school2100.com.

Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. Программа «Русский язык» / Образовательная система «Школа 2100» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://school2100.com.

Бунеева, Е.В., Комиссарова, Л.Ю., Курцева, З.И. Реализация принципа непрерывности и преемственности образования (на примере курсов русского языка и риторики) [Электронный ресурс] // Начальная школа плюс До и После, № 11. − М.: Баласс, 2010. С. 1−5; Образовательная система «Школа 2100» [Официальный сайт]. Режим доступа: http://school2100.com.

Ладыженская, Т.А., Ладыженская, Н.В. Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100» Электронный ресурс] // Начальная школа плюс До и После, № 9. − М.: Баласс, 2002. С. 3−7; Образовательная система «Школа 2100» [Официальный сайт]. Режим доступа: http://school2100.com.

Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? [Электронный ресурс] // Начальная школа плюс До и После, № 1. − М.: Баласс, 2001. С. 3−6; Образовательная система «Школа 2100» [Официальный сайт]. − Режим доступа: http://school2100.com.

Литература. 5–7 классы: поурочные планы по программе под редакцией В.Я. Коровиной [Электронный ресурс]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Электронный ресурс] // Начальная школа плюс До и После, № 1. − М.: Баласс, 2005. С. 3−7; Образовательная система «Школа 2100» [Официальный сайт]. − Режим доступа: http://school2100.com.

Обучение сочинениям. Развитие речи. 5–11 классы [Электронный ресурс] / Л.Е. Гринин, А.М. Гринина-Земскова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Тематическое планирование. Литература 5–11 классы (по программе под редакцией В.Я. Коровиной) [Электронный ресурс]. – Волгоград: Учитель, 2012.

Тематическое планирование. Русский язык 5–11 классы [Электронный ресурс]. – Волгоград: Учитель, 2011.

Экспериментальная педагогическая деятельность в ОУ [Электронный ресурс] / Л.П. Макарова и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Селевко Герман Константинович [Официальный сайт]. − Режим доступа: http://www.selevko.net.

Выготский, Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. − М., 1991. С. 391–410 (1933).

Выготский, Л.С. О педологическом анализе педагогического процесса // Педагогическая психология. − М., 1991 С. 430–449 (1933).

Жинкин, Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания, № 6. − М., 1964.

Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. − М., 1966.

Жинкин, Н.И. Развитие письменной речи учащихся III−VII классов. − М.: Известия АПН РСФСР, 1956. Вып. 78.

Капинос, В.И. Об оценке речевых навыков учащихся // Русский язык в школе, 1973. № 6.

Львов, М.Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978–79. Вып. 1–2.

Рерих, С.Н. Искусство и жизнь // Культура и время. − 2004. − № 3–4.

Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 11.

Щерба, Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. − Л., 1974.

Щерба, Л.В. Трудности синтаксиса русского языка для русских учащихся // Русский язык в советской школе, 1930. № 3. (Составлено совместно с Е.Д. Герке, О.И. Козелюкиной, H.H. Роде и В.В. Трубицыным).

Титкова, М.Ю. Неправильное общение взрослых людей с детьми как психолого-педагогическая причина появления речевых ошибок школьников [Статья] // Язык в меняющемся мире: межвузовский сборник статей / науч. ред. М. В. Сандакова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. С. 348–352.

Титкова, М.Ю. Лингвистическая игра как метод развития речи школьников на факультативных занятиях по русскому языку [Статья] // Язык в меняющемся мире: межвузовский сборник статей / науч. ред. М.В. Сандакова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. С. 353–360.

Титкова, М.Ю. Особенности языка художественного текста как средство наглядности в процессе работы над сочинением на уроках развития речи [Статья] // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания: межвузовский сборник статей. Вып. 2. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. С. 265–275.

Титкова, М.Ю. Иллюстрация как средство наглядности в процессе работы с учебным текстом на уроках развития речи [Статья] // Philologia nova: лингвистика и литературоведение: сборник статей молодых исследователей. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. С. 91–99.

Титкова, М.Ю. Учебный проект как метод развития коммуникативных умений школьников (5 класс) [Статья] // Сборник научно-практических материалов по итогам III Московских методических чтений «Фестиваль методических идей» / Сост.: Н.Е. Бургасова, И.В. Васильева и др.; Отв. ред. Ж.В. Усова. – М.: Школьная книга, 2015. С. 96–100; Профессиональный стандарт педагога: материалы Форума педагогов города Москвы: в 2 ч. / сост. Н.Е. Бургасова, И.В. Васильева, Е.В. Волкова [и др.]; отв. ред. Ж.В. Усова. – Москва: РУДН, 2015. Ч. II: Пути повышения качества естественнонаучного школьного образования. Москва, 26–28 августа 2015 г. С. 267–271.

Титкова, М.Ю. Классификация речевых ошибок школьников: вопрос и вариант решения [Статья] // Вестник ВятГГУ [Издание, рекомендованное ВАК РФ]. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2015. − № 4. − С. 134–138.
Титкова, М.Ю. Социально-педагогические проблемы развития коммуникативных умений школьников [Статья] / М.Ю. Титкова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 апр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.

Титкова, М.Ю. Игровая деятельность как средство реализации деятельностного подхода к развитию коммуникативных умений у школьников [Статья] / М.Ю. Титкова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 апр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.

Титкова, М.Ю. Развитие речи школьников на основе игровых технологий (5−8 классы) [Сборник статей]. – Deutschland, Saarbrucken: LAMBERT Academic Publishing, 2015. – 92 с.

Титкова, М.Ю. Так много мы должны сказать… Классные часы, игровые упражнения, сценарии школьных праздников [Учебное пособие]. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 97 с.

Титкова, М.Ю. Так много мы должны сказать… Конспект-справочник для подготовки к проектной деятельности [Учебное пособие]. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 48 с.

Титкова, М.Ю. Лингвистические игры на факультативных занятиях по русскому языку («Глаголики») [Учебно-методическая разработка] // Русский язык. – М.: ИД «Первое сентября», 2013. − № 6. − С. 34–35; Журнал «Русский язык» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://rus.1september.ru.

Титкова, М.Ю. Игра в рифмы на факультативных занятиях по русскому языку («Сочинялки») [Учебно-методическая разработка] // Русский язык. – М.: ИД «Первое сентября», 2014. − № 7–8. − С. 51–52; Журнал «Русский язык» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://rus.1september.ru.

Титкова, М.Ю. Сочинялки-2 (урок-игра) / Фестиваль «Открытый урок» // ИД «Первое сентября» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru.

Титкова, М.Ю. Методика предупреждения речевых ошибок школьников («Синонимы», 5–6 классы) [Учебно-методическая разработка]. – Вестник московского образования, 2014. − № 16. − С. 275–278.

Титкова, М.Ю. Урок по теме «Обучающее изложение с элементами описания» (К. Паустовский «Шкатулка», 5 класс) [Учебно-методическая разработка] // Фестиваль «Открытый урок», 2016 // ИД «Первое сентября» [Официальный сайт]. − Режим доступа: http://festival.1september.ru.

Титкова, М.Ю. Развитие коммуникативных умений школьников посредством игровой технологии [Курс лекций для проведения вебинара]. – Проект «Инфоурок» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://infourok.ru/webinar/40.html.

Титкова, М.Ю. Проектный продукт «Ягодный календарик» [Учебный проект] / Фестиваль «Портфолио ученика» // ИД «Первое сентября» [Официальный сайт]. – Режим доступа: http://project.1september.ru/works/608633.