Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»20 / 2016
DOI: 10.18334/rp.17.20.36917

Понятие «синергия» и «синергический эффект»: семантический и эволюционный аспекты

Иванов Дмитрий Арвидович, аспирант кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия

Concepts of «synergy» and «the synergic effect»: semantic and evolutionary aspects - View in English

 Скачать PDF | Загрузок: 41

Аннотация:
В фокусе исследования – вопрос возникновения и развития понятия «синергия». Выявлены смысловые различия понятий «синергия», «синергетика», «синергизм». В историческом контексте представлены различные определения понятий «синергия» и «синергический эффект». Дана критика подходов к пониманию сущности синергии и синергического эффекта в существующих работах отечественных и зарубежных исследователей. Предложены авторские определения этих понятий, основанные на изучении их семантики и результатов реализации сделок M&A на практике.

JEL-классификация: A13, B21, G34

Цитировать публикацию:
Иванов Д.А. Понятие «синергия» и «синергический эффект»: семантический и эволюционный аспекты // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 20. – С. 2583–2594. – doi: 10.18334/rp.17.20.36917


Источники:
1. Балабан В.А. Синергия: сферы проявления и источники получения // Вестник ТГЭУ. – 2006. – № 3. – С. 90–98.
2. Бюллетень № 1 альманаха «В защиту науки» Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. – М: Наука, 2009.
3. Грязнова М.А., Федотова А.Г. Оценка бизнеса: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 736 c.
4. Губин В. Б. О методологии лженауки. – М.: ПАИМС, 2011. – 172 с.
5. Дружинин А.В., Давыденко О.А., Нимков Д.А. Оценка синергетического эффекта в деятельности предприятия // Коммунальное хозяйство городов (Научно-технический сборник). – 2006. – № 68. – С. 272-276.
6. Егерев И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 480 с.
7. Иванов А.Е. Как поймать синергию за хвост // Финансы. – 2011. – № 19. – С. 16–21.
8. Кузьмичев А. Каждому – свое // Управление компанией. – 2003. – № 11. – С. 6-9.
9. Лапшин П.П., Хачатуров А.Е. Синергетический эффект при слияниях и поглощениях компаний // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 2. – С. 21-30.
10. Липсиц И.В., Коссов В.В. Экономический анализ реальных инвестиций: Учебник. – М.: Магистр, 2007. – 383 с.
11. Ловчиновский П.А. Анализ опыта слияний и поглощений в России и странах с переходной экономикой // Финансовый менеджмент. – 2005. – № 1. – С. 67-72.
12. Менеджмент: Учебник / М.М. Максимцов, А.В. Игнатова, М.А. Комаров [и др.]. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 343 с.
13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.
14. Тихомиров Д.В. Оценка стоимости компаний при слияниях и поглощениях. СПб: Издательство СПбГУЭФ, 2009. – C. 120.
15. Фёдорова Е.С. Оценка стоимости публичных компаний в процессе слияния на российском рынке // Финансовый менеджмент. – 2009. – № 6. – С. 46–55.
16. Царев В.В., Кантарович А.А. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 575 с.
17. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 1341 с.
18. Гранди Т. Рост бизнеса. Как создать стратегию; обеспечивающую сбалансированный: рост и развитие компании. – М: Эксмо, 2007. – 288 с.
19. Грегори А. Стратегическая оценка компаний. – М.: Квинто-Консалтинг, 2003. – С. 165-166.
20. Кристофферсон С. Проклятие победителя: ошибки слияний // Вестник МсKinsey. – 2009. – № 1.
21. Портер М.Е. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М: Альпина Бизнес Бук, 2005. – 246 с.
22. Эванс Ф.Ч., Бишоп Д.М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях. – М: Альпина Бизнес Бук, 2004. – 332 с.
23. Ansoff I. Corporate Strategy. – New York: McGraw-Hill, 1965.
24. Dunglison R. Medical Lexicon: A Dictionary of Medical Science. – Philadelphia: Blanchard and Lea, 1853. – P. 835.
25. Gaughan P.A. Mergers, acquisitions, and corporate restructurings. – New York: Wiley, 1996. – P. 265.
26. Gupta O., Roos G. Mergers and acquisitions through an intellectual capital perspective // Journal of Intellectual Capital. – 2001. – Vol. 2. – № 3. –P. 297-309.
27. The Oxford Dictionary of English Etymology. – Oxford: Oxford University Press, 1966. – P. 546.
28. Straub T. Reasons for frequent failure in Mergers and Acquisitions: A comprehensive analysis. – Wiesbaden: Deutscher Universitäts-Verlag (DUV), Gabler Edition Wissenschaft, 2007. – P. 12.
29. Ward L. F. Glimpses of the Cosmos. Volume VI: 1897–1912. – New York: G. P. Putnam's Sons, 1918. – P. 358.
30. Werth M. The Joy of Life: The Idyllic in French Art, circa 1900. – Berkeley: University of California Press, 2002. – P. 5.
31. 2016 M&A Report [Electronic resource] // WilmerHale. – 2016. – Mode of access: https://www.wilmerhale.com/uploadedFiles/Shared_Content/Editorial/Publications/Documents/2016-WilmerHale-MA-Report.pdf
32. 2015 M&A Outlook: Survey Report [Electronic resource] // KPMG. – 2015. – Mode of access: http://www.execed.kpmg.com/content/PDF/kpmg-ma-outlook-2015-web.pdf
33. Synergy [Electronic resource] // Google trends. – Режим доступа: https://www.google.ru/trends/explore?q=synergy
34. M&A [Electronic resource] // Google trends. – Режим доступа: https://www.google.ru/trends/explore?q=M%26A
35. Synergy [Electronic resource] // Google Scholar. – Mode of access: https://scholar.google.ru/scholar?q=synergy
36. Synergy bussines [Electronic resource] // Google Scholar. – Mode of access: https://scholar.google.ru/scholar?q=synergy+bussines
37. Синергия [Electronic resource] // Google Scholar. – Режим доступа: https://scholar.google.ru/scholar?q=синергия