Управление инновациями как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности


Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (21), Сентябрь 2008

Цитировать:
Управление инновациями как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 9. – С. 9-16.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11618991
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Для предпринимательской деятельности стран Западной Европы и США характерны прогрессивные методы хозяйствования, сущность которых выражается в постоянном поиске новых возможностей, что требует ориентации на нововведения, умение анализировать, выбирать и своевременно использовать ресурсы из разных источников.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, зарубежный опыт

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Для предпринимательской деятельности стран Западной Европы и США характерны прогрессивные методы хозяйствования, сущность которых выражается в постоянном поиске новых возможностей, что требует ориентации на нововведения, умение анализировать, выбирать и своевременно использовать ресурсы из разных источников.

Для эффективного развития предпринимательства в России следует использовать опыт западных стран, основанный на инициативе, стремлении создавать новые продукты и услуги, постоянно улучшая их качество и расширяя ассортимент. Чтобы превратить наиболее интересные идеи в нововведения, предпринимательским структурам необходимо не только постоянное развитие интеллектуального потенциала, но и умение управлять новшествами, своевременно предлагая их потребителям.

Термин «инновация», появившийся в России сравнительно недавно, происходит от английского «innovation» нововведение и дословно переводится на русский язык как «инвестиция в новацию». Согласно определению Международных стандартов инновацию можно представить в виде завершающего результата нововведений, связанных с производством и выводом на рынок нового или более качественного продукта, а также созданием современных технологий, применяемых в практической деятельности. Из определения следует, что инновацию наполняет специфическое содержание, составляющее изменения, отражающие основную функцию инновационной деятельности в предпринимательской структуре.

Управление инновациями необходимо для эффективной предпринимательской деятельности в условиях развивающейся рыночной экономики. Это означает, что инновации должны стать не только систематическим, но и контролируемым процессом.

Чтобы инновации выполнили свою миссию в развитии бизнеса, они должны обеспечить достижение поставленной цели. Результативность инновации определяется:

- способностью приносить предпринимательской структуре прибыль, в несколько раз превышающую инвестиции в ее создание;

- возможностью расширить рыночную долю предпринимательской структуры и/или захватить новые рынки;

- способностью обеспечить рост бизнеса выше среднего по отрасли;

- способностью обеспечить уверенность предпринимательской структуры в своем будущем.

Проведенные исследования дают основание полагать, что регулярное внесение инноваций в производимые продукты, предоставляемые услуги и выполняемые работы позволяет предпринимательским структурам снижать расходы на их продвижение. При этом эффективность вложений в маркетинг повышается за счет смещения акцента маркетинговой деятельности с дорогих и неэффективных режимов регулярного оповещения и стимулирования продаж на наиболее здоровый и экономичный режим базового предложения.

Инновации, связанные с генерацией и воплощением новых идей, а также способностью убедить рынок принять новый продукт или услугу, зависят от творческого потенциала предпринимателей, который необходимо не только активировать, но и направлять.

Управлять инновациями означает:

1. Ориентировать создаваемые инновации на потребителя, создавая для него новую ценность, так как именно ориентация на потребителя, на удовлетворение его потребностей и желаний, отличает инновацию от изобретения.

2. Обеспечивать высокую скорость выведения инноваций на рынок. Предпринимательские структуры, которые первыми выходят на рынок с инновационным продуктом, получают доминирующую долю рынка, а опоздавшие даже не могут вернуть вложения в разработку инновации. Принцип «время - деньги» в этой ситуации особенно актуален, так как половину операционной прибыли от нового продукта или услуги получают обычно в течение первых 18 месяцев после выхода на рынок до затоваривания рынка продуктами-имитаторами.

3. Внедрять многомерные инновации. Устойчивые конкурентные преимущества достигаются внесением инноваций одновременно на двух и более уровнях бизнеса, например, в продуктах и в процессах. При этом нужно иметь в виду, что издержки и риски на создание инноваций процесса ниже, их труднее имитировать, они быстрее приносит прибыль, а полученные конкурентные преимущества сохраняется дольше, чем от инновации продукта или услуги.

4. Контролировать риски инновационного процесса, связанные с креативной стороной инноваций, неопределенностью сроков их реализации, технологической осуществимостью.

5. Владеть методами реализации глобальных инноваций, способных обеспечить мгновенный рост.

Предпринимательская структура, научившаяся управлять инновациями, приобретает дополнительные конкурентные преимущества, устойчивый рост бизнеса, увеличение экспортного потенциала продуктов, снижение расходов на продвижение продуктов, увеличение стоимости бизнеса.

Несмотря на то, что естественным конкурентным преимуществом российских предпринимателей является способность генерировать оригинальные идеи, сочетающие в себе простые и дешевые способы реализации, большая их часть остается невостребованной из-за отсутствия инфраструктуры, анализирующей эти идеи и обеспечивающей воплощение наиболее ценных из них в продуктах и процессах. В результате, российские предприниматели теряют основную часть креативного потенциала, который мог бы обеспечить повышение конкурентоспособности.

Поиск, сбор, анализ и реализация новых идей являются основными функциями инфраструктуры, которая позволяет системно и профессионально использовать для развития бизнеса новые идеи любого типа: технологические, управленческие, маркетинговые и т.д.

Для реализации данных функций целесообразно использовать контроллинг, метасистему управления, основанную на технологиях системного анализа, которая действует в рамках единого информационного пространства и предлагает методики управления и принятия решений. Контроллинг служит инструментарием для поиска, сбора и анализа новых идей из различных источников. При этом следует сосредоточить основное внимание на идеях с большим интеллектуальным потенциалом для развития бизнеса, а не на мелких рациональных предложениях, которые в той или иной степени предприниматели умеют собирать и анализировать самостоятельно.

Наиболее благоприятными и ценными источниками новых идей являются:

- сами предпринимательские структуры,

- покупатели продуктов или услуг, дистрибуторы, поставщики сырья и комплектующих, бизнес - партнеры и другие внешние контрагенты,

- интеллект внешнего мира, выраженный новыми знания, которые уже созданы (базы знаний) и могут быть с успехом использованы для развития бизнеса

Для работы с каждым источником идей нужны особые подходы и методики взаимодействия, позволяющие управлять творческим потенциалом. Из первых двух источников новые идеи можно черпать практически бесплатно, что не требует дополнительных вложений.

Для формирования инновационной инфраструктуры необходимы ключевые модули:

  • Управления творческим потенциалом сотрудников;
  • Взаимодействия с внешними контрагентами (потребителями, каналами сбыта, поставщиками и партнерами);
  • Анализа информационного поля;
  • Управления интеллектом внешнего мира;
  • Приема и регистрации новых идей;
  • Реализации новых идей;
  • Мотивации персонала;
  • Продажи новых продуктов и услуг.
  • Большинство из них представляют собой сетевые структуры, охватывающие персонал, руководителей, потребителей, внешних контрагентов, независимых экспертов и энтузиастов. При этом модули взаимодействия с внешними контрагентами (потребителями, каналами сбыта, поставщиками и партнерами), анализа информационного поля, управления интеллектом внешнего мира, приема и регистрации новых идей выполняют функции сбора и анализа новых идей, реализуемые инструментарием контроллинга.

    Модули создаются на основе специальных методик, технологий и приемов, включающих:

    - технологии персонифицированного взаимодействия производителя со своими потребителями и каналами сбыта;

    - методики создания актуальных баз данных, позволяющих управлять спросом потребителей;

    - механизмы повторного использования новых знаний;

    - методики организации инновационного блица;

    - технологии управления скоростью реализации инноваций;

    - алгоритмы создания новых продуктов или услуг;

    - система показателей эффективности инновационной деятельности;

    - приемы, облегчающие вывод нового продукта или услуги на рынок;

    - методики создания по заказу клиента инновационных идей для кардинального обновления продуктов или услуг.

    В основе управления инновационной деятельности лежит анализ, сущность которого заключается в определении приоритета новой идеи, который зависит от времени ее возможной реализации, в результате чего целесообразно создать три группы. В первую группу отбираются идеи, которые имеет смысл реализовать в срочном порядке, во вторую – в ближайшее время, а третья группа предназначена для идей, использование которых будет возможно только в перспективе. При этом отбор может быть выполнен с точным указанием даты предполагаемой реализации идеи, с целью контроля воплощения инновации.

    Формирование инновационной инфраструктуры следует начинать с внедрения контроллинга, органично встроенного в информационную систему предпринимательской структуры, и создания службы контроллинга, которая должна обеспечить реализацию новой стратегии, ориентированной на инновационную деятельность, сущность которой выражается в следующем:

  • Формулируется цель, заключающаяся в создании успешной, динамично развивающейся предпринимательской структуры - лидера рынка;
  • Принимается решение сделать идеологией бизнеса обновление продуктов и бизнес-процессов с целью максимально полного удовлетворения потребностей и желаний клиентов;
  • Выражается готовность вовлечь в процесс поиска новых идей и их реализации производителей и потребителей продуктов и услуг в массовом порядке;
  • Формулируется разъяснение персоналу о необходимости инновационной стратегии для достижения поставленной цели.
  • Для эффективной реализации инновационной стратегии необходимо выполнить:

  • подбор и описание актуальных для предпринимательской структуры модулей - элементов инфраструктуры;
  • описание бизнес-процессов, обеспечивающих работу всех модулей;
  • подготовку персонала к внедрению бизнес-процессов;
  • экспериментальное внедрение модулей;
  • внесение необходимых корректировок в элементы инфраструктуры и взаимосвязи между подразделениями и отдельными исполнителями.
  • Таким образом, для повышения конкурентоспособности российским предпринимателям необходима инновационная инфраструктура, использующая инструментарий контроллинга для поиска, сбора и анализа новых идей из различных источников, с целью воплощения наиболее ценных из них в продуктах, услугах и процессах.

    Источники:

    1. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
    2. Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях /А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2005.
    3. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга /Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 2005.

    Страница обновлена: 18.04.2024 в 14:23:30