Инновационный менеджмент – термин, понятие или словосочетание?

Уваров К.Л.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (14), Февраль 2008

Цитировать:
Уваров К.Л. Инновационный менеджмент – термин, понятие или словосочетание? // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 2. – С. 90-92.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9924641

Аннотация:
С термином «инновационный менеджмент» сложилась интересная ситуация. С одной стороны, для студента экономического факультета или для преподавателя этот термин привычен и даже «затерся» от частого употребления. «Инновационный менеджмент» – это название курса, включенного в государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент». Выпущено множество книг под названием «инновационный менеджмент». Однако представляет интерес, насколько данное и широко используемое на практике понятие получило статус экономической или управленческой категории.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, термин, определение термина



С термином «инновационный менеджмент» сложилась интересная ситуация. С одной стороны, для студента экономического факультета или для преподавателя этот термин привычен и даже «затерся» от частого употребления. «Инновационный менеджмент» - это название курса, включенного в государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент». Выпущено множество книг под названием «инновационный менеджмент». Однако представляет интерес, насколько данное и широко используемое на практике понятие получило статус экономической или управленческой категории.

При обращении к Интернету, создается впечатление, что этот термин используется везде – огромное количество сайтов содержит словосочетание «инновационный менеджмент». Но изучение сложившейся ситуации показало, что везде это словосочетание употребляется только в качестве названия учебного курса или учебника.

Нами было изучено около ста сайтов, содержащих словосочетание «инновационный менеджмент». Поиск производился с помощью сайтов google.ru, yandex.ru и rambler.ru. Было выявлено, что в деловой литературе, в речах политиков это словосочетание не встречается.

Поиск исследуемого термина проводился по новостным и бизнес-сайтам: gazeta.ru, lenta.ru, izvestia.ru, interfax.ru, kp.ru, dp.ru, vz.ru, iteam.ru, rbc.ru. На удивление, поиск дал совсем мало результатов – буквально два-три упоминаний термина, что весьма мало для этих огромных новостных порталов. Во всех найденных статьях термин встречался как название учебного курса.

Следует также отметить, что далеко не во всех книгах, имеющих название «инновационный менеджмент», дается его определение. Авторы ограничиваются термином «инновация», иногда добавляют «инновационный процесс», «инновационная деятельность».

В результате проведенного поиска и анализа данной проблемы наибольший интерес представляет определение термина «инновационный менеджмент», приведенный в наиболее известном и уважаемом учебнике с тем же названием, под редакцией академика, доктора экономических наук, профессора С.Д. Ильенковой:

«Инновационный менеджмент ‑ совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

… В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциальных научно-технических решений в тиражируемые новые продукты и технологии.

…инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

… Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций» [1].

А вот определение, приведенное в стандарте высшего профессионального образования:

«Инновационный менеджмент ‑ это разновидность самостоятельной профессионально осуществляемой деятельности. Курс "Инновационный менеджмент" входит в программу подготовки менеджеров как один из важнейших специальных курсов, призванных сформировать понимание необходимости управления функционированием и особенно развитием социально-экономической системы, дать знания в области управления инновационным процессом. Он является логическим продолжением и детализацией основных положений теории управления и менеджмента, тесно связан теснейшим образом с другими дисциплинами управленческого цикла, такими как прогнозирование, разработка управленческих решений и др.

Инновационный менеджмент должен охватывать не только технические и технологические нововведения, но и те, которые в большей степени связаны с деятельностью менеджера - организационные, экономические, социальные нововведения; такие как использование новых прогрессивных форм управления, автоматизация систем управления и т.д.

Курс "Инновационный менеджмент" имеет большое значение не только для получения определенных навыков аналитической, диагностической и проектной работы в практике управления, но и для формирования таких качеств специалиста, как направленность на изменения, способность к восприятию нововведений».

Итак, можно сформулировать следующие выводы из проведенного терминологического исследования:

  • Термин «инновационный менеджмент» имеет образовательный, несколько канцелярский характер.
  • В начале он попал в текст стандарта высшего профессионального образования, а затем и в названия учебных курсов и учебных пособий. Причем внутри этих курсов термин используется редко, вместо него оперируют терминами «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность».
  • В деловой литературе термин «инновационный менеджмент» не встречается.

  • Источники:

    1. Инновационный и производственный менеджмент.Лекции – http://www.history.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=117&func=chapterinfo&chapter=25748&story=1870 [Инновационный и производственный менеджмент.Лекции.htm]
    2. Габитов А.Ф. Проблемы конкурентоспособности в современной экономике, Проблемы современной экономики, N 2(22)
    3. Основы экономической теории. Под ред. В. Д. Камаева. – М.: Издательство МГТУ им. Баумана, 1997. С. 41.
    4. Загайчук, Долятовский. Инновационный менеджмент – http://www.iubip.ru/netcat_files/163/52/h_bf5e7fd00059c9362e4b23f798637224)
    5. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 1997 г. – http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid=5697
    6. Коробейников О. П., Трифилова А. А., Коршунов И. А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия. – «Менеджмент в России и за рубежом», № 3, 2000. С. 30.
    7. Друкер Питер Ф. Рынок: как выйти в лидеры /Практика и принципы. М.: Book chamber international, 1992.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:14:03