Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»2 / 2007

Развитие конкурентных отношений как основа для создания инновационной экономики

Хасанова Асия Шамилевна, докт. экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РТ, проректор по работе с филиалами Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, декан факультета «Экономическая теория и право», заведующая кафедрой «Экономическая теория и право», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
Новые технологии, научные знания и опыт являются результатом научных исследований и опытно-конструкторских работ. Их внедрение в производственные процессы отражает такое нововведение, которое технологически адаптируется к требованиям рынка, учитывая запросы и производителя, и потребителя. Таким образом, нововведения вызываются как достижениями в области науки и техники, так и влиянием таких экономических факторов, как рыночный спрос, экономические потребности общества, особенности воспроизводства, которые не только влияют на развитие технологии и научных исследований в целом, но и стимулируют приоритетное развитие определенных направлений исследований.
Цитировать публикацию:
Хасанова А.Ш. Развитие конкурентных отношений как основа для создания инновационной экономики // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 2. – С. 92-96.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Новые технологии, научные знания и опыт являются результатом научных исследований и опытно-конструкторских работ. Их внедрение в производственные процессы отражает такое нововведение, которое технологически адаптируется к требованиям рынка, учитывая запросы и производителя, и потребителя. Таким образом, нововведения вызываются как достижениями в области науки и техники, так и влиянием таких экономических факторов, как рыночный спрос, экономические потребности общества, особенности воспроизводства, которые не только влияют на развитие технологии и научных исследований в целом, но и стимулируют приоритетное развитие определенных направлений исследований.

Нами обосновывается положение, что одной из важных (по степени значимости) движущих сил рождения нововведений является конкуренция. Ее влияние на возникновение и практическое использование нововведений обусловлено происходящими в современных условиях существенными изменениями (трансформацией) самих конкурентных отношений как на национальных, так и на мировом рынках.

В этой связи насущной становится проблема анализа взаимосвязи научных исследований и механизма рыночной конкуренции, рассматриваемая в двух аспектах:

1. Научные исследования следует рассматривать как элемент мирового рынка научно-технических знаний и идей.

2. Использование результатов научных исследований и разработок должно быть направлено на  повышение конкурентоспособности товаров на мировых рынках.

Кроме того, необходимо раскрыть место инновационного процесса в целом, и научных исследований, в частности, в воспроизводстве капитала.

Анализ места научной деятельности в процессе воспроизводства капитала имеет более, чем вековую историю. Экономисты рассматривали ее как особую предпроизводственную стадию. Каждая организационная форма производства строго и технически, и технологически детерминирована. Это достаточно ясно проявилось в историческом процессе развития индустриального производства капиталистических стран.

Чем более развиты производительные силы, тем активнее национальный рынок перерастает в мировой, развивающийся на базе международного разделения труда и интернационализации производства. Интернационализация экономик идет по пути накопления и интеграции научно-производственного потенциала, включая средства производства, технологии и научные исследования. Этот процесс совершается через сочетание эволюционных изменений с периодически повторяющимися революционными поворотами. При этом происходят не просто количественное наращивание хозяйственных связей, но и их существенные качественные изменения.

До индустриальной цивилизации развитие производительных сил шло настолько медленно, что оно носило в основном национальный, а точнее региональный характер. Только на основе машинной индустрии международный рынок подготовил почву для возникновения мирового космополитического производства и потребления. В эту эпоху произошли технологические прорывы от чугуна к стали, от гужевого к железнодорожному, а затем воздушному транспорту. Паровые двигатели сменил мотор внутреннего сгорания, появились новые и новейшие формы связи. Очередной толчок такому развитию дает современный этап научно-технической революции.

Характер производства радикально изменился. Это привело к интеграции науки и производства в единую систему. Процесс производства превращается в технологию применения науки. Составной частью производства становится не столько наука, сколько научная деятельность. Следовательно, на наш взгляд, элементом воспроизводственного процесса можно считать научную деятельность, имеющую непроизводственную цель, обусловленную экономическими потребностями общества и направленную на создание новых или совершенствование традиционных потребительных стоимостей и научно-технических принципов производства. Подобную деятельность следует относить к сфере научных исследований и разработок (НИР).

НИР как сфера производства и реализации научных знаний имеют общие черты с непосредственным производством материальных благ. В них используются вещественные и личные факторы производства, прошлый и живой труд, они охватываются системой производственных отношений.

Анализ НИР как главной стадии инновационного цикла предполагает выяснение некоторых существенных моментов:

‑ современное производство как последовательно инновационное производство;

‑ нововведения как позитивное и негативное воздействие на воспроизводственный процесс;

‑ взаимосвязь НИР с механизмом рыночной конкуренции.

Представляет интерес, на наш взгляд, анализ классификации нововведений с точки зрения условий конкуренции на рынке.

1. Регулярные прибыльные нововведения, в основе которых лежат уточнения и улучшения имеющихся технологий и продуктов.

2. Нововведения-уточнения, позволяющие придать новые свойства продукции, выявить ее новое применение и тем самым определить новые ниши рынка.

3. Нововведения, основанные на принципиально новых технологиях.

4. Нововведения, в основе которых лежат принципиально новые научные знания, формирующие радикальные технологии.

5. Нововведения, влияющие на структуру рынков и организационную структуру фирм - информационные системы. (К примеру, автоматизация учета производства и снабжения позволяет отказаться от складирования продукции; автоматизация управления и конторских работ приводит к существенному снижению численности административно-управленческого персонала и т. д.)

6. Инновации, пронизывающие систему бизнеса (к примеру, повышающие конкурентные преимущества). Суть подобных нововведений не столько в изменении потребительной стоимости, сколько в способе, каким получается эта продукция. Такие инновации являются трудными для внедрения из-за своего системного характера, но в силу тех же обстоятельств они плохо поддаются копированию со стороны конкурентов. Поэтому инновационные системы бизнеса являются наиболее предпочтительными в плане формирования конкурентных преимуществ. (К примеру, “Система тотального качества “ИБМ”; “Система “Тоета”; “Система “Беннатом” и т. д.)

Рынок научно-технических знаний имеет специфические особенности. Это реальный экономический процесс, но теоретические исследования этого явления сосредоточились в основном на передаче и обмене технологий в нематериальной сфере. Сводить такое многоплановое явление только к этому недостаточно. Во-первых, потому, что передача связана не с коммерческими формами, а рынок всегда функционирует на основе товарно-денежных отношений, во-вторых, на этом рынке реализуются не только знания о технологических процессах, но и по организации, управлению, маркетингу и пр.

Рынок нововведений имеет ряд особенностей, связанных с формированием конъюнктуры субъектов рынка. Чтобы сохранить рыночные позиции, частные фирмы обычно вводят ограничения в лицензионные соглашения. Среди ограничений следует выделять:

‑ территориальные ограничения на производство;

‑ поддержание привилегий от лицензий;

‑ контроль над качеством конечной продукции; к

‑ контроль над качеством материалов;

‑ запрещение торговли продукцией конкурентов;

‑ ограничения на количество лицензированного экспорта и др.

Государственные научно-исследовательские организации находятся под влиянием промышленной и инновационной политики своих правительств. К примеру, результаты научных исследований должны идти только или в первую очередь национальным фирмам, причем по более низким ценам, чем фирмам других стран.

Неприбыльные научные структуры финансируются в основном за счет частных фирм, поэтому действуют на рынке в их интересах. При этом не всегда соблюдаются национальные интересы. К примеру, Массачусетский технологический институт тесно сотрудничает с японскими фирмами на коммерческой основе.

Рынку нововведений присущи две противоречивые тенденции.

С одной стороны, экономические условия (рост стоимости научных исследований, повышение уровня технологической базы, кадровое обеспечение) его функционирования накладывают определенные ограничения на число конкурентов, что ведет к его монополизации. Этому же способствует технологическая политика ТНК (научно-технические знания распространяются по внутрифирменным каналам или межфирменным соглашениям, что укрепляет монопольное положение корпораций на рынке, так как исключается попадание новшеств в руки конкурентов).

С другой стороны, научные достижения, являясь по своей сути общественным явлением и достоянием, противятся ограниченному монопольному применению.

 8190


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241