Проблемы и решения развития сектора малых инновационных предприятий

Шемякина Т.Ю., Смородина А.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (1), Январь 2007

Цитировать:
Шемякина Т.Ю., Смородина А.А. Проблемы и решения развития сектора малых инновационных предприятий // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 1. – С. 87-93.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959302
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Первые элементы инновационной инфраструктуры - научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90"х годов в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). Следующим шагом было появление региональных технопарков, организованных для развития производства наукоемкой продукции. Была сформирована сеть инновационно-технологических центров, главная особенность которых состоит в том, что они являются структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационное предпринимательство, бизнес-инкубаторы, технопарк



Первые элементы инновационной инфраструктуры ‑ научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы были созданы в России на базе высших учебных заведений в начале 90-х годов в Томске (1990 г.), Москве и Зеленограде (1991 г.). Следующим шагом было появление региональных технопарков, организованных для развития производства наукоемкой продукции. Была сформирована сеть инновационно-технологических центров, главная особенность которых состоит в том, что они являются структурой поддержки сформировавшихся малых инновационных предприятий, уже прошедших наиболее трудный этап создания.

Главным фактором, тормозящим процесс формирования инфраструктуры, является отсутствие должной координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, промышленности. Технологическая же инфраструктура создает условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. К ней сегодня относятся технопарки (ТП) и инновационно-технологические центры (ИТЦ), которые обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы (ИТК), обеспечивающие дополнительный доступ к производственным мощностям.

Одной из проблем существующей технологической инфраструктуры является то, что в технопарках и ИТЦ практически отсутствует «процесс выращивания» малых инновационных предприятий (МИП), которые, начиная работать с прибылью, могут осуществлять инновационный бизнес вне стен бизнес-инкубатора. Следствием такой ситуации является то, что с одной стороны, через некоторое время прекращается рост объемов производства малого предприятия (МП), расположенного в технопарке, а с другой – прекращение роста количества МП. Данная проблема возникает в результате отсутствия заинтересованности промышленных предприятий в размещении инновационных компаний на собственных производственных площадях.

Для ускоренного создания современной технологической базы, освоения конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в действующую инфраструктуру создаваемой национальной инновационной системы встраиваются центры трансфера технологий (ЦТТ), ориентированные на коммерциализацию научных результатов, созданных за счет бюджета. Этой же цели служит создание отраслевых (и региональных) технологических кластеров.

На базе действующих институтов РАН, университетов, государственных научных центров (ГНЦ) и научных организаций уже создано 26-ть ЦТТ. Начат эксперимент по созданию отраслевых технологических кластеров. Два технологических кластера («Оптоэлектроника» и «Электроника и микроэлектроника») созданы в Санкт-Петербурге и Зеленограде при поддержке Российского фонда технологического развития и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Проект закона «О кооперации в исследованиях и разработках и промышленном освоении инноваций» закладывает основу организационно-экономического механизма и правового обеспечения кооперации в научно-технической и производственной сферах, включая:

‑ правовой статус организационных форм;

‑ кооперации в процессе разработки и производства наукоемкой продукции;

‑ условия создания научно-производственных объединений (корпораций, консорциумов), государственных научных центров, федеральных центров науки и высоких технологий, региональных центров трансфера и коммерциализации технологий и др.

Малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции. Однако в последние годы число малых компаний не увеличивается. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.

Центры трансфера технологий должны стать одним из основных элементов инфраструктурной поддержки малых инновационных предприятий на начальном этапе их деятельности, обеспечивая помощь в разработке инновационных продуктов на «допосевной» стадии, создании базы идей компании и превращении разработки в реальный продукт, интересный для инвесторов. ЦТТ создаются на базе научных организаций и университетов. Их масштабное развитие является важным инструментом для создания национальной инновационной системы, обеспечивающим достижение следующих производственных и социальных целей:

‑ разработки, апробирования и совершенствования институциональных моделей интеграции фундаментальной, прикладной науки, образования и бизнеса;

‑ отработки элементов единой комплексной системы трансфера и коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности;

‑ обеспечения полного инновационного цикла и сбалансированности отдельных его этапов при проведении разработок и прикладных исследований;

‑ внедрения новых информационно-аналитических технологий и экономических механизмов управления результатами научной и инновационной деятельности и объектами интеллектуальной собственности;

‑ формирования новых механизмов продвижения продукции (услуг) на рынок;

‑ внедрения многоуровневой системы управления качеством инновационной деятельности в научно-образовательной сфере;

‑ внедрения системы аттестации и сертификации научно-технической продукции (результатов научно-инновационной деятельности) с учетом требований международных стандартов;

‑ формирования составляющих единой информационной среды научно-инновационной деятельности, объединяющей научно-образовательную сферу, промышленный и финансовый бизнес;

‑ ориентации прикладных исследований научных организаций и вузов на конечный продукт или услуги, востребованные рынком.

Поскольку стадия инновационного цикла, на которой работают ЦТТ, является начальной и, соответственно, рискованной, финансирование ЦТТ в основном осуществляется государством, поскольку, в отличие от мировой практики, в нашей стране отсутствует категория «деловых ангелов» – предпринимателей, которые традиционно вкладывают средства на самых ранних стадиях инновационного цикла.

Эффект создания центров трансфера технологий в регионах Российской Федерации выражается в увеличении количества проектов, интересных для инвесторов на последующих стадиях инновационного цикла.

Основными показателями, позволяющими оценить эффективность ЦТТ, являются:

‑ количество и объем договоров о продаже лицензий;

‑ доля инновационной составляющей в товарах и услугах;

‑ доля выпускников вузов, работающих по специальности в науке и наукоемкой промышленности;

‑ средства частных инвесторов в научно-технологической сфере;

‑ престиж научно-технической и инновационной деятельности (по результатам социологических исследований).

По мере укрепления ЦТТ и его «врастания» в рынок возврат средств в виде уплачиваемых им налогов может компенсировать затраты на его создание. В перспективе ЦТТ может стать высокорентабельной научно-инновационной структурой, прибыль от деятельности которой реинвестируется в ее развитие.

Создавая площади для размещения МИП, нужно иметь в виду и необходимость обеспечения возможностей изготовления ими своей производственной продукции. Эту задачу призваны решать инновационно-промышленные комплексы, которые создавались, как правило, на базе незадействованных производственных мощностей крупных предприятий. Следует упомянуть о технико-внедренческих зонах, которые также можно отнести к элементам технологической инфраструктуры. В последнее время ведется широкое обсуждение проекта создания таких зон. Предполагается, что предприятия, которые будут размещаться в этих зонах, будут иметь доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый налоговый и таможенный режимы.

Создание малых инновационных предприятий «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Как отмечалось выше, комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры (офисы) трансфера технологий.

Процесс создания и развития инновационной инфраструктуры в России идет успешно, однако недостаточными темпами (в соответствии с Межведомственной и Региональной программами формирования и развития инновационной инфраструктуры на 2004-2006 годы). Такой подход предусматривает масштабное тиражирование в регионах уже созданных и положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры, создание и развитие недостающих звеньев и формирование законодательно-нормативного и методического обеспечения функционирования объектов инновационной инфраструктуры. Это позволит выстроить целостную систему, обеспечивающую:

‑ продвижение получаемых в научно-техническом секторе новых знаний к рынку по всему инновационному циклу;

‑ поддержку и развитие базовых элементов инновационной инфраструктуры на основе организаций, ведущих в регионах России инновационную деятельность в сфере высоких технологий;

‑ осуществление комплекса согласованных мероприятий, связанных с развитием базовых элементов инновационной системы, включающей информационную, кадровую, консультационную, инвестиционную, нормативно-правовую составляющие;

‑ привлечение и концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, включая федеральные и региональные бюджетные и внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты и техническую помощь;

‑ объединение и координацию действий всех участников;

‑ создание и укрепление корпоративных вертикально и горизонтально интегрированных структур (крупных корпораций, консорциумов) в научно-технической и производственно-технологической сферах с целью организации инновационных процессов в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники.

В 2005-06 гг. в рамках Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. было намечено создание сети информационно-аналитических центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также по инновационной тематике. Сюда же относится постановка работ по организации сбора, анализа и систематизации информации о завершенных НИОКР по регионам и в целом по России. Существенные усилия предполагается направить на доведение информации о завершенных НИОКР до заинтересованных потребителей. Эта работа будет проводиться, в частности, и на выставочных мероприятиях.

Низкая востребованность наукоемкой продукции со стороны российских промышленных предприятий, на которую часто ссылаются как на одну из причин слабого развития инновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью предприятий, а с другой – отсутствием информации о предлагаемых разработчиками возможностях. То есть недостаточно активной работой по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:30:08