Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»1 / 2007

Сущность и взаимосвязь творчества и инновационных процессов в предпринимательстве

Шубаева Вероника Георгиевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Маркетинг» Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 33

Аннотация:
В основе любой предпринимательской инновации лежит возникшая у предпринимателя, членов его команды или поданная извне творческая идея. Без наличия подобной идеи инновация не может состояться.
Цитировать публикацию:
Шубаева В.Г. Сущность и взаимосвязь творчества и инновационных процессов в предпринимательстве // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 1. – С. 76-79.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В основе любой предпринимательской инновации лежит возникшая у предпринимателя, членов его команды или поданная извне творческая идея. Без наличия подобной идеи инновация не может состояться.

Под творческой предпринимательской идеей мы понимаем творческий замысел по преобразованию существующих или внедрению новых процессов или продуктов в предпринимательской структуре, возникший на основе осознания необходимости или возможности достижения определенной предпринимательской цели.          Превращение неосознанного психического отношения в сознаваемое восприятие – в этом суть процесса сознания. «Чтобы творческая идея стала объектом веры и обладала способностью быть реализованной, она должна быть тесно связана с повседневными жизненными потребностями человека и представлена в такой форме, чтобы иметь личное значение для человека, затрагивать его насущные интересы и тем самым вызывать определенные эмоции». [1]

Эмоции являются важным фактором в «приспособительных» действиях человека. Они компенсируют недостаток информации и тем самым помогают человеку выстоять перед лицом неизвестных обстоятельств. Эмоции возникают при недостатке или избытке информации и их характерной чертой является ускорение и усиление реакций, благодаря чему эмоции обеспечивают продолжение действий и при недостатке информации способствуют поискам новой информации.

Таким образом, мы заключаем, что выдвинутая творческая идея, порожденная жизненной потребностью, должна быть эмоционально подкреплена верой в необходимость и важность ее реализации. Отсюда эмоции являются одной из движущих сил по внедрению творческой идеи в жизнь, которое необходимо для того, чтобы сам творческий процесс обрел смысл. «Идеи, даже самые замечательные, бесполезны, если они не используются. Доказательством их ценности может быть лишь их практическая реализация. Пока они не будут реализованы на практике, они будут оставаться в безвестности». [2]

После того как идея выдвинута, поддержана эмоционально и одобрена как таковая, она должна приобрести определенные формы в виде конкретного предпринимательского решения, которое в свою очередь также носит творческий характер.

Творческое решение представляет собой определенную стратегию действий, способствующих положительному изменению существующей ситуации во внутренней или внешней предпринимательской среде, а также обретению предпринимательской структурой дополнительных конкурентных преимуществ.

В творческих решениях прослеживается конкретизация базовой идеи, вырисовываются конкретные методы и средства ее реализации. Творческое решение также является определенным процессом распространения творческой идеи среди сотрудников предпринимательской организации, ее клиентов и партнеров. [3] Таким образом, мы заключаем, что творческая идея подготавливается к своему непосредственному воплощению, перестраивая сложившиеся на предприятии стереотипы.

Инновация, по нашему мнению, является конечной стадией практического внедрения разработанного творческого решения. Отсюда следует, что только воплощенное в жизнь творческое решение, в основе которого лежит творческая предпринимательская идея, должно называть инновацией.

Лишь тогда, когда предпринимательское решение способно найти свою реализацию в конкретной инновации, мы можем говорить о продуктивности и результативности творчества в предпринимательской организации.

Мы считаем, что взаимосвязь творческой и инновационной деятельности имеет циклический характер. Осуществление инноваций сопровождается порождением новых творческих идей как по обновлению и использованию различных ресурсов, так и по оптимизации осуществляемых бизнес-процессов в целом, затрагивающих аппарат управления и организационную структуру предприятия, и вызывает новый виток нововведений.

Выделим предпосылки, которые делают возможным рождение инновации.

Во-первых, понимание руководством предпринимательской структуры того, что инновации имеют особое значение в современной рыночной экономике. Они являются, с одной стороны, показателями конкурентоспособности предприятия, с другой, обеспечивают эту конкурентоспособность.

Во-вторых, предпринимательская структура должна быть восприимчива к творческим идеям, любая из которых должна быть рассмотрена с точки зрения ее результативности и приносимых предприятию выгод при ее внедрении.

В-третьих, «инновации в предпринимательской деятельности необходимо рассматривать как явление, лежащее в сфере спроса, а не предложения, так как инновация изменяет ценность и полезность, извлекаемые потребителем товаров, она преобразует экономические ресурсы в новую, более продуктивную форму» [4], позволяющую обрести конкурентные преимущества.

В-четвертых, объединение усилий всего коллектива предпринимательской структуры по доведению творческого решения до конкретной его реализации.

Таким образом, выявление взаимосвязи творческой и инновационной деятельности в предпринимательстве позволяет нам выделить миссию предпринимателя в хозяйственной системе через активизацию, развитие и придание позитивной, нравственной направленности процессам, происходящим в социально-экономической системе, посредством реализации его творческих идей в предпринимательских инновациях.

Исследуя взаимосвязь инновации и творчества, мы не можем не обратиться к вопросу соотношения диалектической пары «старое – новое».

Новое рождается как преодоление возникшего препятствия в старом, как решение определенного противоречия. В то же время новое зарождается в старом. Новое – есть грань старого, которая не сияла. Зачастую это использование старого под новым углом зрения. Новизна не должна отвергать предыдущее, она учитывает все положительное, присущее старому. Она есть лишь иное решение.

Не все родившееся есть новое. Новым мы можем назвать лишь то, что обеспечивает развитие и движение вперед. Новизна проявляется в процессе своей реализации, т.е. выверение «правильности» творческой идеи происходит в инновационном процессе.

Новое зарождается в творчестве, но не всякое творчество порождает новое, способное к жизни. Старое – есть отошедшее, израсходовавшее свой потенциал, а новое, обеспечивающее развитие, имеет еще нереализованный потенциал.

Таким образом, творчество в предпринимательстве только тогда является продуктивным и несет в себе пользу, когда оно ориентировано на последующие практические действия, обеспечивающие рост и прогресс. Процесс ради процесса не имеет значения. Отсюда творчество, воплощенное в инновацию позволяет перейти с одной ступени развития на другую, обеспечивая новое качественное состояние и, соответственно, движение вперед.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1 Афанасенко И.Д. Экономика и духовная программа России. – СПб.: «Третье тысячелетие», 2001. – С. 131
2 Питерс, Томас Дж., Уотерман – мл., Роберт Х. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – с. 334
3 Петрова Н.П. Творческие решения в бизнесе. - СПб.: Речь, 2004. – с. 14
4 Лукин В.П., Фирсанова О.В., Титов Л.Ю. Методологическое обоснование использования концепции маркетинга взаимодействия в инновационной деятельности предприятий. - М.: Издательство Топ-Книга, 2002. – с. 92