Информационно-коммуникационная среда как регулятор хозяйственных процессов

Мартынов Л.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (1), Январь 2007

Цитировать:
Мартынов Л.М. Информационно-коммуникационная среда как регулятор хозяйственных процессов // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 1. – С. 64-68.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959298
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
На протяжении всего ХХ века менеджмент выступал в качестве фактора, организующего и направляющего экономическую деятельность предприятий. Выработка ключевых принципов эффективного управления происходила по мере проведения соответствующего теоретического обоснования и разработок, накопления и практического закрепления знаний. Были разработаны продуктивные концепции, обеспечивающие эффективное управление в условиях меняющейся среды.

Ключевые слова: информационные технологии, инфокомный менеджмент, инфокомная среда



На протяжении всего ХХ века менеджмент выступал в качестве фактора, организующего и направляющего экономическую деятельность предприятий. Выработка ключевых принципов эффективного управления происходила по мере проведения соответствующего теоретического обоснования и разработок, накопления и практического закрепления знаний. Были разработаны продуктивные концепции, обеспечивающие эффективное управление в условиях меняющейся среды.

Завершение двадцатого столетия охарактеризовалось тем, что привычное положение менеджмента как системы управления стало подвергаться быстрым изменениям. В результате, накопленный ранее практический и теоретический опыт все чаще стал оказываться неэффективным. Многие достаточно хорошо знакомые изменения рыночной конъюнктуры стали менять свой характер: из отдельных и единичных, дискретных и локальных они стали превращаться в системные, комплексные и системно-сетевые. Обновление продукции и технологий, технологические прорывы, разрушение традиционных границ отраслей и рынков, резкое падение спроса, увеличение количества товаров и повышение их индивидуализированных качеств, утрата прибыльности одних сфер деятельности и стремительный рост новых ее областей происходят непрерывным потоком. И каждое такое изменение, в свою очередь, вызывает серию новых не менее динамичных изменений.

Подобные трансформирования напрямую связаны с ускорением темпов научно-технического прогресса. Принято считать, что современный цикл научно-технического прогресса представляет собой переход к постиндустриальному обществу, начальный этап которого, по-нашему мнению, характеризуется становлением и развитием инфокомной эпохи. Основное содержание данного цикла связывается именно с развитием инфокоммуникаций (ИК) и инфокомных технологий (ИКТ), с их все возрастающими масштабами применения в различных социально-экономических процессах, влияющих и на взаимоотношения людей.

Современные тенденции развития подобных процессов и явлений позволяют сделать вывод о формировании нового экономического пространства – информационно-коммуникационной среды (ИКС). Эта сфера не просто служит необходимым условием эффективного функционирования организаций, а энергично влияет на сами процессы управления. Таким образом, ИКС выступает регулятором хозяйственных процессов, влияющим и на формирование отношений всех участников данных процессов. Специфический характер такой среды требует адекватных форм и методов управления в складывающихся условиях.

Однако следует признать, что в настоящее время в литературе недостаточно представлены и разработаны базовые теоретические и методологические проблемы, связанные с управлением организациями в условиях такой новой среды, как ИКС. В связи с этим, необходимо решение задачи разработки и обоснования целостной, системной концепции управления в условиях ИКС в контексте особенностей развития современного менеджмента.

Целью проведенных нами исследований была разработка теоретических, методологических и методических основ, а также практических рекомендаций по совершенствованию системы управления организациями в условиях ИКС. В соответствии с поставленной целью были исследованы следующие проблемы, вопросы и подлежащие решению задачи:

‑ определение основных предпосылок формирования и развития ИКС, ее основных характерных черт;

‑ определение особенностей и закономерностей развития рынка информационно-коммуникационных продукции, работ, услуг как экономической формы ИКС;

‑ системное представление ИКС как особого типа инфраструктуры современной экономики;

‑ анализ эмпирического базиса управления организациями в ИКС;

‑ разработка теоретических и методических основ управления организацией в ИКС;

‑ формирование системной концепции управления организацией в условиях ИКС;

‑ разработка методологических подходов, методического инструментария стратегического управления инновационным развитием организаций на основе использования ИК и ИКТ;

‑ разработка методологических основ организационного механизма управления в условиях ИКС;

‑ постановка и реализация практических задач применения разработанных подходов, методов и процедур для конкретных организаций.

Тематике этих исследований посвящены более 120 книг, статей и докладов автора, из которых более 40 публикаций послужили основой научного обобщения этого исследования.

В качестве предмета нашего исследования выступают принципы, а также формы, средства, инструментарий и процедуры управления организацией как механизмы процессов адаптации и развития организаций в условиях формирующейся и развивающейся ИКС. Объектом исследования стали организации (предприятия) различных сфер деятельности.

Методологической и методической базой выполненных исследований послужили теория и методология системного подхода и системного анализа, современных концепций менеджмента и предпринимательства, теории организации; теория экономической информации, принятия управленческих решений; другие теории и концепции; работы ведущих зарубежных и отечественных ученых в исследуемой области. Кроме того, в этих исследованиях впервые был применен инфокомный метод с его системно-сетевой основой (в качестве соответствующей архитектоники). Все это позволило впервые предложить целостную концепцию, методологию и методический инструментарий управления организациями в современных условиях рассматриваемой ИКС.

К наиболее важным результатам проведенных исследований можно отнести следующие:

‑ сформулированы особенности, проблемы, предпосылки и основные направления современной информационно-коммуникационной среды;

‑ сформулированы системные характеристики ИКС как особого типа инфраструктуры современной экономики;

‑ определены закономерности, тенденции и проблемы эмпирического базиса управления организацией в условиях инфокомной среды;

‑ разработаны теоретические положения управления организацией в условиях ИКС;

‑ сформулированы методологические принципы управления организацией в условиях инфокоммуникационной среды;

‑ разработана системная концепция управления организацией в условиях ИКС;

‑ разработана методология и методический аппарат формирования стратегий инновационного развития организаций в ИКС;

‑ разработана методология и методический инструментарий диагностики и стратегического позиционирования организации в ИКС;

‑ разработаны методологические основы организационного механизма управления в условиях ИКС, в том числе, сетевых структур;

‑ разработаны методики формирования адаптивных структур управления на макро- и микроуровнях и т.д.

Практической значимостью выполненной работы можно считать следующее:

1) использование на практике разработанных теоретических, методологических и методических положений может способствовать решению важнейшей народнохозяйственной задачи перехода к устойчивой и эффективной модели рыночной экономики, максимальной адаптации организаций и предприятий к условиям развивающейся информационно-коммуникационной среды, их развитию на основе принципов предложенного автором инфокомного менеджмента;

2) разработанные теоретические и методологические положения доведены до стадии, позволяющей использовать их в конкретных организациях и предприятиях для достижения ими своих целей и повышения эффективности управления.

Сегодня нами планируется напечатать в журнале «Креативная экономика» ряд статей по данной теме с изложением основ теории и методологии управления организациями в условиях ИКС. Кроме того, в настоящее время автором подготовлена монография по концепции инфокомного менеджмента и книга о системе основных принципов инфокомного менеджмента.


Источники:

1. Мартынов Л.М. Предпосылки становления инфокоммуникационной экономики реального времени и адекватного менеджмента. //Актуальные проблемы современной науки. Экономические науки (Экономическая теория), 2003, №2(11). - С. 39-46.
2. Мартынов Л.М. Развитие инфокоммуникаций и качество жизни. //Аспирант и соискатель. Экономические науки (Экономика и управление народным хозяйством), 2003, №3(16). - С. 19-25.
3. Мартынов Л.М. Инновационные модели в инфокоммуникационном управлении развитием предприятий. //Актуальные проблемы современной науки. Экономические науки (Экономическая теория), 2003, № 3(12). - С. 59-68.
4. Мартынов Л.М. Инфокоммуникационная среда для создания знания организации. // Вопросы экономических наук. Экономика и управление народным хозяйством, 2003, №3(3). - С. 79-84.
5. Мартынов Л.М. Инфокомный менеджмент – управление организациями в инфокоммуникационной среде. //Мобильный Мир, 2004, №62003-12004. - С. 26$30.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:14:23