Тенденции развития сферы социальных услуг

Кухтинова Л.Г., Сосунова Л.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (8), Август 2007

Цитировать:
Кухтинова Л.Г., Сосунова Л.А. Тенденции развития сферы социальных услуг // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 8. – С. 52-55.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12879912
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Возможности экономического роста в условиях современной экономики определяются, главным образом, таким фактором как человеческий капитал, формирование и развитие которого зависит от состояния отраслей сферы социальных услуг. Получают приоритет социальные потребности в развитии общества, изменяется характер социальных потребностей, все чаще появляется постоянная потребность, например, поддержание здоровья, профилактика заболеваний, непрерывное образование.

Ключевые слова: человеческий капитал, сфера услуг, сервисная экономика, социальные потребности



Возможности экономического роста в условиях современной экономики определяются, главным образом, таким фактором как человеческий капитал, формирование и развитие которого зависит от состояния отраслей сферы социальных услуг. Получают приоритет социальные потребности в развитии общества, изменяется характер социальных потребностей, все чаще появляется постоянная потребность, например, поддержание здоровья, профилактика заболеваний, непрерывное образование.

Информационная революция, начавшаяся в коммерческом секторе и уже охватывающая образование и здравоохранение, изменит обе эти области очень сильно, приведет к изменениям в структуре образования, развитию дистанционного обучения. Центр тяжести в высшем образовании может переместиться на программы непрерывного профессионального обучения взрослых, а в здравоохранении, вполне вероятно, приведет к тому, что здравоохранение будут определять не как борьбу с болезнями, а как поддержание физического и психического здоровья [1].

Характерной особенностью современной сервисной экономики является усиливающаяся индивидуализация социальных потребностей населения. В структуре сервисной экономики увеличивается доля персонифицированных услуг, осуществляется переход на долговременные отношения между потребителем и производителем. Общим для отраслей социальных услуг является наличие внешних эффектов в результате их оказания. Закономерностью сервисной экономики становится опережающее развитие сферы социальных услуг.

Развитие данной сферы находится под влиянием процесса глобализации. Усиливаются взаимосвязи стран в экономическом развитии. Обостряется межстрановая конкуренция, требующая поиска резервов повышения эффективности функционирования экономики, в том числе, и в секторе предоставления социальных услуг.

Существуют разнонаправленные тенденции влияния глобализации на развитие сферы социальных услуг. Например, положительный эффект глобализации обусловлен глобальной информационной сетью, глобальным рынком образовательных услуг. Под влиянием процесса глобализации появляется тенденция типизации (стандартизации) в развитии сферы социальных услуг,

Переход к сервисной экономике характеризуется превращением человеческого фактора в главный фактор экономического роста, возрастающими инвестициями в человеческий капитал, как со стороны самого человека, так и со стороны общества. Сфера социальных услуг сервисной экономики обеспечивает воспроизводство человеческого капитала, причем процесс его воспроизводства в современных условиях характеризуется появлением нового типа мотивации, определяющего деятельность человека как субъекта производства.

В традиционном экономическом обществе для большинства людей мотивы и стимулы определяются их материальными потребностями. Однако, сегодня положение стремительно меняется под воздействием трех основных факторов:

во-первых, рост благосостояния обусловил стремление к совершенствованию собственной личности;

во-вторых, развитие новых производственных форм, требующих усвоения все большего количества информации, вызывает потребность в постоянном повышении образовательного уровня и накоплении новых знаний;

в-третьих, обладание информацией и способность продуцирования новых знаний становятся столь же важным источником социального признания, каким была в условиях индустриального общества собственность на материальные богатства [2].

Таким образом, в процессе развития сфера социальных услуг становится сферой инвестирования в человеческий капитал. Причем социальные услуги следует рассматривать как процесс их производства и потребления, а также накопления человеческого капитала. При этом результаты социальных услуг в дальнейшем производительно используются, принося доход собственнику человеческого капитала.

Функционирование сферы социальных услуг осуществляется с использованием рыночного механизма согласования интересов непосредственных производителей и потребителей, а также нерыночного механизма предоставления гарантированного набора социальных услуг на уровне государства, муниципалитета и смешанного механизма.

Существующая тенденция усиления рыночных механизмов в сфере социальных услуг не должна нарушать принцип равного доступа к такому роду услугам, приводить к расслоению общества. Определяя направления развития сферы социальных услуг важно создать условия для реализации принципов социальной справедливости и социальной защищенности, сохранения социального равновесия.

Правомерной в связи с этим является задача создания особого экономического механизма управления сферой социальных услуг, предусматривающего, что органы государственного и муниципального управления:

‑ определяют цели, задачи и стратегии развития отраслей и организаций сферы социальных услуг;

‑ осуществляют планирование и финансирование государственных и муниципальных (бесплатных) социальных услуг;

‑ посредством государственных программ развития отдельных отраслей, индикативного планирования и других косвенных методов оказывают влияние на деятельность частного сектора сферы социальных услуг.

Одной из важнейших задач в ближайшей перспективе является переход к системе гарантированного социального минимума, устанавливаемого с учетом не только набора продуктов текущего потребления, необходимого для нормальной жизнедеятельности, но и предметов долгосрочного пользования, в том числе таких услуг первоочередной необходимости, как здравоохранение, образование и т.п. [3]

Механизм регулирования государственных и муниципальных социальных услуг отличается широким использованием директивных методов управления, жестким государственным контролем и одновременно высоким уровнем ответственности государства по обеспечению доступных и качественных социально-значимых услуг для населения на основе формирования источников финансирования, включает принятие регулирующих решений на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях.

Обязательным условием для регулирования сектора государственных и муниципальных социальных услуг является установление расходных полномочий соответствующих бюджетов и сложившаяся система межбюджетных отношений.

Актуальной задачей становится рационализация социальных функций государства и органов местного самоуправления, совершенствование управления сферой социальных услуг. На наш взгляд, следует усилить роль муниципального сектора социальных услуг, так как в условиях муниципалитета есть возможность более точно изучить потребности конкретного потребителя социальных услуг и обеспечить наиболее эффективное предоставление муниципальных социальных услуг. Учитывая социальную значимость для общества предоставляемых муниципальными образованиями социальных услуг, государство должно создать равные финансовые условия отдельным муниципалитетам и регионам.

Таким образом, дальнейшее развитие сферы социальных услуг будет происходить в таких направлениях как:

‑ укрепление государственного и муниципального секторов как поставщиков бесплатных общественно-необходимых государственных и муниципальных социальных услуг, обеспечивающих формирование и развитие человеческого капитала в соответствии с общественными потребностями;

‑ расширение частного сектора сферы социальных услуг в соответствии с ростом индивидуальных потребностей населения.


Источники:

1. Информационное общество: экономика, власть, культура: Хрестоматия: В 2 т. / Сост. В.И. Игнатьев, Е.А. Салихова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004. – Т.1, с. 234.
2. Львов Д.С. Экономический механизм развития России: Цикл публичных лекций «Академики РАН – студентам ГУУ/ГУУ. – М., 2004, с. 38.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:52:56