Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»8 / 2007

Творческий потенциал предпринимательской структуры

Шубаева Вероника Георгиевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Маркетинг» Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 60

Аннотация:
Предпринимательство как вид деятельности является видом хозяйственного (экономического) творчества, в котором раскрывается его сущностная основа. Процесс творчества в сфере предпринимательства связан с постоянной динамикой и корректировкой целей, поиском оптимальных вариантов их достижения, оценкой соотношения целей, средств и результатов созидательной деятельности.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Шубаева В.Г. Творческий потенциал предпринимательской структуры // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 8. – С. 72-80.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Предпринимательство как вид деятельности является видом хозяйственного (экономического) творчества, в котором раскрывается его сущностная основа. Процесс творчества в сфере предпринимательства связан с постоянной динамикой и корректировкой целей, поиском оптимальных вариантов их достижения, оценкой соотношения целей, средств и результатов созидательной деятельности.

В основе творчества в сфере предпринимательства лежит закон свободы и необходимости. Именно этот закон приобретает особую значимость, так как он определяет степень ответственности предпринимательской структуры за свою деятельность.

Подлинное предпринимательское творчество невозможно без нравственной основы и ответственности. Оно представляет собой не только биологический процесс, это и плод духовного производства.

Без духовной составляющей творчество в предпринимательстве не может иметь место, а творческий потенциал компании не будет являться полноценным. Именно духовная составляющая определяет тип хозяйственного поведения, выбор предпринимательской цели, выбор способа достижения этой цели и использование результата предпринимательской деятельности. Автор предлагает рассматривать творчество в предпринимательстве как исключительно осознанный, нравственный и созидательный инновационный процесс.

Нами были определены и обоснованы особенности предпринимательского творчества, отражающие его своеобразие и специфику (табл. 1).

Выявление взаимосвязи творческой и инновационной деятельности в предпринимательстве позволили автору определить миссию предпринимателя в хозяйственной системе в новом прочтении. Она выражается в активизации, развитии и придании позитивной направленности процессам, происходящим в данной системе, посредством реализации его творческих идей в предпринимательских инновациях.

 

Таблица 1

Специфические особенности предпринимательского творчества

 

Особенности

 

Содержание

Специфическое

происхождение

Осознанная потребность изменения и совершенствования предпринимательской среды и (или) своего внутреннего мира

 

Многогранная основа

Высокий уровень профессиональной компетентности, широкая область знаний, предпринимательский стиль мышления, духовность, нравственные ориентиры и этические ограничители

Осознанная созидательная

направленность

(первичный эффект)

Создание материальных и духовных ценностей, позволяющих удовлетворить общественные потребности

 

Своеобразный механизм

реализации

Нестандартность принимаемых предпринимательских творческих решений, в основе которых лежит постоянная динамика и корректировка целей, поиск оптимальных вариантов их достижения, оценка соотношения целей, средств и результатов созидательной предпринимательской деятельности

Преобразующая роль

Изменение внешнего и внутреннего мира предпринимателя

 

Наличие вторичного эффекта

Развитие творческих процессов во всей предпринимательской структуре и осуществление продуктивного творческого взаимодействия между членами предпринимательской структуры

Мы считаем, что лишь в том случае, когда творческая идея приобретает определенные формы в предпринимательском решении, а последнее способно найти свою реализацию в конкретной инновации, можно говорить о результативности и продуктивности творчества в предпринимательстве. Оно является продуктивным при условии его ориентации на последующие практические действия, обеспечивающие экономический рост и прогресс.

Процесс ради процесса не имеет смысла. Только творчество, воплощенное в инновацию, позволяет перейти компании с одной ступени развития на другую, более высокую, обеспечивая ее новое качественное состояние и, соответственно, ее движение вперед.

При разработке теоретических основ формирования и управления развитием творческого потенциала предпринимательских структур мы исходили из того, что творческий потенциал является не только интегрирующим свойством личности предпринимателя, опосредующим степень возможностей актуализации его созидательных сил в данный момент времени и в конкретных условиях, но также и свойством как предпринимательской команды, объединенной единой целью, так и предпринимательской структуры в целом.

Нами выделено три уровня творческого потенциала предпринимательской структуры:

1) творческий потенциал предпринимателя;

2) творческий потенциал предпринимательской команды;

3) творческий потенциал всей предпринимательской структуры.

Особенность нашего подхода к исследованию вопросов формирования и управления развитием творческого потенциала предпринимательских структур состоит в том, что личность предпринимателя вынесена на один из центральных планов исследования. Именно предприниматель выступает движущей силой запуска организационно-экономического механизма управления развитием творческого потенциала предпринимательской структуры, определяя центральный системообразующий компонент деятельности всего предприятия – ее цель.

Постановка предпринимателем цели представляет собой самостоятельную творческую задачу, поскольку этот процесс подразумевает вдохновление сотрудников предпринимательской структуры на достижение этой цели, т.е. преобразование людей из обособленных, функциональных единиц в участников творческого процесса, у которых есть самостоятельность и заинтересованность в результате.

Творческий потенциал предпринимателя, по мнению автора, выражается в совокупности его личностных качеств, способностей и приобретенного опыта, в умении интегрировать эти качества в процессе активизации и осуществления творческого процесса, ведущего к достижению предпринимательских целей, а также к самореализации и саморазвитию.

В процессе исследования нами была предложена модель творческого потенциала предпринимателя (ТПП), которую можно представить в следующем формализованном виде:

 

ТПП = f (БС; СС; ДНС; СЦТМ; ПЗ; ЖО; ОСПД; ЖД; И),        (1)

 

где       БС – биологическая составляющая;

СС – социальная составляющая;

ДНС – духовно-нравственная составляющая;

СЦТМ – способность целенаправленно творчески мыслить;

ПЗ – профессиональные знания и степень профессиональной подготовки;

ЖО – жизненный опыт;

ОСПД – опыт в сфере предпринимательской деятельности;

ЖТ – желание творить;

И – интуиция.

Автором установлено, что творческий потенциал предпринимателя формируется и развивается в рамках социально-экономической системы открытого типа, представляющей собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые могут создавать условия и активно способствовать формированию и развитию творческого потенциала предпринимателя. Обусловленность поведения данной системы определяется его личной мотивацией, а также мотивацией, создаваемой факторами внешней среды.

Важным условием эффективного функционирования системы является ее целенаправленность, т.е. влияние каждого элемента системы на формирование и развитие творческого потенциала предпринимателя должно носить не случайный, а целенаправленный характер. Система формирования и развития творческого потенциала предпринимателя представлена на рис. 1.

 

Рис. 1. Система формирования и развития творческого потенциала предпринимателя

Автором выдвинута гипотеза о наличии взаимосвязи между творческим потенциалом предпринимателя и силой мотивации к достижению поставленной им цели. Данная гипотеза была апробирована и подтверждена проведенными автором эмпирическими исследованиями, результаты которых представлены в табл. 2.

С этой целью для оценки влияния творческого потенциала в сфере предпринимательства на силу мотивации к достижению поставленной предпринимателем цели была построена аналитическая группировка и рассчитан коэффициент парной линейной корреляции. Коэффициент парной линейной корреляции творческого потенциала и силы мотивации составил: r ТП, СМ = 0,4. Критерий Стьюдента для проверки значимости коэффициента корреляции оказался равным tr= 6,7, что свидетельствует о значимом отличии от нуля величины r ТП, СМ, а следовательно, о достаточно заметном прямом влиянии уровня творческого потенциала на силу мотивации: с увеличением творческого потенциала в сфере предпринимательства у респондентов сила мотивации к достижению поставленной цели в среднем возрастает.

 

Таблица 2

Оценка влияния творческого потенциала в сфере предпринимательства на силу мотивации к достижению цели

 

Показатель

уровня

выявленного ТП

Значение

показателя

уровня выявленного творческого

потенциала в группе

Количество респондентов, чел.

Доля

респондентов, %

Среднее значение силы

мотивации, отн. ед.

Низкий ТП

[0,410–0,601]

87

29,00

2,96

Средний ТП

(0,601–0,791]

145

48,33

3,54

Высокий ТП

(0,791–0,982]

68

22,67

4,11

Итого

300

    100,00

Таким образом, была подтверждена гипотеза о наличии взаимосвязи между творческим потенциалом предпринимателя и силой мотивации к достижению поставленной им цели.

Силу мотивации предпринимателя автор определяла как соотношение суммы значений факторов, способствующих достижению этой цели, умноженных на удельный вес каждого фактора, и суммы значений факторов, ему препятствующих, также умноженных на удельный вес каждого противодействующего фактора.

 F=         ,

 где       F– сила мотивации к достижению предпринимателем определенной цели;

M1, 2…n– значения факторов, способствующих достижению предпринимателем поставленной цели (оцениваются исследователем по балльной шкале);

P1, 2…m– значения факторов, препятствующих осуществлению предпринимателем поставленной цели (оцениваются исследователем по балльной шкале);

 v1, 2… n– удельные веса мотивирующих факторов;

 c1, 2… m– удельные веса противодействующих факторов.

Кроме этого, не только наличие творческого потенциала у отдельного предпринимателя имеет значение на предприятии. Важным становится творческий потенциал предпринимательской команды и всех членов предпринимательской структуры.

Под предпринимательской командой автор подразумевает совокупность людей, являющихся в той или иной доле собственниками предприятия, принимающих активное участие в его управлении, объединенных единым предпринимательским интересом. Предпринимательская команда стремится реализовать свой творческий потенциал, так как существует прямая финансовая заинтересованность каждого члена этой команды в результатах труда.

Индивидуальный творческий потенциал является принадлежностью отдельного человека и в этом смысле выступает фактором, определяющим его индивидуальную ценность для предпринимательской структуры, тогда как групповой творческий потенциал представляет собой потенциал, сформированный определенным коллективом людей, и в этой связи ценность его приобретает коллективный характер.

Важным свойством группового творческого потенциала является принцип системной сочетаемости, благодаря которому при определенных условиях творческий потенциал группы (предпринимательской команды) может превосходить сумму творческих потенциалов отдельных членов данной группы.

Творческий потенциал предпринимательской команды ‑ это творческий потенциал всех ее членов, реализуемый в командном взаимодействии с целью решения поставленных предпринимательских задач.

При разработке модели творческого потенциала предпринимательской структуры автор исходила из того факта, что каждый элемент данной структуры, выполняя ту или иную предпринимательскую функцию, является неотъемлемым и важным звеном в осуществлении процесса функционирования предприятия.

При таком подходе сущностные признаки предпринимателя как отдельной личности переносятся на совокупного предпринимателя, звеньями которого являются:

1) собственники предприятия, определяющие стратегию поведения предприятия на рынке;

2) наемные работники предприятия, каждый из которых выполняет свою функцию и принимает участие в выработке предпринимательских решений. 

Совокупный предприниматель выступает в роли единого универсального работника, выполняющего предпринимательские функции. Отсюда всех членов предпринимательской структуры необходимо рассматривать не просто как творческий коллектив, а как совокупного работника, у которого творчество является важнейшей составляющей его деятельности.

Оно служит своеобразным каркасом в коллективной работе совокупного предпринимателя, становится мотиватором и побудительной силой, вызывающей интерес работника к тому, что он делает.  Речь идет о разделении и кооперации необычного, а творческого типа труда, разделение которого и кооперация внутри предпринимательской структуры происходит в форме созидательного (креативного) взаимодействия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Машиностроение, 2004.
2. Шубаева В.Г. Истоки творчества и творческий потенциал в системе предпринимательства // Известия СПбУЭФ. – 2006. – № 3. – 1,56 п. л.