Об управлении знаниями в инфоком-менеджменте

Мартынов Л.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (7), Июль 2007

Цитировать:
Мартынов Л.М. Об управлении знаниями в инфоком-менеджменте // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 7. – С. 91-96.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13288693

Аннотация:
Применительно к условиям рассматриваемой инфокомной среды и все более широкого использования информационно-компьютерно-телекоммуникационных сетей с соответствующим программным обеспечением систем, средств и технологий (ИКСТ) в организационно-управленческих новациях и технологиях, нами выдвинуты гипотезы для изучения проблем управления знаниями в системе инфоком-менеджмента.

Ключевые слова: информационные технологии, управление знаниями, инфокомный менеджмент, инфокомная среда

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Окончание. Начало в № 6/2007 «кэ»

Применительно к условиям рассматриваемой инфокомной среды и все более широкого использования информационно-компьютерно-телекоммуникационных сетей с соответствующим программным обеспечением систем, средств и технологий (ИКСТ) в организационно-управленческих новациях и технологиях, нами выдвинуты гипотезы для изучения проблем управления знаниями в системе инфоком-менеджмента.

Первая гипотеза. Никакой информации, как самостоятельного экономического ресурса, вне человека не существует.

Информация, понимаемая по К. Шеннону и Н. Винеру, и общепринятый «информационный ресурс», как наиболее изученный, сыгравший и продолжающий играть свою важную научно-историческую мировоззренческую роль (роль парадигмы современной материальной экономики), становится «традиционным», «рутинным», его использование должно рассматриваться в рамках вышеуказанного механизма. Он помогает индивидууму формировать, применять, искать и генерировать релевантные знания, существенно необходимые для принятия тех или иных решений или необходим ему для укрепления и подтверждения правильности имеющихся у него убеждений, знаний. Поэтому когнитивная сущность менеджмента, обязывает менеджеров «понимать восприятие» того или иного сотрудника (группы, коллектива), а затем применять, например, стимулы для формирования требуемых мотивов и интенций.

Вторая гипотеза. При дальнейшем изучении проблем управления знаниями целесообразно рассматривать указанный информационный механизм как неотъемлемую часть динамики формирования «когнитивных структур общего знания субъекта» и связанных с этим «ментальных моделей менеджмента» [10, с. 140]:

а) для географически-рассредоточенных и способных к принципиально неограниченному сетевому развитию организаций (включая всевозможные их альянсы и объединения), деятельность которых базируется на системно-сетевом инфокомном подходе к решению вопросов расширения масштаба сети ее деловых связей на базе применения ИКСТ, все большее значение в условиях ИКС приобретают когнитивные аспекты телевзаимодействий субъектов;

б) для каждого из взаимодействующих субъектов экономики (людей, организаций, их объединений, альянсов), для субъекта и объекта управления (любых их масштабов) именно знания играют ключевую роль в формировании и реализации адекватной схемы «мышление ‑ действие». Это важно не только для каждого из них, но и для гармонизации (и синхронизации благодаря компетентному применению ИКСТ) их схем даже в случае опосредованных коммуникаций, дистанционного управления в ходе достижения цели;

в) следует учитывать, что все это распространяется на всевозможные масштабы организаций, адекватных ИКС и видов телевзаимодействий, схематично изображенных на представленном здесь рисунке (на примере двух взаимодействующих организаций).

Третья гипотеза. Менеджменту организаций, функционирующих в условиях инфокомной среды (ИКС), необходимо не только обладать коммуникативной компетентностью, но и учитывать особенности передачи знаний, обмена и взаимообогащения коммуникантов знаниями, процессов конвергенции их взаимопонимания, поиска общих интересов, «выравнивания» когнитивных структур общего знания субъектов в ходе должных телевзаимодействий на пути к достижению общей цели.

Четвертая гипотеза. – Чем более географически рассредоточенной является деловая ИКС данной организации, тем больше ее менеджеры должны уделять внимание отмеченным выше когнитивным аспектам и эффективному использованию действующих, а также созданию новых инфокомных связей в адекватной внутренней и внешней среде.

При этом происходит как бы «расширение границы» организации не столько в части, касающейся аспектов стратегического (как это ни странно и несовременно звучит!..), сколько в реализации тактического управления по повышению активного влияния организации на внешнюю среду. Чем более развита инфокомная сеть деловых связей организации, тем больше это влияние, и больше у нее возможностей осуществлять поиск требующихся новых знаний и черпать необходимые знания из окружающей среды.

Организация А

Организация В

Рис. 1. Схема возможных телевзаимодействий в условиях ИКС.

Пятая гипотеза. – В условиях ИКС менеджмент должен совершенствовать свое системно-сетевое (инфокомное) мышление именно для управления знаниями в такой среде. В целях эффективного использования существующего, поиска релевантного и формирования нового знания необходима инфокомная компетентность. При этом уже сейчас нужно иметь в виду, что этот ресурс уступит (и уже уступает) свое место ресурсу «мудрость» [7, с. 177, 213].

Под этим ресурсом мы понимаем не только совокупность умений, навыков, знаний и опыта, но, прежде всего – знания причин происходящих явлений, процессов и возникающих противоречий в виде локальных и системных проблем в организации. Поэтому современное управление знаниями следует рассматривать как переход от «ноу-хау» к «ноу-увай» («знаю почему»). Через управление знаниями менеджмент приступает к накоплению и использованию такого «нового» ресурса в условиях экономики, все больше становящейся интеллектуально-креативной и глобально-сетевой.

Шестая гипотеза содержит также аксиому. По мере практического использования результатов научно-технического и технико-технологического прогресса в области создания новейших мультимедийных ИКСТ дистанционные, опосредованные коммуникации по все большему числу параметров будут приближаться к непосредственным коммуникациям, происходящим при личных встречах людей. Тем самым такие, например, виды менеджмента, как мотивационный менеджмент, креативный менеджмент и инфоком-менеджмент, будут все больше взаимно обуславливать развитие друг друга, все более успешно и эффективно реализуя интеллектуально-креативные способности сотрудников и партнеров даже в условиях телесотрудничества, телевзаимодействия, телепартнерства.

В заключение отметим следующее.

1. Эти гипотезы выдвинуты применительно к изучению проблем управления знаниями в условиях ИКС, прежде всего, для нематериальной экономики. В ней ресурс «знание» нами рассматривается приоритетным (что может быть применимо, как мы считаем, и к материальной экономике при должном концептуальном обосновании системы принципов).

2. В «традиционной» материальной экономике ресурс «информация» остается приоритетным среди таких ресурсов, как земля, труд, капитал, вещество, энергия.

В нашем подходе информация является своеобразным «мостом» между материальной и нематериальной экономикой, все больше взаимодополняющих друг друга и взаимно проникающих друг в друга. Это должно учитываться современным менеджментом потому, что экономика едина, как едина среда жизнедеятельности человека и общества, какие бы составляющие (материальные, виртуальные) этой среды ни рассматривались в научных исследованиях.

3. Просматриваются интересные тенденции «конвергенции» соответствующих принципов, методов, форм, средств, правил, процедур управления в реальной и виртуальной средах. Поэтому можно считать, что выявленные новые тенденции определяют вектор современного развития теоретических основ менеджмента. При этом следует обратить особое внимание на то, что в теоретических конструкциях на основе тех или иных результатов исследований, в частности, по проблеме управления знаниями не удается получить должные научные обобщения, «просто добавляя» к ним информационные технологии, «всего лишь» помогающие принять управленческие решения.

4. Понятно, что в рамках исследуемой темы и нашего системно-сетевого инфокомного подхода таких гипотез гораздо больше, и они отражены здесь не все (постараемся, к ним вернуться в следующих публикациях …).


Источники:

1. Гапоненко А.Л. Контуры наукоемкой экономики. – Экономист, 2005, № 10, с. 56-66.
2. Баранчеев В.П. Управление знаниями в инновационной сфере:Учебник. – М.: Благовест-В, 2007.
3. Мильнер Г.З. и др. Управление знаниями в корпорациях : Учебное пособие. – М.: Дело, 2006.
4. Дресвянников В.А. Построение системы управления знаниями на предприятии: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
5. Каптерев А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям: Научно-методическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005.
6. Интеллектуальный капитал – стратегический потенциал организации:Учебное пособие / Под ред. А.Л. Гапоненко и Т.М. Орловой. – М.: ИД «Социальные отношения», 2003.
7. Гапоненко А.Л. Управление знаниями. – М.: ИПКгосслужбы, 2001.
8. Мартынов Л.М. Система управления знаниями для инновационного развития предприятий в современных условиях инфокомной среды. – ИНФОКОМ-Труды МАС, 2005, №3, с. 32-40 и № 4, с. 41-48.
9. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. – СПб.: Речь, 2003.
10. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
11. Основы теории коммуникации:Учебник / Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2003.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 14:02:18