Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2007

Истинная цена знаний

Орлов Александр Иванович, президент Международной академии развития бизнеса, лауреат премии «Изобретатель эффективных способов ведения бизнеса», профессор, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 82

Аннотация:
Какова истинная цена знаний? В соответствии со ст. 1042 Гражданского кодекса Российской Федерации знания могут являться, наряду с умениями, навыками, деловой репутацией, деловыми связями и другими видами вкладов вкладом в совместную деятельность. При этом знания, как и иные виды вкладов, могут оцениваться в денежном выражении. И, если сторонами в договоре не предусмотрено иное, то вклады признаются равными по стоимости. А это значит, что знания выпускника бизнес-школы, академии, университета, подтвержденные соответствующим дипломом, и денежный вклад в миллион рублей или долларов, либо любой иной вклад, при наличии согласия сторон могут быть признаны равными по стоимости.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Орлов А.И. Истинная цена знаний // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 6. – С. 93-96.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Какова истинная цена знаний?

В соответствии со ст. 1042 Гражданского кодекса Российской Федерации знания могут являться, наряду с умениями, навыками, деловой репутацией, деловыми связями и другими видами вкладов ‑ вкладом в совместную деятельность. При этом знания, как и иные виды вкладов, могут оцениваться в денежном выражении. И, если сторонами в договоре не предусмотрено иное, то вклады признаются равными по стоимости. А это значит, что знания выпускника бизнес-школы, академии, университета, подтвержденные соответствующим дипломом, и денежный вклад в миллион рублей или долларов, либо любой иной вклад, при наличии согласия сторон могут быть признаны равными по стоимости.

 

Чтобы объективно оценить объём знаний в денежном выражении, нужны определённые критерии, на основе которых можно было бы произвести оценку. Поэтому одним из наиболее сложных, вызывающих огромный практический интерес является вопрос: «Как оценить знания в денежном выражении и формализовать их внесение в качестве вкладов в совместную деятельность?».

Исходя из хозяйственной практики, представляется, что критерии оценки знаний могут быть самыми разнообразными. К числу таких критериев, по нашему мнению, можно было бы отнести:

             Полезность.

             Доступность.

             Практическую применимость.

             Степень эффективности.

             Объём, количество.

             Качество.

             Оригинальность.

             Новизну.

             Возможность коммерциализации.

             Возможность охраны и защиты.

По соглашению сторон при оценке знаний могут применяться и иные критерии, которые посчитают разумным применять стороны при их оценке. Для того, чтобы знания могли быть коммерциализированы и использованы, они должны быть описаны, либо зафиксированы в форме, пригодной для «бизнеса».

Для их объективной оценки целесообразно предложить и описать пути их наиболее эффективного использования. Необходимо также избрать формы защиты и охраны знаний. Должны быть даны гарантии о не использовании их в другом месте. Документами, подчеркивающими их значимость, могли бы явиться отзывы, рекомендации, заключения экспертов, публикации в СМИ.

Если знания новы, оригинальны, должно быть описано, в чём состоит их новизна и оригинальность, обоснована полезность, практическая ценность и указанны пути, способы и сферы их применения.

Невозможно обойтись и без описания пользы, выгод и степень эффективности, которые они принесут приобретателю в случае их применения.

Размер оценки знаний.

С целью увеличения пользы от внедрения (применения) полученных знаний могут быть предложены различные варианты оценки знаний:

‑ разовая оценка;

‑ роялти;

‑ оценка в сочетании с роялти;

‑ любые иные возможные варианты.

Таким образом, коммерческая ценность знания, как и любого другого товара, зависит от его рыночной стоимости.

Что касается механизма описания, правового опосредования, «правовой» и внешней «упаковки» с целью коммерциализации знаний и превращения их в товар, то здесь, безусловно, есть ряд особенностей.

Во-первых, прежде чем оценить вносимые в качестве вклада знания по соглашению сторон, их собственник, либо владелец должны первоначально сделать собственную оценку. Владелец знаний должен указать пути их наиболее эффективного применения.

Во-вторых, внося их в качестве вклада в совместную деятельность, вносящие должны доказать, что являются их собственниками, либо владеют ими на основаниях, допускаемых законодательством. Следовательно, знания уже должны быть должным образом «упакованы» и возможно находиться в собственности, либо, если это юридическое лицо, на балансе передающего. Иначе нельзя передать то, что тебе не принадлежит. Или принадлежит, но должным образом не оформлено, не зарегистрировано, не оценено.

Поэтому знания должны выявляться, описываться, оцениваться, надлежащим образом оформляться, «оприходывоваться» и ставиться на баланс предприятия в качестве нематериальных активов или в иной «материлизованной» форме.

При этом следует учитывать, что сумма оценки собственника или владельца знаний может не совпадать с суммой оценки, которую предложат другие участники совместной деятельности или другого объединения.

И, видимо, итогом должна стать цена торга.

Таким образом, знания, которые формально не подпадают под критерии открытия, изобретения, ноу-хау, могут по соглашению сторон признаваться ценными и оцениваться в сумму, согласованную сторонами.

Что касается требований кредиторов, то они, заключая договоры с такими организациями, вправе знакомиться со структурой баланса, и в зависимости от его состава принимать решение о возможности деловых отношений с учетом степени риска.

Но здесь кредиторы должны также иметь ввиду, что неизвестно, в каких случаях и что дороже: недвижимость не работающих предприятий в России, под которую они пытаются получить кредит и которая оценивается кредиторами в 10-15% от балансовой стоимости. Или акции фирмы Майкрософт, стоимость которых оценивается примерно в 85 млрд. долларов, в то время как балансовая стоимость имущества, то есть материальных активов  фирмы составляет 975 млн. долларов (около 1%) от общей стоимости акций компании.

Получается, что эффективное использование знаний оценивается их получателями в десятки (!) раз выше, чем неэффективное использование недвижимости.

Вопросы правового обеспечения оценки знаний изучаются в моем авторском курсе «Правовое обеспечение бизнеса», который помогает «упаковать» и коммерциализировать знания на всех возможных стадиях их использования: от создания механизма стимулирования предпринимательской идеи, выбора оптимальных форм хозяйствования и налогообложения до методики оценки знаний, ведения переговоров, методики заключения договоров.

Ценные знания не стоят дёшево, а дешёвые знания не являются ценными.

Вопрос лишь в том, чтобы правильно их оценить.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241