Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»6 / 2007

Особенности инновационной логистики и ее применение в сфере железнодорожного транспорта

Голоскоков Владимир Николаевич, канд. экон. наук, начальник Северо-Кавказской железной дороги, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 87

Аннотация:
Инновационная логистика дает возможность разрабатывать конструктивную стратегическую программу развития компании, нацеленную на оптимальную организацию потоковых процессов и долговременный успех на рынке, определив тем самым структурно- функциональный (процессный) состав будущей фирмы и задав ориентиры для базовой логистики. Это означает, что не только состав внутрифирменных подразделений, но и сама миссия фирмы в обозримом будущем становятся производными от решений инновационной логистики в её интеграционном варианте.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Голоскоков В.Н. Особенности инновационной логистики и ее применение в сфере железнодорожного транспорта // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 6. – С. 75-82.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Инновационная логистика дает возможность разрабатывать конструктивную стратегическую программу развития компании, нацеленную на оптимальную организацию потоковых процессов и долговременный успех на рынке, определив тем самым структурно-функциональный (процессный) состав будущей фирмы и задав ориентиры для базовой логистики. Это означает, что не только состав внутрифирменных подразделений, но и сама миссия фирмы в обозримом будущем становятся производными от решений инновационной логистики в её интеграционном варианте.

Инновационную логистику можно рассматривать как совокупность научных знаний, методов и навыков по изучению и рациональной оптимальной организации любых потоковых процессов с целью повышения эффективности их конечных результатов за счет выявления и использования дополнительных, как правило, скрытых резервов управления.

Услуги инновационной логистики предлагается рассматривать как услуги в области управления. То есть из их состава следует исключить традиционную рутинную деятельность по экономике и организации поставок (логистике поставок), а именно: физические операции с элементами потоков в сфере товарно-материального движения (рис. 1.)

 

Рис.1. Базовая и инновационная логистика

Инновационный аспект придает единой методологии логистики полноту и логическую законченность. Все управленческие решения в деятельности предприятия, связанные с заготовительным, складским, транспортным, сервисным и распределительным процессами, в соответствии с логистической концепцией должны приниматься с учетом рационализации всего потокового процесса. Это требует предварительного исследования (анализа, прогноза, моделирования) собственно коммерческих процессов в оптовом звене и обеспечивает наилучшую реализацию общеэкономических функций сферы товарного обращения.

Базовая и инновационная логистика дополняют друг друга, но в тоже время между ними существует определенное противоречие.

Сегодня отечественные структуры нуждаются в тотальной, конструктивной и последовательной программе логистизации с целью создания в них целостных логистических систем, позволяющих решать задачи стратегического уровня. Однако любые логистические преобразования сопровождаются значительными затратами, и поэтому требуют реализации последовательной и развернутой в пространстве и времени программе мероприятий, которые одновременно являются комплексом необходимых социально-экономических, организационно-технических, информационных, правовых, кадровых и др. предпосылок создания полноценного логистического обеспечения действующих структур.

Такой многошаговый и по существу инновационный процесс, требующий затяжного и достаточно дорогого экспериментирования, позволяет, с одной стороны, осуществлять сравнительно равномерное и поэтому доступное инвестирование капитала в процесс логистизации, с другой – получать нарастающие величины годового эффекта от прошлых и текущих мероприятий логистизации и сопоставлять их с произведенными затратами.

Только решение всего комплекса взаимосвязанных тактических и стратегических задач управления в требуемом режиме времени на базе использования потенциала всей логистической системы позволяет достигать поставленные цели. Поэтому только логистическая система, охватывающая максимальное число операций (процессов) и уровней, создающая системный (синергетический эффект), способна окупить издержки логистизации и обеспечить высокую эффективность.

В этих условиях внедрение отдельных элементов и фрагментов современной логистики не позволяет добиться желаемого эффекта, приводя в тоже время к неадекватно большим затратам. Даже применение отдельных логистических задач и методов требует для их успешной реализации глубоких и дорогостоящих преобразований. Причем затраты на их осуществление чаще всего не окупаются эффектом логистизации.

С другой стороны, российская экономика с многочисленными дефектами рынка, институциональными деформациями и пробелами неподготовлена к непосредственному использованию логистики в полной мере. Поэтому, как показывает опыт эволюционного развития маркетинга в России ‑ от простых форм к более сложным – отечественными бизнес-структурами процесс логистизации, скорее всего, будет востребован методом «малых дел» ‑ с целью создания работоспособных логистических систем разного профиля и уровня, и приобретения на их основе необходимого логистического опыта для дальнейшего развития.

При этом пойдет процесс постепенного усложнения комплекса взаимосвязанных логистических функций оперативного и стратегического характера по оптимизации поставок. В этом случае, хотя развитие логистических методов и начнется с самых примитивных форм организации товарных и информационных потоков, сам ход эволюции будет осуществляться под надзором «креативного кода» инновационной логистики.

Это позволит, во-первых, сделать процесс логистизации управляемым (путем заимствования передовых достижений западных стран и отбраковывания эволюционно тупиковых, нежизнеспособных схем). В то же время появится возможность вносить корректировки в программу логистизации тех или иных отраслей с учетом состояния отечественных институтов и сложившейся структуры национального рынка.

Во-вторых, это даст возможность минимизировать неизбежные издержки (технологические и организационные барьеры входа, риски при освоении новых технологий) при вхождении на рынок логистических услуг. Поначалу логистические затраты российских субъектов рынка – пионеров на рынке логистических инноваций ‑ окажутся неадекватно большими, а результаты скромными.

Однако освоение маркетинговой концепции бизнеса, модернизация производства, появление на рынке адекватной по количеству и качеству товарной массы приведут к исчерпанию резервов эффективности непосредственно в сфере производства и поиску новых источников роста в сфере товарообмена. Лидеры рынка, как показала практика западных стран второй половины прошлого века, все больше будут «выталкиваться» в область оптимизации сферы обращения и станут искать конкурентных преимуществ в системах закупок и распределения.

Отсюда следует, что целесообразность использования инновационной логистики определяется:

‑ возможностью разработки более широкой и содержательной программы логистизации путем создания сквозной аналитико-оптимизационной организации управления совокупностью  материальных и сервисных потоковых процессов (интегрированной логистики)  в нескольких звеньях цепи (сети) поставок продукции (услуг) на базе общего информационного пространства с целью выявления и  использования  дополнительных резервов управления;

‑ решением логистических (информационных и оптимизационных) задач в различных звеньях логистической цепи с целью определения зон взаимной выгоды и перспективного компромисса для нескольких собственников или сопряженных логистических систем;

‑ формированием инструмента контроля и механизмов взаимной ответственности участников логистических цепей в части гарантирования приоритета их общего интереса в поддержании устойчивости и оптимизации этих цепей перед интересами каждого участка в отдельности;

‑ возможностью оказания услуг на системной основе в области логистического реинжиниринга, организационного проектирования, «управление изменениями»;

‑ установлением более четкого и продуктивного взаимодействия между всеми функциональными подразделения фирмы в рамках интегральной парадигмы логистики как инструмента корпоративного менеджмента с позиции единого целого как системы;

‑ разработкой достаточно объективных и надежных критериев общественной и рыночной эффективности программ логистизации, ее отдельных мероприятий.

Основными принципами разработки организационно-экономического механизма управления инновационной логистикой являются:

‑ детализация генеральной цели логистического проекта на составные подцели;

‑ выбор организационной структуры управления, обладающей наиболее высоким уровнем инновационной восприимчивости (матричная, «сетевая», с использованием временных рабочих групп и др.);

‑ формирование модели гибкого развития предприятия в условиях нестабильности внешней среды;

‑ обеспечение достижения цели логистического проекта с учетом потенциала функциональных систем – на «пересечении» целей проекта и задач функциональных систем;

‑ межфункциональная координация всех систем на основе логистического подхода и ориентации фирмы на активное формирование спроса (стратегический маркетинг);

‑ формирование в структурных подразделениях фирмы центров финансовой ответственности (центры затрат, прибыли, инвестиций);

‑  создание эффективной системы контроллинга и управленческого учета;

‑ создание новой модели управления персоналом, ориентированной на коллективное участие работников в инновационном логистическом процессе, преодоление  мотивации «сопротивления переменам».

В современных условиях важным элементом деятельности логистических инновационных систем становятся управление нововведениями и оценка инвестиционных проектов, а также логистическая координация в процессе выработки решений, касающихся продуктовых или процессных инноваций. А объектами логистизации являются способы выполнения проекта, последовательность, методика анализа, ноу-хау управления структурой, способы согласования управленческих решений с подразделениями организации.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2001. – 640 с.
2. Джеймс Р.Сток, Дуглас М. Ламберт. Стратегическое управление логистикой. Под ред. В. Сергеева. Пер. с англ. – М:ИНФРА-М:2005, 797с.
3. Дэниел О Лири. ERP-системы. Современное планирование и управление ресурсами пред- приятия. – М.: «Вершина», 2004.
4. Зырянов. М Глава «Альфа-Интегратор – БААН Евразия» об особенностях внедрения в России систем ERP. – Computerworld, №16-17, 2000.
5. Некрасов А.Г.Инновационные стратегии управления результативностью транспортно-логистических цепей.// Железнодорожный транспорт,№1, 2005, с.48
6. Некрасов А.Г., Атаев К.И. Методы логистического аудита и оценки в железнодорожном комплексе// Железнодорожный транспорт,№7, 2005, с.33
7. Некрасов А.Г. Взаимодействие информационных ресурсов в логистических цепочках поставок (на примере транспортной отрасли): Монография / Под редакцией Л.Б. Миротина. – М.: Техполиграфцентр, 2002. – 205 с.
8. Питеркин С.В., Оладов Н.А., Исаев Д.В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. – М.: «Альпина Бизнес Букс»,2005.