Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»5 / 2007

Особенности креативной деятельности предприятия

Бережнов Геннадий Викторович, д-р экон. наук, профессор Астраханского государственного технического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 63

Аннотация:
Креативная ориентация деятельности предприятий предполагает изменение требований к работникам и руководителям. Сегодня наиболее востребованы работники, обладающие знаниями и творческими способностями. Инициировать получение и использование знаний может человек, группа или отдел, которые принимают на себя особую ответственность за активизацию и координацию усилий по созданию знаний во всей организации. Этот источник должен выполнять три функции: катализатора создания знаний (активного взаимодействия с остальными сотрудниками организации для объединения людей и процессов), необходимых для генерирования знаний; интегратора разрозненных знаний на основе единого подхода и понимания; стратега, придающего общее направление процессу создания знаний в организации.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Бережнов Г.В. Особенности креативной деятельности предприятия // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 5. – С. 49-53.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Креативная ориентация деятельности предприятий предполагает изменение требований к работникам и руководителям. Сегодня наиболее востребованы работники, обладающие знаниями и творческими способностями. Инициировать получение и использование знаний может человек, группа или отдел, которые принимают на себя особую ответственность за активизацию и координацию усилий по созданию знаний во всей организации. Этот источник должен выполнять три функции: катализатора создания знаний (активного взаимодействия с остальными сотрудниками организации для объединения людей и процессов), необходимых для генерирования знаний; интегратора разрозненных знаний на основе единого подхода и понимания; стратега, придающего общее направление процессу создания знаний в организации (2).

Известно, что успешность компании Microsoft в значительной степени является результатом способности преобразовывать по большей части заимствованные технические идеи в рыночные стратегии и сочетать творчество с технической проницательностью. Компания исповедует следующие принципы:

‑ инвестировать в научные исследования больше, чем все остальные;

‑ передовые технологии формируют будущее;

‑ развивать капитал интеллектуальной собственности;

‑ обучение – это признак «умной организации», элемент, обеспечивающий постоянное совершенствование ее внутренних процессов;

‑ «сиди и думай» (Б. Гейтс говорит, что он платит своим людям для того, чтобы они «сидели и думали»);

‑ заимствуй и приспосабливай (часто звучит критика в адрес Microsoft, что компания на самом деле не является великим новатором, а просто использует идеи других, но она сильна в распознавании коммерческого потенциала идей и в их продаже) (1).

Прямое отношение к поставленной проблеме имеет школа ключевых компетенций (способности, навыки, умения, которые представляют ценность для производителя, потребителя, уникальны, т.е. принадлежат только одному предприятию и ориентированы на будущее). Авторы разъясняют, что ключевая компетенция не является «активом» в бухгалтерском смысле этого слова. Завод, канал сбыта, товарный знак или патент не могут быть ключевой компетенцией – это предметы, а не навыки. Однако способность управлять заводом, каналом сбыта, товарным знаком или интеллектуальной собственностью может составить ключевую компетенцию (3).

В рамках данной школы также подчеркивается, что с помощью альянсов, совместных предприятий, внутреннего лицензирования и использования субподрядчиков фирма может получить в свое распоряжение компетенции извне. В крайнем случае, заимствование включает не только получение доступа к навыкам партнера, но и трансформацию внешних навыков во внутренние (интернализацию) при обучении у него. Культурная интеграция и гармонизация компетенций обходятся дороже при приобретении, чем при альянсах.

Представляется, что ориентация на стратегическое сотрудничество как способ заимствования адаптированных знаний может рассматриваться в рамках более широкого подхода к обслуживанию, который можно определить как непрерывный процесс формирования креативной восприимчивости рынка, востребованности им новых товаров или услуг.

Кастомизация рабочего места и сотрудников (ориентация на потребителя) возникает, когда маркетинговые исследования сосредоточиваются не на потребительских сегментах, а на индивидуальных клиентах. Кастомизация работников, обладающих знаниями, означает, что с ними заключают специальные трудовые соглашения, где могут быть предусмотрены такие позиции, как:

‑ возможность приобретения акций компании,

‑ доступ детей работника в частные школы;

‑ компенсация стоимости приобретенного жилья;

‑ компенсация затрат на пользование личным автомобилем в служебных целях;

‑ возмещение услуг консультантов по инвестициям и юридическим вопросам.

Это так называемые кастомизированные правовые контракты.

Смысл эволюции требований к руководителю состоит в переходе от модели менеджера к модели лидера, известной в виде формулы: менеджер делает вещи правильно, лидер делает правильные вещи.

Менеджер управляет ‑ лидер творит.

Менеджер копирует ‑ лидер является новатором.

Менеджер поддерживает ‑ лидер развивает.

Менеджер фокусируется на системах и структурах, лидер ‑ на людях.

Менеджер полагается на контроль ‑ лидер опирается на доверие.

Менеджер действует, исходя из краткосрочных целей, лидер ‑ из долгосрочной перспективы.

Менеджер соглашается со статус-кво ‑ лидер его оспаривает.

Менеджер ‑ это классический хороший солдат, лидер ‑ человек, который сам руководит своей судьбой и т.п.

В целом речь идет о переходе от традиционного кадрового менеджмента через менеджмент человеческих ресурсов и стратегию человеческих ресурсов к стратегии организации и использования ее сотрудников.

Креативная сеть – объединение группы предприятий, стремящихся к созданию уникальных товаров и услуг, устраняющих с рынка уступающие им потенциальные заменители в результате естественного решения конечного потребителя. Эта группа стремится к улучшению результатов деятельности каждого участника. Теоретически она опирается на теорию игр в том смысле, что действия каждого участника бизнеса непременно оказывают влияние на прибыльность других участников.

Поэтому основу бизнес-решений должна составлять оценка возможных исходов, а каждый исход, в свою очередь, определяется тем, как реагируют другие участники. Отсюда принципы сотрудничества и совместной работы получают преимущество перед конкуренцией в качестве доминирующей основы анализа и принятия решений, например, в системе «пяти сил» или кластеров М. Портера.

Такой подход означает также признание того, что основанная на принципе конкуренции деятельность одного, даже предельно интегрированного предприятия или даже виртуальной корпорации не может быть успешной без создания сетей. В электронной экономике это называется сообществом добавленной стоимости, которое представляет собой онлайновую сеть клиентуры, поставщиков и процессов добавления стоимости.

Основными характеристиками современной бизнес-среды являются глобализм, технология, скорость, кастомизация, интеллектуальный капитал, доходный рост. А ее важнейшими организационными элементами:

‑ гибкость занятости (неполный рабочий день, контрактная система, систем оплаты - гибкие ставки оплаты труда и системы премирования, способов выполнения работы - дома или в офисе);

‑ человеческий (интеллектуальный) капитал;

‑ наличие лидера;

‑ система обучения;

‑ организация связи с клиентами;

‑ разделяемая всеми корпоративная культура;

‑ стратегическая ясность;

‑ ответственность;

‑ неформальный характер отношений; 

‑ постоянная диагностика и оценка состояния организации.

Современным, или креативным типом мышления является калейдоскопное, т.е. умение неформально мыслить и создавать новые категории или целостное мышление, которое выступает как признак деловой креативности.

Интегральное, склонное к интеграции, или целостное мышление является условием креативности как личности, так и организации.

Выход за пределы традиционных категорий мышления создает новые возможности, т.е. является креативным, созидательным. Калейдоскоп есть символ постоянно меняющихся моделей мышления и бесконечных новых возможностей, приводимых в движение силой воображения и творчества.

Наиболее общей характеристикой креативности деятельности Г. Хемел и К. Прахалад считают нацеленность на опережение. Если маркетинг заключается в раскрытии четырех основных терминов (продукт, цена, продвижение продукта и место реализации), то авторы предлагают четыре составляющих термина «глобальное опережение». Это собственно опережение, а также близость к рынку, благожелательное отношение потребителей и каналы сбыта (3).

Глобальное измерение деятельности предприятия является условием его развития в части технологии, бренда, рационализации издержек. Следует выделить фактор увеличения гомогенности рынков и гомогенных продуктов.

Глобализация повышает скорость, гибкость бизнеса и приводит к экономии средств, поскольку исследования и разработки, закупки материалов, производство, маркетинг, дистрибуция основаны на глобальной базе и нацелены на глобальные рынки. Это позволяет достичь указанных преимуществ, в том числе за счет экономии на масштабах и ориентации на обслуживание, имея в виду, что потребители хотят получить лучшее по всем параметрам.

Одно из важнейших направлений развития предприятия в условиях глобализации состоит в глобаспециализации (глобализация + специализация) как способности извлекать выгоды из глобального производства, информационных технологий, исследований и разработок и маркетинговых ресурсов, обеспечивая при этом локальную (национальную) привлекательность. При этом необходимо сочетать:

‑ выпуск стандартизованной продукции и ее соответствие частным запросам;

‑ стандартизованную систему обслуживания и реагирование на частные запросы;

‑ виртуальное и физическое присутствие на рынке;

‑ централизацию управления и корпоративный федерализм;

‑ экономические и социально-политические факторы и т. п.

Творческая деятельность вообще требует особой структуры организации, высокоорганичной и максимально неформальной.

Мы знаем, что еще в середине прошлого столетия Бернс и Сталкер предложили идею органичной организации, в которой ставка делается на сетевую структуру, общие ценности, командную работу в межфункциональном режиме и эффективное распространение знаний и опыта. Ее характеристиками являются:

а) гибкость и свободный поток;

б) отсутствие иерархичности;

в) ставка на соучастие;

г) творческий и предпринимательский подход;

д) ставка на сетевые структуры;

е) действия на основе корпоративных целей;

ж) использование технологий как ключевого ресурса.

В адхократических структурах любая методология, отделяющая идею от действия, план от его реализации, а формализацию от внедрения является неприемлемой, поскольку ограничивает свободу творчества и скорость реагирования организации на изменения.

Можно назвать также виртуальные, интеллектуальные, обучающиеся типы организаций, при этом действующие не только на рынке интеллектуальных услуг, которые придерживаются креативной идеологии и технологии работы. Творческая составляющая является универсальным требованием, доминантой современного развития любого предприятия, а не исключительной характеристикой каждой отдельной организации.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Деарлав Д. Бизнес путь: Билл Гейтс. - СПб.: Крылов, 2003.
2. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Хэмел Г., Прахалад К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002; Менеджмент ХХI века. - М.: ИНФРА-М, 2002.