Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»5 / 2007

Формирование рынка креативных технологий

Филиппова Н Н, соискатель ученой степени канд. эконом. наук кафедры «Экономической теории и международной экономики» Воронежского экономико-правового института, разработчик образовательных технологий Сообщества научных изысканий «Образовательная кафедра доктора Панфилова», Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 56

Аннотация:
Наряду с понятием социальные технологии уже достаточно прочно входит в обиход понятие креативные (творческие, или созидательные) технологии. Собственно социальная технология рассматривается как родовое понятие, а все остальные выступают как ее разновидности. Например, гуманитарная технология, историческая технология, психофизиологическая, психологическая и т.д. все относятся к видам социальной технологии. Все они определяются по аналогии с промышленными технологиями как совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с последующей их координацией и синхронизацией, а также выбора оптимальных средств и методов реализации.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Филиппова Н.Н. Формирование рынка креативных технологий // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 5. – С. 74-82.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Наряду с понятием социальные технологии уже достаточно прочно входит в обиход понятие креативные (творческие, или созидательные) технологии. Собственно социальная технология рассматривается как родовое понятие, а все остальные выступают как ее разновидности. Например, гуманитарная технология, историческая технология, психофизиологическая, психологическая и т.д. все относятся к видам социальной технологии. Все они определяются по аналогии с промышленными технологиями как совокупность приемов, методов и средств, используемых для достижения конкретных целей. В частности, как способ осуществления деятельности на основе рационального ее расчленения на процедуры и операции с последующей их координацией и синхронизацией, а также выбора оптимальных средств и методов реализации.

Поскольку формирование креативного сознания изменяет характер развития человека, прибыльным бизнесом становиться не реновация «мёртвых» вещей и механизмов, которыми человечество занималось с момента своего появления, а максимизация использования интеллектуального капитала. Это сегодня превратилось в самый выгодный бизнес.

Уникальным инструментом изменения креативного сознания являются «творческие технологии», которые нуждаются в постоянном обновлении, так как интеллектуализация есть непрерывный процесс реновации такого сознания, которое быстро привыкает к внешнему воздействию, а прекращение обновления механизмов этого процесса приводит к потере эффективности отражения действительности.

В результате появления и развития «креативных технологий» резко ограничивается значение финансов с точки зрения конкурентной экспансии. Деньги становятся не главным источником рыночной силы, а всего лишь следствием, они теряют значение первостепенности, так как конкуренция всё больше определяется наличием уникальных технологий. Такого типа технологии диктуют условия саморазвития личности, а, значит, и общества, и планомерно изменяют отношения и права сообщества.

Механизм воспитания и развития творчески «слабых» организаций, превращается в механизм их поглощения, то есть конкурентную экспансию. И если кто-то делает своё дело хуже других или по разным причинам находится в худших условиях, то он только зря тратит время, обрекая себя на «поглощение». Следовательно, эффективное освоение территории – это уже не «реанимация» находящихся на ней индивидов и социальной группы в целом, а «изъятие» у них материальных и иных ресурсов.

На горизонте социальных взаимодействий проглядывается некий феномен, заключающийся в том, что прогресс более развитого общества происходит за счёт создания и использования нематериальных активов (интеллектуального капитала) и тотальной деградации и ослабления «поглощенного» экономического объекта.

Основные «креативные технологии» относятся не столько к производству, сколько к управлению. Особенно к управлению креативным сознанием. Практика показывает, что наиболее продуктивными являются разработки стереотипов творческого мышления, где основными технологическими принципами, важными с точки зрения обеспечения корпоративной конкурентоспособности и безопасности, являются именно те, которые связаны с формированием сознания и организацией управления.

Мощным звеном в цепи применения специальных технологий на современном этапе экономических отношений  является технология управления персоналом. Но это далеко не управление социальными организациями или компаниями в критических ситуациях, а стало быть не технологии вывода их из экономически неблагоприятного состояния (кризиса).

Управление персоналом – это, прежде всего, организация труда креативных личностей, как незадействованного нематериального ресурса экономики.

В современном мире, где на первый план выдвигается экономика знаний, проблема эффективности использования человеческого ресурса в России становится одной из самых актуальных. Именно в этом направлении смещается мировая ось конкурентной борьбы и получения конкурентных преимуществ. Поэтому конкурентная экспансия в современных условиях становится весьма «утонченной» и синхронизируется с необходимостью использования специальных творческих знаний – креативных технологий.

Поскольку без конкурентной борьбы и конкурентной экспансии рынок не существует и существовать не может, то без творчески спланированных мероприятий против своих «мишеней» не обойдется ни одно предприятие, находясь в среде рыночных отношений. Если же этого по каким-то причинам предприятие не делает, то это сделают с ним его конкуренты. То есть, если конкурента не «распилить» на сегменты, то вскоре конкурент из вас «сделает» свой сегмент. И другому быть не дано, поскольку конкурентная борьба, есть основа рыночной экономики.

Новой тенденцией стал обмен творческими возможностями научных подразделений, когда компании объединяют свои усилия, разрабатывают новые решения и совместно выходят с ними на рынок. Такая форма сотрудничества дает солидные конкурентные преимущества. Фантастическое конкурентное преимущество принадлежит тому, кто первым формирует отделы креативных технологий. Оно настолько велико и обеспечивает такие прибыли, что можно говорить о, своего рода, получении пожизненной  ренты.

Создатели новых технологических процессов полностью контролируют и самостоятельно формируют рынки и направления реализации своего ресурса – интеллектуальных активов. Эффективность ресурса настолько высока, что он практически не выходит на открытые рынки. Продажа, покупка или обмен производиться преимущественно внутри соответствующих транснациональных корпораций, которые в той или иной форме и мере контролируют проведение исследований по совершенствованию и значительному повышению эффективности технологических процессов.

Контроль рынков осуществляется не столько коммерчески, сколько организационно. И уже, как следствие, критерий этих принципов связан с наибольшей долей прибавочной стоимости.

Доля креативных личностей в структуре рабочей силы неуклонно растет. В связи с этим менеджеры "интеллектуальных отделов" все чаще сталкиваются с вопросами: «Как удерживать в организации сотрудников, которые могут делать тоже самое без нее?», «Как повышать производительность, когда "фабрикой" является голова?».

Одним из основных ответов на эти вопросы может стать создание в компании системы развития, настроенной на специфику интеллектуальных сотрудников.

 Кто такие интеллектуальные работники и как, в самых общих чертах, выглядит "схематичный портрет" типичных представителей этой социальной группы?

В первую очередь, они ориентированы на оперирование в своей работе информацией и знаниями, их профессиональная деятельность не зависит от собственности на средства и условия производства.

Творческие работники идентифицируют себя скорее с профессией, нежели с конкретной организацией или рабочим местом. Им присуща значительная социальная мобильность. Многие из них определяют свои наиболее принципиальные интересы не в рамках увеличения личного бюджета, а в категориях собственного интеллектуального развития и роста. Таким образом, к категории интеллектуальных сотрудников можно причислить: программистов, юристов, дизайнеров, консультантов, экспертов и аналитиков, бизнес-тренеров и людей многих других профессий, способных без физических средств производства и без поддержки организации создавать готовый продукт.

Все эти обстоятельства обусловливают тот факт, что управлять такими работниками, следуя лишь традиционным принципам менеджмента, практически невозможно. И здесь на первый план выходит система развития интеллектуальных сотрудников, которая способна удержать их и повысить производительность компании в целом.

Особую значимость системе развития интеллектуальных работников как управленческой задаче придает два фактора:

1. Необходимость повышения производительности "творческого ресурса" компании.

2. Особенности внутренней мотивации самих работников.

Очевидно, что производительность является одним из ключевых факторов конкурентоспособности любой компании. Как же добиться ее повышения, если основным производственным оборудованием являются не станки и компьютеры, а творческие человеческие головы?

Эту задачу не удастся решить покупкой нового импортного оборудования, а придется делать реновацию уже существующих человеческих ресурсов, так как интеллектуализация производства – это ориентация его деятельности на приобретение, создание и использование знаний с целью их материализации в новые товары и услуги.

Многие исследования доказывают, что акценты во внутренней мотивации интеллектуальных работников в значительной степени отличаются от акцентов в мотивации традиционных сотрудников. Все как будто переворачивается с ног на голову. Наиболее значимым мотивом становится стремление к новому: новому опыту, новым задачам. При этом на второй план уходят такие традиционные мотиваторы как: материальное вознаграждение, комфортность рабочего места, график работы. Развитие становится основой внутренней мотивации креаторов.

Безусловно, в программе развития интеллектуальных сотрудников должны присутствовать такие традиционные инструменты обучения как: внешние и внутренние семинары и тренинги. Однако, эти инструменты не являются наиболее эффективными для данной категории сотрудников.

Каждый человек индивидуален и сам может определить, какой способ развития для него является наиболее эффективным. Поэтому менеджеры должны создавать дополнительные стимулы и условия для саморазвития, оставляя при этом сотруднику возможность самостоятельно определять, как конкретно он будет это делать.

Среди наиболее действенных механизмов создания условий для саморазвития можно назвать: 

‑ коучинг;

‑ обогащение работы и ротации;

‑ доступ к мировым ресурсам знаний, в частности Интернет;

‑ доступ к корпоративной библиотеке;

‑ создание внутрифирменной базы знаний;

‑ обратную связь по результатам проделанной работы;

‑ возможность посещения конференций и профессиональных "тусовок".

Таким образом, создание системы развития, нацеленной на создание условий для самостоятельного развития креаторов, способно удержать интеллектуальных сотрудников в компании, предоставив им возможность более динамично развиваться и расти, постоянно повышая при этом производительность своих "интеллектуальных фабрик", укрепляя конкурентное преимущество компании.

Мощным толчком в формировании креативного сознания отдельных личностей послужили условия рыночных отношений, сложившиеся на современном этапе. Нынешний арсенал предпринимательского оборота во многом заимствован из религиозной деятельности различных конфессий, благодаря которым расширялись средства, способы и приемы воздействия на массы.

В современном мире научные и технологические исследования производятся не только с целью дальнейшего развития цивилизации. Они являются объектами коммерческих отношений. В силу того, что стоимость разработок неуклонно повышается, бизнес отвечает на этот вызов усилением сотрудничества между странами и компаниями. Растет число совместных патентов. Это позволяет получать дополнительную ренту от использования креативных технологий.

Ключевую роль в развитии креативных технологий сыграла техническая революция средств массовой информации. Новые возможности аудиовизуальных инструментов породили специфическую субкультуру образов, которые успешно используются для управления сознанием социума.

Причиной захвата территорий под различными видами экономических и социальных программ на периферии от центра экономических взаимодействий является образование там «интеллектуального вакуума». Поэтому избежать «интеллектуального голодания» возможно только при наличии нового направления в управлении – «креативных технологий» с ориентацией на их постоянное обновление и совершенствование. Если же этого по каким-то причинам не делать, то прекращение реновации механизмов данного рода приведет к потере управляемости.

Так как ключевым показателем стабильного и успешного оборота экономических отношений является динамичное развитие – «захват и освоение» слаборазвитых территорий, то востребованность использования «креативных технологий» является доминирующим инструментом целевого освоения рыночного пространства. Необходимость использования такого рода инструмента социальных взаимодействий, как технологии управления персоналом, свидетельствует об активизации формирования рынка специфических услуг, который имеет тенденцию к расширению сферы использования в экономическом пространстве.

Таким образом, формируется рыночный сектор креативных технологий, границы сегментов которого имеют тенденцию к расширению не только за счет увеличения среды потребления, но и создания технологического парка как новой формы территориальной интеграции науки, образования и производства. Все это делается в целях ускорения разработки и внедрения в практику научно-практических достижений благодаря сосредоточению специалистов высокой квалификации в пределах единой экономической территории.

Результативность такого подхода обусловливается, в первую очередь, интеллектуальными инвестициями – вложением капитала в подготовку специалистов и формированием инновационного фонда для финансирования новейших научно-технологических разработок и рисковых проектов.

В противном случае, отсутствие специалистов в области специфических технологий, беспощадно понижает уровень деловой активности территориального субъекта рыночных отношений. Это влечет за собой инертность динамического роста, а, следовательно, ничтожность актуализации экономических показателей эффективности, что не позволяет объективно оценить величину капиталовложений для получения результатов будущих периодов. Это путь в никуда, или движение вслепую. И Россия в этом плане попадает в крайне сложную ситуацию, так как это одна из самых уязвимых ее областей. Не случайно здесь мы получаем один удар за другим.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Балашенко В., Романенко В. Как воспитать идеального менеджера? // Справочник по управлению персоналом. – 2004. - №2.
2. Беляева Е.Г. Непрерывно развитие сотрудников как условие развития компании // Справочник по управлению персоналом. – 2004. - №5.
3. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2005.
4. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Учебное пособие. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.