«Интеллектуализация» экономических продуктов

Мельников О.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (9), Сентябрь 2007

Цитировать:
Мельников О.Н. «Интеллектуализация» экономических продуктов // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 9. – С. 60-66.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9549034
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Любая производственно-предпринимательская деятельность, ставящая своей целью выпуск того или иного продукта или услуги, обязательно сопровождается созданием как материальных, так и духовных (интеллектуальных) экономических продуктов. Первые в конечном итоге полностью трансформируются в товар, а вторые, «виртуально» переходя в товар, остаются в собственности предприятия в виде его интеллектуальных активов, воплощенных, например, в технологической, испытательной, производственной и прочей документации. Однако необходимо всегда помнить и учитывать в практической деятельности тот факт, что интеллектуальный экономический продукт всегда находится в диалектическом единстве с материальным экономическим продуктом.

Ключевые слова: творческая энергия, промышленные предприятия, производство, интеллектуально-креативные ресурсы, экономический продукт

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Любая производственно-предпринимательская деятельность, ставящая своей целью выпуск того или иного продукта или услуги, обязательно сопровождается созданием как материальных, так и духовных (интеллектуальных) экономических продуктов. Первые в конечном итоге полностью трансформируются в товар, а вторые, «виртуально» переходя в товар, остаются в собственности предприятия в виде его интеллектуальных активов, воплощенных, например, в технологической, испытательной, производственной и прочей документации. Однако необходимо всегда помнить и учитывать в практической деятельности тот факт, что интеллектуальный экономический продукт всегда находится в диалектическом единстве с материальным экономическим продуктом.

Известно, что традиционная экономика, опирающаяся в основном на «использование редких ограниченных природных ресурсов» [1], материально и финансово выраженных в активах предприятия, оперирует показателями, отражающими экономические (хозяйственные) операции, которые производятся лишь с материальными экономическими продуктами. Как правило, все коммерческие расчеты сегодня осуществляются на базе тех данных, которые являются отображением конечных (или текущих) результатов практического решения задач при реализации того или иного вида деятельности. Одновременно широко признается тот факт, что в настоящее время не столько материально-финансовые, сколько интеллектуальные ресурсы определяют рыночную устойчивость современных компаний.

«Новая» экономика основана на знаниях и передовых технологиях, которые стали основой основ современного общества. Сегодня даже традиционные товары насыщены, а зачастую перенасыщены интеллектуальной составляющей [2]. Это реалии наших дней. Ныне мы все живем в условиях очередного цикла экономического развития, когда с огромной скоростью происходит наращивание использования практически неограниченных (по сравнению с материальными) интеллектуальных ресурсов человека, которые, однако, в силу недостаточной их изученности пока не обрели и поэтому пока еще не заняли места главного экономического ресурса организаций.

Известно, что для того, чтобы произвести экономический продукт, необходимы как материальные, так и нематериальные (духовные, интеллектуальные) затраты. В экономической же теории эти два вида затрат, как правило, не рассматриваются в абсолютном диалектическом единстве. Материальному производству (или общественному бытию по К. Марксу) отводится ведущая роль, а нематериальному – чаще «ведомая».

Однако развитие экономических систем всегда происходило и происходит только благодаря тому, что на каждом эволюционном витке при производстве экономических продуктов интеллектуальная составляющая затрат становилась больше, а материальная – меньше (Рис. 1) [3]

Этот посыл подтверждается мыслью В.И. Вернадского, который сказал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера» [4].

В решении любых экономических проблем главным является реальное (творческое, или креативное) проявление интеллектуальных способностей каждым субъектом, выражающееся во внесении ими конкретных нравственно оправданных материальных и/или духовных изменений в предметный (т.е. материальный) или в сугубо духовный (т.е. интеллектуальный) мир. Все это необходимо для реализации задач удовлетворения как личных, так и общественных потребностей. При этом следует провести четкую границу между интеллектом и фактической реализацией его возможностей (способностей) на практике. Однако возникает вопрос: «Где тот параметр, который объективно описывает экономическую суть проявления человеком своих интеллектуальных способностей?» Ответ на этот вопрос волнует сегодня многих ученых. Вот и мы попытаемся его дать в рамках нашего собственного понимания.

Поскольку творческие (созидательные, креативные) ресурсы по своей природе бесконечны (но ограничены социально-технологическими достижениями цивилизации, которые они и призваны преодолевать), а материальные конечны, это отражается и на природе материального и духовного (интеллектуального) экономических продуктов. Однако не следует забывать, что ни один материальный экономический продукт не может быть произведен без наличия интеллектуального экономического продукта (например, без разработки его конструкции и технологии производства).

Аграрная экономика. Главная цель – удовлетворение биохимических запросов (питание) человека. Переход от ручного труда к использованию мускульной энергии животных стал возможен в результате роста социальной составляющей творческой энергии, что привело к первым попыткам ее серьезного использования на практике. В результате значительно выросла производительность труда. Недаром первой буквой греческого алфавита стала буква α (альфа) – бык. Именно мускульная энергия животных, творчески используемая человеком, помогла ему удовлетворить свои биохимические потребности (т.е. решить проблему преодоления голода) и перейти к поиску новых видов энергии, необходимых для удовлетворения возраставших потребностей. Началось первичное вытеснение материальных ресурсов интеллектуальными.

Индустриальная экономика. Этот этап явился, как было только что сказано, следствием достаточной развитости аграрного сектора. Главная цель – удовлетворение биофизических запросов большинства населения (дом, одежда и т.п., то есть то, что несет в себе элементы более высокой творческой энергии). Интересно, что второй буквой греческого алфавита стала буква β (бета) ‑ дом. Здесь, помимо энергии ручного труда, использовалась первичная интеллектуально-творческая энергия человека, та, что преобразует энергию окружающей природы в требуемые виды энергии (энергия пара, воды, горения и т.п.).

Постиндустриальная экономика. Главная цель – резкое развитие использования творческой энергии и того, что было достигнуто в индустриальной экономике за счет значительного снижения непроизводительного ручного труда в результате автоматизации производственных процессов с помощью, например, гибких производственных систем (ГПС); начальное использование творческой энергии информационных технологий. Продолжение вытеснения материальных ресурсов нематериальными. Около 70% стоимости современного автомобиля уже приходится на его нематериальные, или интеллектуальные активы [5]. И здесь опять хочется напомнить, что третьей буквой греческого алфавита была буква g (гамма) ‑ верблюд…

Информационная экономика. Целевое назначение – удовлетворение потребностей в информации, поскольку она является носителем творческой энергии интеллектуального развития человека и общества. Современное информационное обеспечение способствует снижению материало- и энергоемкости продукции. На этом этапе происходит массированное вытеснение материальных ресурсов информационными, которые все в большей степени отражают интеллектуальное развитие общества и становятся на этом этапе основными экономическими ресурсами.

Информация выступает как основной источник повышения энергии интеллектуально-креативных возможностей человека.

Интеллектуальная экономика. Главной целью, помимо биосоциальных потребностей, является удовлетворение потребностей в мыслительной и интеллектуальной энергии. Используется накопленная ранее энергия материального и информационного потенциала общества как объекта для интеллектуального преобразования экономики. Процесс накопления интеллектуального потенциала становится экономической потребностью общества, определяющим необходимый уровень его дальнейшего информационного и материального преобразования с позиций приближения к оптимально-безопасному использованию энергии окружающего мира. В качестве решающего выступает фактор совершенствования стратегического управления корпоративной творческой энергией организаций, ответственной за обеспечение максимального уровня генерирования внутренней корпоративной интеллектуальной энергии, направленной на технологическое развитие организаций.

Креативная экономика. Главная цель – удовлетворение всевозрастающих духовных потребностей людей за счет создания социально-экономических и технологических условий, способствующих проявлению творческой (созидательной) энергии личности и корпоративной (коллективной) творческой энергии организаций как образа жизни. Происходит творческое использование природной энергии для развития и обеспечения жизнедеятельности человека, а не «отчаянная борьба за выживание» с силами природы, как это было на предшествующих этапах эволюции экономики. Творческая энергия человека становится основным экономическим энерго- и природосберегающим ресурсом устойчивого развития экологически толерантного общества.

Таким образом, становится понятным, почему в современной экономике все более и более значимыми становятся активы, не имеющие материальной структуры. Тем не менее, для большинства подобных активов в настоящее время не существует официально признанных систем оценки. Причина этого, как известно, кроется, в том, что в системе бухгалтерского учета, которая формировалась в эпоху индустриальной экономики, где в качестве основных выступали материальные, а не интеллектуальные объекты, учитываются «физические», т.е. количественные, а не «духовные» (качественные) параметры ресурсов. Объекты же новой (креативной) экономики имеют совершенно иную природу и иные свойства, что объясняет невозможность использования для их учета традиционных методов оценки.

Так, например, в противоположность материальным нематериальные объекты в своем большинстве в процессе потребления не уменьшаются, а увеличиваются. При этом незначительные затраты на их воспроизводство делают бессмысленной их оценку по показателям понесенных («прошлых») издержек. Отсюда следует, что необходимо переходить к оценке интеллектуального (духовного, «неосязаемого») труда, который на практике проявляется только через созидательные (креативные, или творческие) действия того или иного субъекта рынка. При этом такие действия должны оцениваться только через их потребительную (а не «потребленную») стоимость, т.е. полезность не только вещи, но и тех действий, которые совершают субъекты рынка для удовлетворения возникших потребностей, причем в строго рациональных, не приносящих разрушительного вреда объемах.

Как справедливо указано в работе [6], «…бухгалтерская информация остается одним из важнейших источников информации, используемых при оценке бизнеса и принятии решений об инвестировании капитала в ту или иную фирму. Но она должна быть дополнена другими формами учета». Это подтверждает мысль о том, что с усилением влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятий нематериальных объектов возникла проблема законодательного регулирования связанных с ними отношений. Однако сегодня при разработке нормативных актов не учитываются в том числе и упомянутые выше свойства духовных (интеллектуальных) экономических продуктов. Необходимость «вписаться» в существующую систему бухгалтерского учета обусловила «привязку» этих свойств к традиционным методам учета материальных объектов, для которых учетные правила давно разработаны, а следовательно, психологически привычны, то есть не требуют дополнительных затрат на перестройку организации ведения бухгалтерского учета. Однако при разработке новых, современных форм учета материальных и духовных (интеллектуальных, или нематериальных) ресурсов требуется исходить из указанного диалектического единства их использования.


Источники:

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2002. – 895 с.
2. Нордстрем К.А., Риддерстралле Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта / Пер. с англ. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001.
3. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Издательство «Машиностроение», 2004.
4. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
5. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. – М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:17:56