Инновационный бизнес: привлекательность и риск

Артемова А.Н., Мительман С.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (9), Сентябрь 2007

Цитировать:
Артемова А.Н., Мительман С.А. Инновационный бизнес: привлекательность и риск // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 9. – С. 11-21.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9549028
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
«Надо сделать что-то новое, что мир еще не видел. Необходимо придумать что-нибудь, что сделает вас на секунду уникальным и даст вам уникальное конкурентное преимущество». Эти слова А. Нордстрема и Й. Риддерстрале из их знаменитой книги «Бизнес в стиле фанк» выражают кредо инновационного бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательский риск, инновационное предпринимательство, инновационный бизнес, оценка рисков, риск

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



«Надо сделать что-то новое, что мир еще не видел. Необходимо придумать что-нибудь, что сделает вас на секунду уникальным и даст вам уникальное конкурентное преимущество». Эти слова А. Нордстрема и Й. Риддерстрале из их знаменитой книги «Бизнес в стиле фанк» выражают кредо инновационного бизнеса [2].

Развитие инновационного бизнеса в России ‑ ключевой фактор прорыва в новую экономику, за которой будущее. Она характеризуется качественными и количественными изменениями, ведущими к преобразованию структуры и правил функционирования экономики. Новая экономика основана на знаниях и передовых технологиях, которые стали основой современного общества. Сегодня актуализируются требования к росту интеллектуальной, инновационной составляющих в товарах и услугах. Есть у нее и другие черты: высокий динамизм, когда скорость и темп жизни становятся нормой; жесткая конкуренция; значительное усиление неопределенности будущих результатов предпринимательской деятельности.

Бизнес – одна из самых рискованных сфер деятельности. Предприниматель постоянно сталкивается с необходимостью оценки риска возможных потерь или недостижения прогнозируемого результата своей деятельности. Это может быть эмпирическая (статистическая) оценка или оценка, основанная на аналогиях с подобными ситуациями в предпринимательской деятельности, либо субъективная оценка в уникальных случаях, складывающихся в бизнесе. Разные подходы к оценке рисков связаны с неопределенностью, которая имеет место в предпринимательской деятельности. Для того, чтобы оценить риск предпринимательства ее – неопределенность ‑ следует распознать и классифицировать.

В качестве одного из базовых принципов систематизации рисковых ситуаций используется принцип «тип неопределенности», связанный со степенью вероятности возможных потерь при принятии хозяйствующими субъектами решений относительно своего бизнеса. В основе такого подхода к рискам лежит концепция Ф. Найта, который различал три типа вероятностей – априорную, эмпирическую и оценочную [3]. Два первых вида он связывал с наличием собственно риска, а последний определял как подлинную (неизмеримую) неопределенность, риск в такой ситуации оценить, по мнению Ф. Найта, не представлялось возможным.

В качестве аргументов дифференциации неопределенности и, соответственно, вероятностей, Ф. Найт выдвигал следующие. В действительности существуют типичные случаи и ситуации, идентичные во всех отношениях, которые связаны с риском. Отсюда ‑ его вероятность можно определить теоретически. Если имеют место случаи, явления, процессы, для которых можно выявить сходные черты, свойства и на этой основе сгруппировать ситуации, то риск наступления неблагоприятного исхода предпринимательской деятельности можно определить эмпирической вероятностью. Главная отличительная особенность данного типа вероятности состоит в использовании эмпирической базы для классификации случаев, например, в бизнесе.

Когда речь идет об уникальных ситуациях, и нет возможности определить ни теоретическую, ни эмпирическую вероятности наступления неблагоприятных событий, тогда будут оправданы субъективные оценки. Специфика этого типа вероятности заключается в отсутствии какой бы то ни было реальной основы для классификации отдельных случаев. Но это уже, по мнению Ф. Найта, находится за пределами возможности измерения рисков. В то же время, и Ф. Найт, и другие авторы неоднократно упоминали о том, что область предпринимательской деятельности как раз сосредотачивается там, где заканчиваются идентичные случаи, или явления, сходные во всех отношениях, а напротив – имеет место новаторство и уникальность.

Это подтверждается и практикой предпринимателей, для которых интуиция часто оказывается единственным фактором принятия решения, связанного с риском. Интуиция предпринимателя – это мгновенное ощущение, механизм которого не изучен. Очевидно, что в какие-то моменты мозг мобилизуется и начинает работать как высокоскоростной компьютер. При этом им субъективно оценивается уровень приемлемого риска, в область которого попадает множество возможных решений. Из них интуитивно выбирается оптимальное. В результате такого отбора мозг получает сигнал, и предприниматель воспринимает его как единственно верное решение, подсказанное интуицией.

По нашему мнению, принцип классификации рисковых ситуаций по типу неопределенности (теоретическая, эмпирическая и оценочная) распространяется на все три вида ситуаций соответственно: идентичные, типичные и уникальные. При этом, безусловно, авторы разделяют положение о том, что есть область неопределенности, в которой невозможно определить риск. Такая неопределенность имеет место в связи с ограниченностью знаний, полным отсутствием информации и т.п.

Представляется, что возможно измерить риск и в той области, где оценка ситуации может быть лишь субъективной. Тогда речь идет о той области бизнеса, где ранее (еще со времен Ф. Найта) риск, как вероятность наступления неблагоприятных событий, не изучался из-за объективно высокого уровня неопределенности. Считаем, что в этой области следует выделять так называемую преференциальную зону (смежную зону, «ничью землю» по выражению Ф. Найта), где степень неопределенности очень высока.

Сейчас, когда бизнес и особенно его инновационная составляющая сосредотачиваются в этой области – преференциальной зоне, игнорировать вопрос об определении в ней риска нельзя, напротив, этот вопрос необходимо актуализировать. Это вызывает трудности в оценке вероятности наступления событий существующими способами.

Наиболее распространенный подход к оценке риска в этой ситуации – интуиция самих предпринимателей. Интуицию они определяют как подсознательное ощущение ситуации и принятия решения. Причем, по их мнению, чем меньше времени уделяется логическому объяснению ситуации и попытке анализа, тем более правильное решение может быть принято. Однако снижение степени неопределенности в этой зоне может способствовать и оценке ситуации, и оценке достоверности последней. Сказанное выше отражено в графическом виде на рис 1.

Рис. 1. Оценка риска в условиях неопределенности

Постановка проблемы в такой плоскости позволяет систематизировать представления об области риска предпринимательской деятельности в условиях неопределенности и выявить особую преференциальную зону, степень неопределенности в которой максимальна, а риск может быть определен лишь на основе субъективных оценок предпринимателя. Именно в этой преференциальной зоне и сосредотачивается инновационная деятельность.

На основе выдвинутого базового критерия – типа неопределенности, возможна декомпозиция рисковых ситуаций в бизнесе по способу определения вероятности наступления неблагоприятных событий (рис. 2).

Рис. 2. Классификация рисковых ситуаций в предпринимательской деятельности

В реальной предпринимательской деятельности практически не существует идентичных и типичных ситуаций, степень неопределенности которых минимальна и возможно точное прогнозирование результатов деятельности. В целях получения более высокой прибыли бизнес перемещается в область повышенной неопределенности, происходит освоение им новых сфер деятельности.

Одной из самых высокорискованных сфер предпринимательской деятельности, степень неопределенности которой максимальна, выступает инновационная деятельность. Именно она становится привлекательной для предпринимателей в связи с тем, что в течение некоторого времени там возможно обладание конкурентными преимуществами, реализуемыми в дополнительной прибыли. Поэтому инновации так заманчивы для предпринимателей.

В научный оборот понятие «инновация» было ведено Й. Шумпетером в 30-е годы ХХ века (1934 г.). Под инновацией он понимал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [4].

С течением времени сущность этого понятия не претерпела значительных изменений и сегодня под инновацией, нововведением понимается создание принципиально нового продукта или услуги, предоставляющее возможность достижения крупного коммерческого успеха, или обновление и улучшение уже существующих, реализуемых организацией продуктов и услуг [5].

Действительно, инновационная деятельность не имеет аналогов, отсутствует практика деятельности в подобных ситуациях, нет реальной основы для классификации отдельных случаев. В такой ситуации невозможно определить ни теоретическую, ни эмпирическую вероятность неблагоприятного исхода. Только сам предприниматель способен оценить вероятность исхода, основываясь на своей интуиции, собственных субъективных оценках. Как отмечалось ранее, данный тип вероятности называется оценочным, а подобные ситуации являются уникальными.

Как отмечает И.П. Агафонова, «ситуации предметной, объективной неопределенности, наступление которых не может быть спрогнозировано на определенный момент времени не только с точки зрения количественного описания, но и качественного, всегда будут сопровождать деятельность предприятия в рыночных условиях, и особенно в сфере инновационной деятельности» [6].

Вышеизложенное показывает, а практика предпринимательства подтверждает, что инновационная деятельность в большей степени, чем другие сферы, подвержена риску. Сегодня очень небольшое число российских предприятий готово пойти на риск, связав свою деятельность с инновациями. По данным Центра исследований и статистики науки, доля инновационно-активных предприятий в России не превышает 10%. Действительно, существуют обстоятельства, которые увеличивают риск в инновационной деятельности:

‑ большой период времени между первоначальными инвестициями в инновационный проект и получением конечного продукта инновационной деятельности;

‑ высокие затраты на реализацию проекта;

‑ низкая вероятность достижения поставленного результата;

‑ трудности в оценке спроса на новый, ранее не производимый товар, услугу.

Инновационный риск состоит в возможности потерь, возникающих при финансировании предпринимателем (фирмой) разработки новой техники и технологий, новых товаров и услуг, а также других инноваций, которые не найдут предполагаемого спроса на рынке и не принесут ожидаемого эффекта [7].

Вложение средств в инновационный проект связано с повышенным уровнем риска для предпринимателя-новатора. Исследователи в области инновационных рисков отмечают, что в развитых странах практическое использование находят лишь 15-30% новых технологий, в крупных корпорациях количество коммерчески успешных разработок не превышает 5% от общего их числа, причем 80% провалов обнаруживается лишь после внедрения новшества на рынок.

Идти на такой высокий уровень риска предпринимателя побуждает желание получить повышенную прибыль. Существует зависимость между уровнем риска и прибыли: чем выше вероятность получить высокую прибыль, тем выше уровень риска.

Предприниматель, с одной стороны, стремится свести к минимуму степень риска и из нескольких альтернативных решений всегда выбирает то, при котором уровень риска минимален; с другой стороны, повышенный уровень риска инновационной деятельности выступает своеобразной платой за возможность получить сверхприбыль.

Оптимальное соотношение уровней риска и ожидаемой прибыли различно и зави­сит от ряда объективных и субъективных факторов. В качестве объективных факторов выступает величина возможных потерь, на которые готов пойти предприниматель ради достижения поставленной цели.

В зависимости от степени допустимости возможных потерь предпринимательские риски принято подразделять на минимальные, допустимые и критические. Минимальный – риск, характеризующийся потерями, не превышающими расчетной суммы прибыли по осуществляемой операции. Допустимый – риск, сопряженный с потерями в пределах суммы планируемого дохода. При критическом риске возможна полная или частичная утрата вложенных в данный проект средств. Классификация рисков по данному признаку позволяет сопоставить возможные потери предпринимателя с его доходами, стоимостью имущества.

Идентификация и управление рисками инновационной деятельности связаны с трудностями количественного определения риска. По словам И.П. Агафоновой, «объектами управления в системе риск-менеджмента должны являться рисковые события, не только имеющие вероятностную природу (трактуемые обычно как собственно риски), то есть имеющие потенциальную возможность измерения вероятности наступления негативного события, но и не имеющие таковой (трактуемые как неопределенность). При этом необходимо заметить, что подобная трактовка справедлива в условиях инновационной, высокорискованной деятельности» [8]. Действительно, измерить вероятность наступления неблагоприятного исхода инновационной деятельности достаточно сложно. Тем не менее, предприниматели все чаще пытаются освоить эту сферу, в которой они могут обрести и реализовать свои конкурентные преимущества. Итак, часто риски инновационной деятельности чрезвычайно сложно оценить количественно, в этом случае возможна лишь качественная их оценка с позиции минимального, допустимого критического риска.

Уровень риска инновационной деятельности зависит от степени завершенности инновации: чем ниже степень завершенности инновации, тем выше риск (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровень риска инновационных проектов в зависимости от степени их завершенности

Степень завершенности инновации
Уровень риска
минимальный
допустимый
критический
Инновационные проекты, связанные с продвижением готового инновационного продукта
+


Инновационные проекты с незавершенной стадией внедрения
+
+

Инновационные проекты с незавершенной стадией опытно-конструкторских работ

+
+
Инновационные проекты с незавершенной стадией научно-исследовательских работ


+
Инновационные проекты с незавершенной стадией поисковых исследований


+

Минимальному риску подвержены инновационные проекты, связанные с внедрением и продвижением готового инновационного продукта, особенно когда речь идет лишь об усовершенствовании этого продукта или технологии его производства, а не разработке нового.

Инновационные проекты с незавершенной стадией внедрения подвержены более высокому риску, который из области минимального перемещается в область допустимого. В диапазоне «допустимый–критический» находятся проекты с незавершенной стадией опытно-конструкторских работ.

Риск является критическим, если инновационный проект находится на стадии незавершенных научно-исследовательских, поисковых работ. Предприниматель-новатор с большой осторожностью подходит к финансированию подобных проектов, т.к. вероятность потерь в данной ситуации очень велика. Разработка таких проектов под силу только достаточно крупным предприятиям, которые располагают достаточными финансовыми возможностями.

Но, несмотря на повышенную степень неопределенности, инновационная сфера остается привлекательной для предпринимателей, которые ради высокой прибыли готовы идти на риск.


Страница обновлена: 28.03.2024 в 22:44:31