Статья опубликована в журнале «Вопросы инновационной экономики»2 / 2013
DOI: 10.18334/vinec.3.2.35385

Связь доверия с инновациями, новизной и конкурентоспособностью бизнеса

Жаворонков Павел Владимирович, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия

Communication Confidence with Innovation, Novelty and Business Competitiveness - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 21

Аннотация:
Показано, что без доверительных отношений практически любые договоренности невозможны. Необходима атмосфера доверия, выступающая «питательной средой» для возникновения идеи и ее воплощения в тот или иной экономический продукт. Доверие становится категорией, которую обязаны учитывать компании при разработке стратегических планов. Контакт человека с окружающим и предметным миром определяется защитными биоэнергетическими процессами его организма. Реакцией на разное внешнее воздействие является генерирование человеком его творческой энергии, которую мы относим к основному источнику экономических и социальных преобразований в обществе.
Цитировать публикацию:
Жаворонков П.В. Связь доверия с инновациями, новизной и конкурентоспособностью бизнеса // Вопросы инновационной экономики. – 2013. – Том 3. – № 2. – С. 48-53. – doi: 10.18334/vinec.3.2.35385

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Любой вид предпринимательской деятельности основан не только на бизнес-идее, но и на доверительных отношениях между производителем и вероятными покупателями. В особенности это принципиально для инновационного бизнеса, когда правильный выбор идеи и поля доверительных взаимоотношений имеет принципиальное значение, фактически являясь залогом будущего успеха или неудачи проекта. Можно сказать, что постоянный поиск новейших идей является «двигателем» инновационного бизнеса и, в достаточно высокой степени, научно-технического прогресса. Однако отсутствие формирования доверия как некой оболочки для реализации хоть какой-нибудь идеи в большинстве случаев приводит к отрицательным результатам ее внедрения на рынок, то есть ее коммерциализации.

Идея – это то, с чего начинается процесс инновационного предпринимательства. Толчком к возникновению инновационной идеи служит опыт, знание, способности и аккумулированная творческая энергия. Но это недостаточные условия для возникновения идеи. Должна присутствовать атмосфера доверия, являющаяся питательной средой для возникновения идеи и ее воплощения в тот или иной экономический продукт. Образно говоря, идея развивается аналогично ребенку, находящемуся в плаценте матери, аналогом которого выступает доверие.

Но предпринимательских идей требуется множество. Отсюда следует, что в случае отсутствия доверительных отношений как питательной среды для рождения все новых и новых идей, нельзя ожидать необходимой инновационной активности в сфере предпринимательства.

Это объясняет то, что доверие сегодня становится категорией, которую обязаны учитывать компании при разработке собственных стратегических планов. При этом не только в отношении рыночных (внешних) аспектов своей деятельности, но и в отношении организации внутренних систем управления.

При этом следует учитывать тот факт, что исключительно высокая степень предпринимательского риска (при условии положительного итога) приводит к высочайшему уровню доверия. А это возможно исключительно в условиях максимально возможного доверия и предпринимательской свободы. Следовательно, управление предпринимательскими структурами с учетом доверия как одного из факторов, характеризующих риски, которые сопровождают деятельность компаний, является, необходимым условием увеличения эффективности управления интеллектуально-креативными ресурсами передовых (особенно наукоемких) предприятий. Это позволяет обеспечивать рациональность применения креативного потенциала сотрудников, увеличивать устойчивость организаций в условиях неопределенностей, в которых они функционируют в реальное время.

Однако потенциально новый продукт, сделавший прорыв во времени и исследованиях, не всегда несет доверие к себе покупателей, не готовых к принятию настолько новых технологий, к себе и бывает совсем нередко воспринят как что-то ненужное, опасное или гадкое. Ярчайшим примером неготовности людей к нововведениям является появление автомобиля, без которого сегодня мы не мыслим собственной жизни.

До выхода в свет автомобиля во всем мире достаточно успешно использовались упряжи, запряженные лошадьми. С помощью карет, повозок и дилижансов, при помощи которых на протяжении многих веков достаточно успешно перевозилась почта, банковские средства, пассажиры и т.д. В зависимости от цели и дальности путешествия в дилижанс либо карету запрягалось от двух до четырех пар лошадей, которые обеспечивали немыслимую по тем временам тягловую мощь. Но время шло, и с началом научно-технической революции, которая пришлась на начало двадцатого века, разумы людей все более отходили от старых стандартов – стали появляться диковинные машины, способные сменить в работе очень много людей. Именно так и вышло в Великобритании. Именно в данном государстве темпы технологического прогресса в то время достигли наивысшего показателя, производство резко пошло в гору вследствии внедрения новейших технических изобретений. Но была и оборотная сторона медали – очень большой травматизм при взаимодействии человека и машины, а так же огромное количество безработных, которые в один момент очутились на улице из-за того, что работу многих сотен людей стал с успехом исполнять один прогрессивный механизм. Все это привело к резко отрицательному отношению основной массы людей к новым, эффективным механизмам и многочисленным стычкам людей и машин, которые нередко заканчивались очень плачевно для обеих сторон.

Приблизительно то же самое наблюдалось и при выходе в свет первых автомобилей. Естественно, все новое всегда вызывает изумление, и в том числе, ужас ‑ вот и «четырехколесный монстр» (именно так автомашину окрестили на заре его существования) вызывал по началу самые негативные чувства.

Первые автомобили никак не были настолько безопасны как сейчас – часто возникали ситуации, в которых погибали люди, это стало начальный точкой для провозглашения настоящей охоты на этих «чудовищ». При этом никак не спасало даже то, что первые авто были доступны лишь очень зажиточным людям, а значит и охранялись соответственно. Автомобили сжигали, обливали кислотой, закидывали камнями.

Кроме того, для введения в использование автомобилей необходимо было соответственно менять всю существующую систему путевого перемещения, а это было связано с большими экономическими затратами. Нужно было увеличивать старые улочки, создавать автомобильные мастерские и повышать зарплату полисменам, которым с каждым днем было все трудней и трудней уследить за порядком на улице.

Еще одним важным фактором было то, что появление машины разрушало все имеющиеся на то момент экономические договоренности по перевозке, и это ни в коей мере не радовало владельцев конюшен и конезаводов. Естественно, что они никак не хотели выходить из игры и терять такой доходный бизнес, а поэтому пытались постоянно дискредитировать машины и запретить их производство. Но со временем бизнес на производстве и обслуживании машин стал еще более доходным, и постепенно страсти улеглись.

Но вплоть до начала Первой Мировой войны автомобиль все-таки был явлением достаточно диковинным и одиночным, так как не существовало подходящего топлива. Ситуация резко поменялась с разработкой дизельного топлива – именно этот вид энергетической смеси сделал возможным массовый выпуск автомобилей. Вскоре машины заняли подобающее им положение, которое с успехом удерживают на протяжении целого века. [1]

Контакт человека с окружающим и с искусственно перевоплощенным (предметным) миром определяется предохранительными биоэнергетическими процессами организма. Реакцией на разное внешнее (естественное, общественное, научно-техническое и т.п.) воздействия находящейся вокруг среды является генерирование его творческой энергии, которую можно окрестить основным источником экономических и социальных преобразований в обществе.

«Жизнь есть выражение разума в природе» [2] ‑ следовательно, чем больше творческая энергия каждого из субъектов, тем в более мощные струи других видов энергии она имеет возможность быть преобразована и тем абсолютнее будет удовлетворяться нужда в восполнении человеком его биологической энергии, обеспечивающей его жизнестойкость.

Выводы

В настоящее время доверие становится все более значимым и весомым показателем в корпоративной структуре. В отсутствии оценки данного показателя невозможно успешное ведение бизнеса, так как недоверие рабочих менеджменту фирмы или наоборот влечет за собой ухудшающиеся экономических показателей бизнеса.

Доверие можно определить как объективно существующий нематериальный актив каждого предприятия, независящий от форм собственности и оказывающий существенное (иногда решающее) влияние на формирование межфирменных и производственных отношений внутри любого коллектива. Это дает основание утверждать, что доверие следует рассматривать как экономическую категорию, определяющую эффективность функционирования предпринимательских структур, продуктом деятельности которых является выпуск товаров и/или услуг.



[1] Интернет сайт //  http://ru.wikipedia.org

[2] http://www.mnemosyne.ru/library/huizinga-18.html


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ахметова М.И. Доверительное поле вложений // Креативная экономика. – 2012. – №5. С.
2. Буари, Ф. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия [Текст]: Учеб. пособие / Ф. Буари – М.: Инфра-М., 2001. – 178
3. Жаворонков П.В. Доверительные отношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности фирмы // Журнал Креативная экономика. — 2012. — № 3 (63). — c. 63-67.
4. Жаворонков П.В. Методологические подходы к венчурному инвестированию // «Экономика, предпринимательство и право» № 1 за 2011 год, стр. 17-29.
5. Кови С. Скорость доверия: То, что меняет все [Текст] / Стивен Кови-мл., Ребекка Меррилл; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.
6. Мельников О.Н. Творческая (созидательная) энергия человека как основной источник формирования экономических и социальных отношений в обществе // Креативная экономика. – 2007 г. – №1. С. 11-18
7. Мельников О.Н., Жаворонков П. В Доверие как фактор риска в предпринимательской и хозяйственной деятельности // Журнал Российское предпринимательство. – 2011. – № 9(2) с. 179–184.
8. Мельников О.Н., Жаворонков П. В Доверие как фактор риска в предпринимательской и хозяйственной деятельности // Журнал Российское предпринимательство. – 2011. – № 9(2) с. 179–184.
9. Мельников О.Н., Жаворонков П. В О влиянии доверительных отношений на эффективность бизнеса // Журнал Креативная экономика. – 2012. – № 4 – с. 48-54
10. Мельников О.Н., Жаворонков П. В. Человеческие ресурсы и доверие как обязательное экономическое условие получения дохода организации // Журнал Креативная экономика. – 2011. – № 5 с. 11–16.
11. Фукуяма Ф. - Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. – АСТ Москва, 2008 г. – 736 стр.
12. Хубиев К. Противоречия экономического роста // Экономист, 2005. №8
13. Доверие в экономике: количественная оценка // научный семинар в Высшей школе экономики. Интернет-ресурс: http://www.liberal.ru/articles/1266