Статья опубликована в журнале «Лидерство и менеджмент»2 / 2016
DOI: 10.18334/lim.3.2.35377

Система мотивации руководителей среднего звена и топ-менеджеров (на примере строительной компании)

Погребная Екатерина Викторовна, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

The Incentive System for Middle and Top Managers (Case Study of a Construction Company) - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 35

Тезисы:
► одна из наиболее актуальных проблем управления персоналом в современных организациях – это проблема мотивации персонала
► более 60 % руководителей недовольны существующими способами и средствами стимулирования
► основными проблемами действующей системы мотивации является несправедливая оценка результатов труда и непрозрачная система стимулирования
► 67 % опрошенных ответили, что хотели бы оценивать результат своей трудовой деятельности по показателям системы KPI

Аннотация:
Статья посвящена обзору способов стимулирования руководителей среднего звена и топ-менеджеров. На примере строительной компании проведено исследование с целью анализа системы мотивации руководителей, по результатам которого предложены мероприятия по совершенствованию системы стимулирования в компании.

JEL-классификация: L74, M12, M52

Цитировать публикацию:
Погребная Е.В. Система мотивации руководителей среднего звена и топ-менеджеров (на примере строительной компании) // Лидерство и менеджмент. – 2016. – Том 3. – № 2. – С. 113-120. – doi: 10.18334/lim.3.2.35377

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Одна из наиболее актуальных проблем управления персоналом в современных организациях – это проблема мотивации персонала.

Как все мы знаем, мотивация труда может включать в себя материальные и нематериальные способы и средства стимулирования. На наш взгляд, наиболее «верным» является разделение видов стимулирования А.Я. Кибановым, он выделяет материальное денежное, материальное неденежное и нематериальное стимулирование [1, С. 515].

В понятие материального стимулирования труда включаются все виды денежных выплат, которые применяются в организации и все формы материального неденежного стимулирования.

На сегодняшний день в российской и зарубежной практике используются разнообразные виды прямых и косвенных материальных выплат: заработная плата, различного рода премии, бонусы, участие в прибылях, дополнительные выплаты, отсроченные платежи и другие.

Наряду с материальными денежными стимулами применяются стимулы, которые представляют собой материальную ценность, но в реальном выражении представлены в виде специальных льгот и компенсаций – так называемый социальный пакет [1, C. 521].

Систему материального стимулирования дополняет нематериальное стимулирование (поздравления с днем рождения, «доска почета», карьерограмма, система адаптации персонала, включение сотрудников в процесс принятия решений, похвала, и прочее).

Одна из крупнейших отраслей экономики России – это строительство. Важность эффективного функционирования этой отрасли невозможно переоценить.

На примере строительной компании г. Красноярска было проведено исследование с целью проведения анализа существующей системы мотивации руководителей для дальнейшей разработки мероприятий по ее совершенствованию.

Основной продукт рассматриваемой компании – многоэтажные жилые дома, а также коммерческие здания.

На сегодняшний день в компании система мотивации руководителей среднего и высшего звена включает в себя следующие элементы: материальное стимулирование: премиальная программа для руководителей (по результатам труда), ежегодная премирование лучших сотрудников в профессиональный праздник, социальный пакет (служебная связь, транспорт), обучение за счет компании, дополнительные бонусы (право на получение квартиры).

Нематериальное стимулирование: поздравление «лучших» сотрудников в праздники (Новый год, День строителя, День компании), поздравление с днем рождения, участие в различных конкурсах.

Для изучения отношения руководителей к действующей в настоящий момент системе мотивации в компании было проведено анкетирование среди руководителей высшего и среднего звена по разработанной авторами анкете. В целях повышения достоверности ответов анкетирование проходило анонимно.

Респондентам было предложено оценить существующую систему мотивации в компании, отметить наиболее мотивирующие для себя факторы, а также ответить на открытые вопросы, связанные с мотивацией.

В опросе участвовали 36 респондентов: 16 из них занимают топовые позиции, 20 – руководители среднего звена. Стоит отметить, что 53 % опрошенных работают в компании более 3-х лет.

Как показали результаты исследования, всего 47,2 % респондентов полностью удовлетворены своей работой. По результатам 33 % прошенных считают, что компания не предоставляет все необходимые условия для эффективной работы, при этом почти 64 % руководителей, считают систему стимулирования в компании несправедливой.

Далее респондентам было предложено выбрать для себя наиболее мотивирующие факторы. По результатам анкетирования мы составили таблицу, отражающую иерархию мотивирующих факторов руководителей среднего и высшего звена.

Таблица 1

Иерархия мотивирующих факторов

Мотивирующий фактор

% респондентов

1

Интересные профессиональные задачи

83,3

2

Надежность компании

80,6

3

Справедливая оценка результатов труда

77,8

4

Возможность обучения (тренинги, курсы, …)

75,0

5

Прозрачная система премирования

72,2

6

Высокий статус в компании

69,4

7

Социальный пакет (транспорт, связь, дмс, …)

63,9

8

Положительный имидж компании

61,1

9

Высокая доля премиальной части в заработной плате

55,6

10

Возможность самореализации

52,8

11

Дополнительные бонусы и льготы (право на квартиру…)

52,8

12

Уверенность в завтрашнем дне

50,0

13

Оборудованное рабочее место

47,7

14

Высокий оклад

44,4

15

Хороший коллектив, дружеские отношения с коллегами

44,4

16

Удобный график режима работы

41,7

17

Лояльность со стороны учредителей компании

41,7

18

Возможность использовать свой творческий потенциал, свобода и независимость

36,1

19

Совместные мероприятия, выходящие за рамки работы

30,6

20

Сувениры, публичное признание лучшим сотрудником, победа в конкурсах

15,9

Далее руководителям было предложено отметить, насколько их удовлетворяют наличие и действие данных факторов в настоящее время.

Таким образом, по результатам анкетирования не удовлетворяют руководителей компании наличие и действие следующих факторов, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Факторы, максимально не удовлетворяющие руководителей

Мотивирующий фактор

% респондентов

1

Справедливая оценка результатов труда

69,4

2

Прозрачная система премирования

63,9

3

Социальный пакет (транспорт, связь, дмс, …)

58,3

4

Дополнительные бонусы и льготы

52,8

5

Возможность обучения (тренинги, курсы, …)

44,4

Стоит отметить, что большинство этих факторов являются сильными мотиваторами для руководителей компании.

Результаты анкетирования также показали, что более 60 % руководителей недовольны существующими способами и средствами стимулирования, а это означает, что система мотивации высшего и среднего звена требует совершенствования. Кроме того, наибольшее неудовлетворение связано именно с методами материального стимулирования.

Достаточно большое число руководителей считают, что основными проблемами действующей системы мотивации является несправедливая оценка результатов труда и непрозрачная система стимулирования. Поэтому первоначально необходимо проверить данную область (проанализировать необходимые документы, процесс оценки результатов труда, критерии по которым происходит оценка, и пр.). И только потом предпринимать действия по совершенствованию системы материального стимулирования.

Результаты анкетирования также показали, что более половины руководителей не довольны имеющимся социальным пакетом. Сегодня он включает в себя корпоративную связь и возможность пользоваться служебным транспортом. Но данный фактор, отметили почти 64 % руководителей, как один из наиболее мотивирующих. Поэтому однозначно стоит пересмотреть данный блок, и по возможности включить дополнительные услуги, например, ДМС, что является очень популярным во многих компаниях.

Подводя итоги, по результатам опроса руководителей среднего и высшего звена, в компании система мотивации требует совершенствования, т.к. более половины руководителей в настоящее время не удовлетворены существующими методами материального стимулирования. Кроме того, отвечая на открытые вопросы анкеты, 67 % опрошенных ответили, что хотели бы оценивать результат своей трудовой деятельности по показателям системы KPI.

Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) – показатели деятельности, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей [2, C. 3].

В разработке системы – KPI для руководителей, лучше всего оптимально сочетать общие и личные показатели. Общие показатели – это результат работы структурного подразделения, которым руководит человек. Общие показатели наглядно показывают командную работу в целом, а также степень заинтересованности руководителя в достижении итогового результата. Личные показатели – это выполненные индивидуальные задачи, достижения [3].

Таким образом, разработка и внедрение системы KPI в данной компании позволит показывать и объективно оценивать работу каждого руководителя, тем самым усовершенствовать системы материального стимулирования. Разумеется, система будет работать только в том случае, если система показателей KPI будет выстроена грамотно и профессионально.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 525 с.
2. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 255 с.
3. Костенкова Т. KPI для руководителя [Электронный ресурс] // Delovoymir.biz. – 2012. – 27 февраля. – Режим доступа: http://delovoymir.biz/ru/articles/view/?did=12907