Проблемы эффективности реализации инновационного проекта


Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (10), Октябрь 2007

Цитировать:
Проблемы эффективности реализации инновационного проекта // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 10. – С. 56-64.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9549610
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Современное состояние российской экономики практически не поддаётся оценке, её можно охарактеризовать как «эпоху без закономерностей» (П. Друкер), потому как нынешнее положение экономики имеет турбулентную природу развития. Новые технологии, новые товары и услуги, всё более усиливающие конкурентную борьбу, заставляют организации обращать внимание на собственное развитие, усовершенствование своих товаров и их внедрение на рынок. В связи с этим возникает проблема эффективности вложения капитала организации в новые проекты.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, конкуренция, финансирование инновационных проектов



Современное состояние российской экономики практически не поддаётся оценке, её можно охарактеризовать как «эпоху без закономерностей» (П. Друкер), потому как нынешнее положение экономики имеет турбулентную природу развития. Новые технологии, новые товары и услуги, всё более усиливающие конкурентную борьбу, заставляют организации обращать внимание на собственное развитие, усовершенствование своих товаров и их внедрение на рынок. В связи с этим возникает проблема эффективности вложения капитала организации в новые проекты.

Устойчивость положения организации на рынке сегодня определяется тем, насколько эффективно она может удовлетворять конечные потребности своих клиентов.

Развитие науки и техники, а также конкуренция, заставляют компании искать и осваивать новые рыночные ниши. Применение старых технологий и способов разработки товаров/услуг в конечном итоге не будет способствовать развитию. Таким образом, на первый план выходят инновационные составляющие бизнес-процессов.

Применение инноваций в современных условиях становится всё более актуальным. Использование новой техники и технологий позволяют организациям более полно удовлетворять потребности клиентов, в том числе и скрытые. Но, тем не менее, первоочередной проблемой применения инноваций становится оценка эффективности её реализации, а так же определение перспективности её последующего инвестирования.

Значимость проблемы эффективности реализации инновации обусловлено стремлением хозяйствующих субъектов к развитию и получению максимального эффекта в своей деятельности, адаптацией к новым условиям игры на рынке.

В общем понимании эффективностью называют степень достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Эффективность инвестиционного проекта методическим рекомендациями рассматривается как категория, отражающая соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников. Для разных участников проекта его эффективность может быть различной. Финансово реализуемый проект может в то же время быть неэффективным для его участников.

Эффективность инвестиционного проекта может оцениваться как количественными, так и качественными характеристиками. Реализуемость инвестиционного проекта и эффективность участия в проекте следует проверять с использованием прогнозных цен и в тех валютах, в которых эти инвестиционные проекты осуществляются. Среди большого количества показателей эффективности важнейшую роль играет показатель эффекта.

Эффект – это категория, характеризующая превышение результатов реализации проекта над понесенными затратами за определённый период времени.

Сама по себе реализация инновации заключается в отражении соответствия проекта интересам его участников. Отбор и оценка инновационного проекта может быть основана на различных методиках, и ориентироваться на использование различных критериев. Поэтому главным условием является специфика проекта. Она и определяет использование, как экономической оценки, так и многофакторных методов.

Основными принципами оценки могут служить следующие [1]:

а) методологические ‑ наиболее общие, мало зависящие от специфики и особенностей конкретного проекта. Их действие распространяется на все виды и модификации проектов.

б) методические – связаны со спецификой конкретного проекта и в первую очередь с его экономической и финансовой привлекательностью.

в) операционные – облегчают процесс оценки проекта с информационно-вычислительной точки зрения.

При переходе к рыночной экономике возникла необходимость пересмотра существовавшей практики оценки эффективности инноваций и активного использования методических подходов, разработанных в мировой практике [2].

В основе принятия инновационных решений лежит оценка инвестиционных качеств предлагаемых объектов инвестирования, которая в соответствии с методикой современного анализа ведётся по определённому набору критериальных показателей эффективности. Определение значений показателей эффективности инноваций позволяет оценить рассматриваемый инновационный объект с позиции приемлемости для дальнейшего анализа, произвести сравнительную оценку ряда конкурирующих инновационных объектов и их ранжирование, осуществить выбор совокупности инновационных объектов, обеспечивающих заданное соотношение эффективности и риска.

Оценка эффективности инноваций является наиболее ответственным этапом принятия инвестиционного решения, от результатов которого в значительной мере зависит степень реализации цели инвестирования. В свою очередь, объективность и достоверность полученных результатов во многом обусловлены используемыми методами анализа. В связи с этим важно рассмотреть существующие методические подходы к оценке эффективности инноваций и определить возможности их применения с целью рационального выбора вариантов инвестирования.

Большое значение при анализе имеет определение степени взаимозависимости инновационных проектов.

Независимые проекты могут оцениваться автономно, принятие или отклонение одного из таких проектов никак не влияет на решение в отношении другого.

Альтернативные проекты являются конкурирующими. Их оценка может происходить одновременно, но осуществляться может лишь один из них (из-за ограниченности инвестиционных ресурсов или иных причин).

Взаимосвязанные проекты оцениваются одновременно, при этом принятие одного проекта невозможно без принятия другого.

Основными показателями, используемыми для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) и выбора лучшего из них, являются показатели ожидаемого интегрального эффекта ‑ Эож. (экономического – на уровне народного хозяйства; коммерческого – на уровне отдельного участника).

Если вероятности различных условий реализации проекта известный точно, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания:

, (1)

где

Эож–ожидаемый интегральный эффект проекта;

Эi – интегральный эффект при i-том условии реализации;

Pi– вероятность реализации этого условия.

В общем случае расчёт ожидаемого интегрального эффекта наиболее приемлемо производить по формуле:

, (2)

где

Эmax, min– наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям;

λ – специальный норматив для учёта неопределённости эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующего хозяйствующего субъекта в условиях неопределённости (при определении ожидаемого интегрального эффекта, его рекомендуется принимать на уровне 0,3 [3]).

Эффективность инвестирования инновационного проекта осуществляется в 2 этапа:

1 этап. Общая оценка проекта в целом и определение целесообразности его дальнейшей разработки;

2 этап. Конкретная оценка эффективности участия в проекте каждого из участников.

На первом этапе организационно-экономический механизм реализации проекта неизвестен или известен только в самых общих чертах, состав участников проекта также не определён. В этих условиях о привлекательности проекта можно судить только по показателям общественной и коммерческой эффективности проекта в целом.

На втором этапе оценки эффективности проекта производится для каждого участника проекта уже при определённом организационно-экономическом механизме его реализации. Одновременно проверяется и финансовая реализуемость проекта, в том числе состав участников, схемы финансирования и мер государственной поддержки проекта.

Оценка эффективности любого инновационного проекта может производиться на различных стадиях его разработки и реализации:

‑ при разработке инновационного предложения и декларация о намерениях (экспресс- оценка инновационных проектов);

‑ при разработке обоснования инноваций;

‑ при разработке технико-экономического обоснования;

‑ в ходе осуществления проекта (экономический мониторинг);

‑ при завершении проекта (апостериорная оценка, оценка фактической эффективности).

Показатели общественной эффективности инновационного проекта отражают эффективность проекта с точки зрения общества в предположении, что оно получает все результаты и несёт все затраты, связанные с реализацией проекта, и позволяет оценить целесообразность расходования ресурсов (количество которых в экономике ограничено) именно на осуществление данного проекта.

С точки зрения предприятий эффективность проекта характеризуется показателями эффективности их участия в конкретном проекте. При этом принимается условие, что возможность использования денежных средств не зависит от того, что эти средства собой представляют.

Анализ эффективности инновационных проектов даёт возможность найти такое распределение расходов во времени, а так же принять решения, относящиеся к направлению текущих расходов в расчёте на будущие прибыли. Инновационные решения, рассматриваемые при анализе инновационных проектов, могут относиться, например, к приобретению жилья, и товаров длительного пользования.

Теория оценки экономической эффективности инновационных проектов стремится создать аналитический инструмент, позволяющий получить ответы на следующие три вопроса:

  • Какие конкретные инновационные проекты должна принять фирма?
  • Какой общий объём капитальных затрат должна сделать фирма?
  • Из каких источников может финансироваться инновационный портфель фирмы?
  • Проблема не сводится к тому, какое направление капитальных затрат финансировать из данного объёма средств, поскольку и объём затрат и размер эмиссии акций, является переменными значениями, находящимися под контролем фирмы [4].

    Беренс В., Хавраник П.М. [5, стр.128] выделяют следующие основные составляющие функциональные цели и перечни эффективности инноваций:

  • Определение рынка и анализ рыночной структуры:
  • Анализ системы маркетинга
  • Анализ характеристик рынка:
  • Анализ конкурентов:
  • Анализ окружающей среды:
  • Корпоративный (внутренний) анализ:
  • Экспертиза по критерию эффективности инновационных проектов имеет особое значение.

    Обобщённую оценку инновационных проектов по критерию эффективности осуществляют на основе:

    ‑ суммы ранговой значимости всех рассматриваемых показателей;

    ‑ того показателя эффективности инноваций, которому предприятие отдаёт приоритет;

    Мыльник В.В. [6, стр. 157] предлагает следующие методы оценки эффективности:

  • по виду хозяйствующих субъектов:
  • по виду обобщающего показателя:
  • по виду сопоставления затрат и результатов:
  • Для определения реализуемости инновационного проекта необходимо выявить критерии эффективности проекта:

  • значимость риска инновационного проекта;
  • сумму капитала, предназначенную для конкретного инновационного проекта, которая является величиной постоянной;
  • независимость инновационных проектов друг от друга;
  • ставку процента по кредиту, который фирма занимает на внешнем рынке (должна соответствовать ставке, которую она может получить на рынке);
  • независимость потребительских решений от инновационных.
  • Важным условием реализации инновационного проекта является определение факторов воздействия (рис. 1):

    Эффективность реализации инновационного проекта выражается через экономические и финансовые показатели. В современных условиях рынка, унифицированных показателей быть не может.

    Каждая организация и каждый инвестор самостоятельно определяют систему, исходя из особенностей проекта, профессионализма специалистов и ряда прочих факторов.

    К системе показателей предъявляется ряд требований [7, стр. 540]:

    ‑ показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла;

    ‑ показатели должны формироваться на перспективу, на основе распространённого анализа деятельности;

    ‑ показатели должны опираться на данные конкурентоспособности определённых товаров на определённых рынках за определённый период;

    ‑ важнейшие показатели должны быть выражены в абсолютных, относительных и удельных величинах;

    ‑ показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;

    ‑ показатели должны отражать все моменты финансовой деятельности организации;

    ‑ проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчётов с учётом степени риска и устойчивости финансовой деятельности.

    На конечную эффективность реализации инновационного проекта оказывают влияние следующие факторы:

    ‑ цели, стратегия, политика и ценности проекта;

    ‑ маркетинговые составляющие;

    – результаты НИОКР;

    ‑ финансы;

    ‑ особенности производства.

    Изучая проблему эффективности реализации инновационного проекта, мы невольно сталкиваемся с множеством проблем и ограничений, не позволяющих объективно оценить на сколько эффективно внедрение инновации. Это связано с тем, что в рыночной экономике нет и не может быть каких-либо более или менее универсального метода оценки эффективности. Каждая организация строит свою систему самостоятельно.


    Источники:

    1. Управление проектами (для менеджеров) / Под ред. Ю.Н. Лапыгина. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.
    2. Игонин Л. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов.//http://onby.ru/Ligoninvestisii/39/5c0b.
    3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
    4. Брахвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений: Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 1996.
    5. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ., перераб. и доп. изд. – М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 1995.
    6. Мыльник В.В. Инвестиционный менеджмент: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2003.
    7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», 1998.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:25