Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза

Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М., Тумина Т.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (10), Октябрь 2007

Цитировать:
Дорошенко Ю.А., Бухонова С.М., Тумина Т.А. Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 10. – С. 46-51.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9549608
Цитирований: 29 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Необходимость качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, связана с убывающими возможностями и снижающейся эффективностью традиционных ресурсов экономического роста. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста России в ХХI веке становится система инновационного развития научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

Ключевые слова: высшее образование, образование, инновационное управление вузом, инновационный потенциал, научные организации



Необходимость качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, связана с убывающими возможностями и снижающейся эффективностью традиционных ресурсов экономического роста. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста России в ХХI веке становится система инновационного развития научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

При рассмотрении инновационной деятельности как важнейшей тенденции развития высшей школы России на передний план выступают проблемы становления и развития инновационного потенциала вузов, интеграции новых организационных форм инновационных процессов в образовании на основе интеграции в систему государственных, научных, рыночных и общественных институтов. Повышение степени инкорпорированности инновационного потенциала не только не снижает инновационную активность, но, напротив, повышает способность инновационных процессов в образовательной сфере к совершенствованию и становлению самоорганизующихся структур. Инновационные технологии становятся одним из главных базисов построения «экономики знаний», основанной на высоких технологиях, научно-промышленном потенциале и интеллектуальной собственности.

Теоретическое осмысление сущностной природы феномена инновационного потенциала, специфики содержательного и структурного аспектов реализации управленческих функций в вузах ‑ крупных звеньях высшей школы России приобретает, в контексте рыночно-трансформационных преобразований, особую значимость для построения методологического базиса управления инновационным потенциалом высших учебных заведений, что позволяет идентифицировать ряд значимых аспектов, обусловливающих его особое местоположение [4].

Вместе с тем, к рассмотрению сущности инновационного потенциала следует подходить как к экономической категории, являющейся иерархически организованной системой отношений, находящихся в разной степени приближения к сущности потенциала [2]. При этом раскрывается совокупность не одноуровневых, а логически вытекающих, субординированных и скоординированных относительно друг друга категорий, отражающих определенные экономические отношения, что в итоге характеризует многоуровневую сущность инновационного потенциала.

С точки зрения инструментально-аналитического содержания инновационный потенциал представляет собой аналитическое понятие, позволяющее выявить «разрыв эффективности» достигнутых инновационных результатов и возможностей наличных инновационных ресурсов с целью повышения скоординированности и расшивки узких мест (тактический уровень анализа и целеполагания), а также дальнейшего их развития, оптимизирующей аллокации и концентрации на стратегически значимых направлениях (соответственно стратегический уровень).

Методологически важно разведение и разграничение понятий «инновационный потенциал вуза», «инновационная активность вуза», «инновационная деятельность вуза», «инновационные ресурсы вуза». Они являются не рядоположнными по отношению друг к другу, а субординированными и логически связанными, отражая различную степень выражения и приближенности к многоуровневой сущности потенциала.

На основании трактовки инновационного потенциала, как совокупности ресурсов, развивается ресурсный подход к анализу инновационного потенциала. Вместе с тем сведение данного понятия к набору ресурсов возможно только в одном варианте: при полнейшем понимании, анализе и оценке природной сущности и расчета границ инновационного потенциала, что априори невозможно с точки зрения будущих неопределенностей. Однако, как считают ученые [1, 3, 5, 6], на начальной стадии познания этого явления такая трактовка целесообразна.

Результативный подход предполагает отражение результата реализации имеющихся ресурсов, реальный фактический инновационный продукт, который получен в инновационном процессе, т.е. достигнутый уровень использования потенциала, определенный внутренним состоянием инновационной сферы и ее «пропускной способностью».

Однако в современных условиях рыночной деятельности, сложившаяся действительность предопределяет качественно-количественные характеристики инновационного потенциала, являющиеся динамическими параметрами и отражающие противоречивый характер формирования инновационного потенциала. В этой связи развивается еще один подход к анализу инновационного потенциала, характеризующий его внутреннюю составляющую и основанный на выделении уровней [6] инновационного потенциала (ресурсного, результативного, внутреннего). Внутренний потенциал инновационной деятельности определяется ее способностью эффективно преобразовывать ресурсы в инновационный продукт.

Инновационные ресурсы вуза [4] включают в себя:

‑ профессорско-преподавательский состав вуза (квалификацию, профессиональную подготовку, инновационность);

‑ достигнутый уровень реализации различных программ подготовки;

‑ соответствие организационных структур и систем управления задачам развития инновационного процесса;

‑ кодифицированное знание,

‑ в части нематериальных активов представленное патентами, ноу-хау, прототипами, лицензиями, компьютерными программами и др.;

‑ научно-технический задел в виде незавершенных инновационных проектов;

‑ финансовое обеспечение инновационной деятельности.

Инновационная активность вуза зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная и корпоративная культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития вуза. Главным фактором, отражающим инновационную активность вуза и влияющим на интенсивность инновационных процессов, является восприимчивость руководства к инновациям.

Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в организационно-экономическом механизме. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, необходимо просчитывать не только возможные будущие убытки, но и уметь их минимизировать.

Существующие подходы к оценке инновационного потенциала вуза базируются на двух концепциях:

‑ ресурсном подходе (оценке инновационного потенциала по модели «Ресурс-Функция-Проект»),

‑ результативном подходе (оценке инновационного потенциала как совокупности критериев, отражающих фактически достигнутый уровень функционирования инновационной деятельности экономической системы с расшивкой «узких мест»).

Однако в стороне остается оценка вуза как сложной системы инновационных потенциалов трех сфер деятельности: образовательной, научно-технической и административно-управленческой, т.е. инновационно-деятельностный подход, основанный на анализе внутренней составляющей инновационного потенциала вуза.

Инновационный потенциал как совокупность ресурсной, результативной и инновационно-деятельностной (внутренней) составляющих определяется суммарным показателем - объемом освоенных новшеств (или реализованных нововведений), уровнем затрат на инновационную продукцию и системой сбалансированных показателей (ССП) ‑ частными показателями, характеризующими уровень инновационного потенциала как системы и инновационную деятельность хозяйствующего субъекта.

Воспроизводство инновационного потенциала зависит от его способности аккумулировать в рамках инновационного процесса важнейшие ресурсы и от соответствия задач инновационной сферы интересам субъектов хозяйствования [7]. Именно в общественном про­изводстве и научно-образовательной сфере закладываются и частично формируются параметры инновацион­ного потенциала, потребительно-стоимостная величина его ресур­сов и конечной продукции.

Формирующаяся инновационная среда предопределяет качественно-количественные характеристики инновационного потенциала вуза, являющиеся динамическими параметрами.

Ресурсная составляющая инновационного потенциала вуза характеризует перспективные возможности использования конкретных видов ресурсов в соответствии с прогнозными ожиданиями.

Результативная составляющая вуза отражает результат реализации имеющейся возможности, тот реальный фактический инновационный продукт, который получен в инновационном процессе, т.е. достигнутый уровень использования инновационного потенциала, во многом предопределенный внутренним состоянием самой инновационной сферы вуза, ее «пропускной способностью».

Инновационно-деятельностная составляющая отражает внутреннюю способность вуза как социально-экономической системы концентрировать и комбинировать инновационные ресурсы и инфраструктурные элементы взаимодействия вуза с внешней средой для обеспечения максимального результата.

Следует отметить, что при исследовании внутренней, инновационно-деятельностной составляющей инновационного потенциала, некоторые ученые предлагают использование структурно-институционального и функционального подходов для вычленения структуры инновационной деятельности с точки зрения системы институциональных субъектов, осуществляющих инновационную деятельность и экономическими связями с внешними сферами, а также выявления временных закономерностей инновационного воспроизводства.

Исследование инновационного потенциала вуза как обязательного и специфического компонента системы корпоративного управления основывается на системе теоретико-методологических положений и научных позиций, согласно которым адаптация высших учебных заведений России (крупных корпоративных структур в научно-образовательной сфере) к рыночным условиям хозяйствования обусловливает существенную модификацию факторов, принципов и моделей формирования функционально-структурного состава инновационного потенциала, что позволяет развить теоретико-методологический базис управления инновационным потенциалом вуза с позиций ресурсно-целеориентированного, инновационно-деятельностного и результативного подходов.

В данной системе координат необходимо сконструировать управленческое пространство инновационного потенциала вуза, разработать модели и методы инструментального обеспечения процессов управления отдельными его составляющими и потенциалом в целом, включая инструментарий диагностики, мониторинга и оценки экономической эффективности использования инновационного потенциала.

Уровень (степень) инновационного потенциала организации в западной и отечественной теории экономики и инноваций определяется комплексным методом, который основывается на определении интегрированной оценки системы сбалансированных показателей – целевой функции частных оценок (показателей-индикаторов) и весовых коэффициентов, характеризующих важность того или иного индикатора.

Построение целевой функции основывается на теории нечетких множеств при принятии управленческих решений с использованием методов:

‑ иерархического представления проблемы и анализа иерархий;

‑ многокритериального выбора с различным числом и составом альтернатив;

‑ многокритериального выбора альтернатив на основе нечеткого отношения предпочтения;

‑ многокритериального выбора альтернатив на основе аддитивной свертки;

‑ комбинаторно-морфологического анализа-синтеза рациональных систем и др.

Методы оценки инновационного потенциала вуза должны учитывать особенности его многопрофильной и специфической деятельности, а также организационно-правовой статус. К настоящему моменту не сложились общепринятые методики анализа инновационного потенциала вузов, в связи с чем сложно говорить о том, что существует методика, которая бы получила статус внедренной и общепризнанной. Это затрудняет разработку научно обоснованных предложений и решений по активизации инновационной деятельности высших учебных заведений.

Окончание следует


Источники:

1. Аренков И.А., Баум П.Ф., Томилов В.В. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 122 с.
2. Дорошенко Ю.А. Экономический потенциал территорий.– СПб, Химия,1997.– 237 с.
3. Инновационная экономика / Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2004. – 352 с.
4. Жиц Г.И. Инновационный потенциал высшей школы: параметры. – Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2001. -180 с.
5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.
6. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 318 с.
7. Тодосийчук А.В. Управление инновационно-активным предприятием. – М.: ИНИЦ Роспатента, 2003. – 226 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:54:59