Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»10 / 2007

Разработка и внедрение инновационного механизма управления вузами в современной российской экономике

Багаутдинова Наиля Гумеровна, д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой промышленной коммерции и маркетинга Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Аннотация:
В статье анализируется принципы функционирования интегрированной финансово-экономической структуры вуза, организованной на основе выделения центров ответственности. Реорганизация внутривузовских подразделений рассматривается как фактор активизации внебюджетного финансирования высших учебных заведений и повышения их конкурентоспособности на российском рынке образовательных услуг.
Цитировать публикацию:
Багаутдинова Н.Г. Разработка и внедрение инновационного механизма управления вузами в современной российской экономике // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 10. – С. 27-31.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Окончание. Начало в № 9/2007 «кэ»

Управление вузом на основе выделения центров ответственности служит организационной формой и стилем управления, направленным на децентрализацию предпринимательства внутри вуза и одновременно на достижение цели функционирования вуза. Такое управление предполагает, что создаваемые подразделения (с точки зрения сегментов рынка или групп потребителей) имеют все функции, необходимые для принятия быстрого и обоснованного решения.

Суть управления, основанного на центрах ответственности, заключается в том, что ответственность за определенные виды обучения передается (делегируется) на уровень центров ответственности вуза.

Центры ответственности характеризуется наличием следующих признаков:

‑ собственная стратегия;

‑ свой вид обучения, специализации и рамки образовательных услуг;

‑ все планово - учетные функции локализованы в хозрасчетных центрах;

‑ своя организационная культура: ориентация на внутреннее предпринимательство, отождествление работников с подразделением;

‑ ответственность за результаты деятельности;

‑ один руководитель;

‑ внутренний контроль;

‑ отчетность непосредственно перед руководством вуза;

‑ устойчивые связи с вузом;

‑ реорганизация вуза на основе хозрасчетных центров ответственности.

Центры ответственности позволяют решать следующие задачи:

‑ реализация активной стратегии вуза для того, чтобы оперативнее реагировать на требования рынка и его изменения;

‑ создание условий для быстрого внедрения новых видов обучения в вузе;

‑ формирование мотивации и поведения персонала, ориентированного на удовлетворение запросов потребителя в образовательных услугах;

‑ создание лучших условий для высшего руководства в решении стратегических задач путем освобождения его от принятия текущих решений;

‑ оптимизация функций обеспечения и обслуживания вуза.

Для успешного функционирования интегрированной финансово-экономической структуры, организованной на основе центров ответственности, необходимы следующие условия:

 ‑ наличие четкой цели предпринимательской деятельности хозрасчетных центров, что позволит сконцентрировать их усилия на своей нише рынка и исключить внутреннюю конкуренцию с другими центрами;

‑ наличие согласованного с ректоратом плана достижения поставленной цели (требуется для эффективного распределения ресурсов и координации деятельности между центрами);

‑ отсутствие промежуточных организационных звеньев между ректоратом и менеджментом хозрасчетных центров;

‑ центр ответственности должен иметь определенную контрактную свободу как с внешними, так и внутренними партнерами. В первую очередь контрактная свобода относится к образовательным процессам, во вторую – к взаимоотношениям с обеспечивающими службами самого вуза;

‑ степень децентрализации функций (маркетинг, реклама, материально-техническое развитие) должна быть по возможности максимальной, пока не появятся значительные потери. Это же относится и к административным функциям управления (финансовое управление, управление кадрами и организационной структурой, хозяйственное обеспечение и т.д.);

‑ подразделения центров должны обладать определенными полномочиями в решении касающихся их кадровых вопросов;

‑ вуз должен иметь реальную и четкую стратегическую линию и развитую систему планирования и контроля;

‑ в вузе должны быть эффективная информационная и организационная система управления затратами и результатами, позволяющие осуществлять планирование, контроль и консолидацию бюджетов всех уровней и подразделений;

‑ наличие интегрированной системы управления, которая продолжала бы функционировать при возникновении конфликтов между центрами, а также между  центром и ректоратом;

‑ разработка реального и детального плана подготовки и реализации системы управления центрами.

Такая организация интегрированной структуры вуза имеет свои преимущества и недостатки.

Ее преимущества связаны с расширением возможностей предпринимательства внутри вуза и ростом эффективности. Полнота ответственности подразделений также является достоинством этой системы.

Недостатки рекомендуемого способа управления проявляются в потребности координации работы подразделений и контроля над их деятельностью.

Обязательным условием для введения управления на основе центров ответственности является осуществление особой стратегической политики по специализации. Если такая политика не проводится, а имеет место только деление учебной деятельности, то это еще не является основанием для введения управления самостоятельными подразделениями.

При изменении системы управления на основе центров ответственности необходимо:

‑ определение возможности и целесообразности внедрения данной формы управления;

‑- разделение учебной деятельности по направлениям и специальностям;

‑ объединение направлений и специализаций с управляемым числом предполагаемых центров ответственности;

‑- передача в подразделения (по мере возможности) всех основных функций (как можно большую часть);

‑- распределение функций обеспечения и обслуживания между ректоратом и центром.

Ключевым вопросом при организации центров ответственности является четкое распределение ответственности и полномочий между менеджментом различного уровня, которое регулируется положениями и контрактами. Основой внутривузовского взаимодействия являются контрактные отношения как с внешними партнерами так и с внутренними подразделениями. Для центра ответственности необходимо разработать и бюджет услуг. Степень распределения ответственности и делегирования полномочий зависит от многих факторов: как субъективных (личностных), так и объективных (особенностей внешнего окружения, уровня развития менеджмента в вузе и др.).

Центры затрат – это обособленные структурные подразделения вуза, в которых с целью наблюдения можно организовать нормирование, планирование и учет затрат и доходов, контроля и управления затратами, а также оценки их использования. Система управления затратами при этом предусматривает измерение расходов без изменения объема образовательных услуг.

Поскольку сами плановые службы и бухгалтерия являются центрами возникновения затрат (работники этих подразделений и служб получают заработную плату), целесообразно разрабатывать «бюджет услуг» для вспомогательных, обеспечивающих и обслуживающих подразделений.

Теоретические исследования и обобщение опыта определили два подхода к выбору состава затрат, группируемых по местам их возникновения:

‑ прямые и косвенные затраты, связанные с работой конкретного подразделения, службы, видом деятельности безотносительно к видам обучения;

‑ косвенные затраты, возникающие в конкретных подразделениях, которые носят общий для всех видов обучения характер, и не могут быть отнесены на отдельную специальность прямым путем.

В этом случае контролем охватывают все используемые ресурсы на месте возникновения затрат (подразделения или службы), что усиливает степень влияния учета на процесс формирования затрат и калькулирование себестоимости по каждой образовательной услуге, а также действенность внутреннего финансово-экономического механизма. При этом в системе контроля за затратами используется существующий в вузе бюджетно-сметный метод, и возможен метод выявления отклонений от норм с определением причин и виновников отклонений.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241