Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2001

Защитит ли государство российского предпринимателя?

Одинцов А А, руководитель Центра экономической безопасности Фонда исследований альтернативных моделей развития доктор экономических наук, профессор, Россия

Одинцов Ал. А., кандидат технических наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст

Аннотация:
В процессе своей деятельности предпринимательские структуры сталкиваются с разнообразными формами проявления недобросовестной конкуренции. Можно выделить несколько групп “носителей” этих форм.
Цитировать публикацию:
Одинцов А.А., Одинцов Ал.А. Защитит ли государство российского предпринимателя? // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 2. – С. 97-101.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Продолжение. Начало в № 1/2001

В процессе своей деятельности предпринимательские структуры сталкиваются с разнообразными формами проявления недобросовестной конкуренции. Можно выделить следующие группы “носителей” этих форм.

Коррумпированные государственные чиновники, объединяя в одном лице административные и коммерческие (посреднические) функции, используют свое служебное положение для получения “взяток”.Так, по данным Госкомстата России ущерб, наносимый государственными чиновниками отечественному предпринимательству путем вымогательства “взяток”, в четыре раза превышает материальные и финансовые потери предпринимателей от “рэкета”.

Опасность для предпринимательства представляет сознательно неполное или некачественное выполнение госчиновниками своих функций (например, по сертификации продукции), а также бюрократический произвол (например, налоговая инспекция может завысить сумму налога или необоснованно наложить штрафные санкции).

Учитывая, что с государственными органами решаются, в частности, вопросы приватизации, акционирования, регистрации юридического лица, получения кредита, уплаты налогов, сертификации продукции, контроля качества продукции, рекламы, получения лицензий, оформления экспортно-импортных операций, разрешения конфликтов в судебном порядке аудиторской проверки, потери отечественного предпринимательства вполне сопоставимы с расходами федерального бюджета на содержание собственно государственных органов.

Недобросовестные партнеры используют, в основном, следующие методы: лжепредпринимательство, задуманное (ложное) банкротство, нарушение порядка выпуска ценных бумаг, обман покупателей или заказчиков, незаконную торговую деятельность, невыполнение условий договоров (например, преднамеренную задержку платежей за полученные товары и услуги), выпуск недоброкачественной продукции, недопоставку оплаченной продукции, умышленный невозврат кредитов и неуплату процентов.

Враждебные конкуренты, имея своей конечной целью устранение конкурентов, в качестве объектов посягательств выбирают, прежде всего, имидж фирмы, коммерческие тайны и наиболее квалифицированных сотрудников. При этом они неразборчивы в средствах и методах, которые носят тотальный характер ‑ промышленный шпионаж, подкуп, шантаж, переманивание сотрудников фирмы, фиктивные переговоры по поводу приема на работу, приобретения лицензий, заключения договоров, антиреклама, дезинформация, использование чужого товарного знака и т.д.

Недобросовестные частные лица, используя пробелы законодательства и отсутствие развитой инфраструктуры рынка в России, стремятся присвоить значительные денежные суммы или материальные ценности путем хищений или мошенничества (например, взятия в кредит больших сумм в нескольких банках). При устройстве на работу они вводят работодателя в заблуждение относительно своего профессионального опыта, личных и деловых качеств, прошлой деятельности, связей с конкурентами, с преступной средой и т.д. К этой группе можно отнести также компьютерных хулиганов (взломщиков), так называемых "хаккеров". Они осуществляют несанкционированный доступ к чужой информации, что приводит к затруднению или невозможности дальнейшего использования информации. Такого рода действия совершаются иногда лицами, не преследующими никакой личной выгоды.

Недобросовестные сотрудники фирмы являются носителями негативного проявления межличностной конкуренции между сотрудниками в различных аспектах и по разным причинам, например, в связи с непризнанием руководством фирмы их заслуг, положением или статусом, занимаемым в фирме, оплатой труда, присвоением фирмой их “ноу-хау”, вследствие зависти одних сотрудников к другим, более компетентным или удачливым сотрудникам, из-за их желания получить дополнительные источники дохода, наконец, в связи с неудачами, неудовлетворенностью в личной жизни. формы ущерба, наносимого этими сотрудниками, могут быть самые разные: кража имущества, разглашение коммерческой тайны, выведение из строя технических средств, невыполнение своих функциональных обязанностей и т.д.

Мафиозная организация, имея преступные цели и коррумпированные связи с представителями государственных структур, может действовать не только как незаконная предпринимательская структура, но и легально, занимаясь "отмыванием" капитала (полученного незаконным, преступным путем) в сферах, обеспечивающих наиболее высокий доход, и выступая, таким образом, конкурентом легальному бизнесу. По оценкам экспертов в настоящее время организованная преступность в России контролирует в той или иной мере до 70-ти процентов предпринимательских структур.

Неорганизованный преступный элемент практикует в своей деятельности средства и методы, присущие организованным группировкам, посягая, зачастую, на жизнь и здоровье руководителей фирм, членов их семей, прибегая, в частности, к киднеппингу, разрушению или угрозам порчи имущества фирм, ограблениям и т.д.

Специальные службы иностранных государств действуют с целью получения доступа к коммерческой и государственной тайне, недопущения российских организаций к западным технологиям, ослабления политического влияния и экономического потенциала России. Для этого используется весь арсенал политического и промышленного шпионажа: вербовка сотрудников, дезорганизация деятельности предпринимательских структур, срыв международных соглашений и контрактов, затягивание сроков их выполнения (например, сроков поставки изделий и оборудования), проведение социологических опросов, создание респондентской и корреспондентской сетей, научных и культурных центров, регистрация подставных фирм и т.д.

Организации промышленного шпионажа глубоко законспирированы и работают не только на промышленников, но и на гангстеров, организованные банды квартирных воров и грабителей.

Таким образом, становится очевидным ответ и на вопрос “от кого требуется защищать предпринимателя и предпрнимательство”.

Арсенал противодействия каждому недобросовестному конкуренту многообразен, специфичен и известен правоохранительным и другим компетентным государственным структурам не только в теории, но и на практике. Однако, применение этого арсенала средств затруднено из-за следующих недостатков нормативно-правовой базы защиты российского предпринимательства:

‑ правые нормы рассредоточены по многим нормативно-правовым актам различного уровня и юридической силы;

‑ правовое регулирование вопросов в данной сфере неполноценно. Оно осуществляется, главным образом, в рамках ведомственных нормативно-правовых актов, а также с помощью инструкций на уровне собственно предпринимательских структур;

‑ правовая основа защиты предпринимательства по своей сути “аморфна” из-за целого ряда пробелов, неточностей и поэтому требует корректировки;

‑ отсутствует целостный нормативно-правовой документ, в котором были бы отражены принципиальные положения, касающиеся защиты бизнеса, а именно: основные понятия в этой сфере правового регулирования, объекты, средства и механизм защиты, права и обязанности государственных органов и субъектов рынка по защите бизнеса, наконец, основы государственной политики в данной сфере.

Для устранения изложенных недостатков (что и будет ответом на третий вопрос “что делать, чтобы иметь возможность защитить отечественное предпринимательство?”) необходимо:

1. Разработать и приступить к реализации в 2001 году Федеральной целевой программы защиты предпринимательства в России как комплекса мероприятий по созданию на федеральном, окружном и региональном уровнях социальных, экономических, организационных, информационных и правовых условий защищенности предпринимательства от недобросовестной конкуренции.

2. Разработать проект Федерального закона о защите предпринимательства и принять его как базовый, специализированный нормативный акт, полностью посвященный этой проблеме. Конкретизация и детализация положений этого Закона может быть осуществлена позже в “пакете” Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов Субъектов Федерации, заинтересованных министерств и ведомств.

3. Создать Комиссию при Президенте РФ (или самостоятельное подразделение в структуре Совета безопасности) по реализации государственной политики и координации работ в сфере защиты российского предпринимательства.

Грядет новое тысячелетие, близится новое обращение Президента России к Федеральному Собранию, а, значит, к согражданам, многие из которых являются предпринимателями новой России. Несомненно, Президент упомянет в своем обращении отечественного предпринимателя. Призовет ли он своих чиновников к его защите?


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241