О государственно-частном партнерстве в сфере образования

Джандосова Р.Д.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (12), Декабрь 2007

Цитировать:
Джандосова Р.Д. О государственно-частном партнерстве в сфере образования // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 12. – С. 88-89.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591966
Цитирований: 15 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Государственно-частное партнерство в сфере образования представляет особую форму сотрудничества между государством и бизнесом, построенную на объединении имеющихся в их распоряжении, прежде всего, интеллектуальных ресурсов и использовании взаимных преимуществ. Его цель - оказание общественно-значимых услуг с учетом взаимной дополнительной выгоды на основе заранее просчитанных рисков.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, интеллектуальный капитал, образование, научные организации

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере образования представляет особую форму сотрудничества между государством и бизнесом, построенную на объединении имеющихся в их распоряжении, прежде всего, интеллектуальных ресурсов и использовании взаимных преимуществ. Его цель ‑ оказание общественно-значимых услуг с учетом взаимной дополнительной выгоды на основе заранее просчитанных рисков.

От лица государства субъектами ГЧП выступают:

‑ органы государственной власти и муниципального самоуправления;

‑ некоммерческие организации;

‑ федеральные и муниципальные учреждения, реализующие программы в сфере образования. От лица частного сектора субъектами ГЧП выступают коммерческие и некоторые некоммерческие организации различной организационно-правовой формы собственности с долевым участием государства или без него, в том числе негосударственные образовательные учреждения; физические лица. При этом частный сектор должен ориентироваться на соблюдение интересов государства и принимать на себя определенные обязательства при реализации механизма такого партнерства. В свою очередь государство обязано обеспечить субъектам частного сектора необходимые условия для эффективного взаимодействия.

В системе высшего образования целью государственно-частного партнерства является создание ресурсных и финансовых условий для повышения его эффективности и конкурентоспособности, роста инвестиционной привлекательности и обеспечения высокого качества обучения.

Поставленная цель достигается через последовательное решение ряда задач:

1) построения эффективной системы управления имуществом, закрепленным за учреждением, с сохранением социальной направленности его использования;

2) создания механизма добровольной экономической поддержки образования благотворительными фондами, безвозмездным целевым финансированием капитальных затрат (приобретения основных фондов, земли, активов) и текущего характера (стипендиальных и грантовых программ для преподавателей и студентов, предоставления кредитов и займов, негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников и пр.);

3) создания системы привлечения частных организаций в управление содержательным компонентом образования (проведение конференций, семинаров, стажировок; организации издательской деятельности, создание центров подготовки переподготовки сотрудников);

4) обеспечение партнерской основы проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (организации финансовых технополисов и технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационнно-технологических зон и пр.).

Реализация ГЧП в сфере образования будет осуществляться поэтапно, с учетом необходимости изменения и дополнения нормативно-правовой базы и на основе мониторинга и контроля над происходящими процессами.

С одной стороны серьезным ограничителем развития потенциала государственно-частного партнерства является действующий режим налогообложения государственных и муниципальных учреждений, касающийся использования доходов от предпринимательской деятельности и иных внебюджетных источников, т.к. эти средства рассматриваются в качестве собственности учредителя, а не образовательных учреждений.

С другой стороны, будучи обремененными налогом на прибыль и добавленную стоимость в части доходов от бизнес-образования, они становятся обычными субъектами предпринимательства, чей интерес заключается в том, чтобы свободно распоряжаться своими доходами после того, как произведена уплата налогов. Но образовательные учреждения этого сделать не могут. Поэтому все вышеперечисленное ограничивает их заинтересованность в расширении доходной базы.

Таким образом, развитие государственно-частного партнерства тормозится действующим налоговым законодательством в отношении расходов на образование (финансирования образовательных проектов, благотворительной деятельности и т.п.). То есть такое партнерство не будет жизнеспособным без создания благоприятного налогового режима для его участников.


Страница обновлена: 19.04.2024 в 12:11:55