Интеллектуальная собственность: роль в экономическом развитии и механизмы защиты

Гнилитская Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (12), Декабрь 2007

Цитировать:
Гнилитская Е.В. Интеллектуальная собственность: роль в экономическом развитии и механизмы защиты // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 12. – С. 41-47.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591959
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Среди российских документов федерального значения, регламентирующих научно-техническую сферу и политику государства, необходимо выделить Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральных научно-производственных центрах», принятое для реализации реформы оборонной промышленности и направленное на «концентрацию ресурсов военного научно-технического и промышленного потенциала». Постановление закрепило порядок присвоения статуса Федерального научно-производственного центра предприятиям оборонной, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, выполняющим государственный оборонный заказ.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, интеллектуальная собственность, НИОКР, технопарк

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Окончание. Начало в № 11/2007 «кэ»

Среди российских документов федерального значения, регламентирующих научно-техническую сферу и политику государства, необходимо выделить Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральных научно-производственных центрах» [1], принятое для реализации реформы оборонной промышленности и направленное на «концентрацию ресурсов военного научно-технического и промышленного потенциала». Постановление закрепило порядок присвоения статуса Федерального научно-производственного центра предприятиям оборонной, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, выполняющим государственный оборонный заказ.

Сегодня достаточно часто говорится о неэффективном использовании бюджетных средств, выделяемых на НИОКР. В частности, отметим Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» [2, п.2], утвердившее Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств Федерального бюджета.

Под правами на результаты научно-технической деятельности понимаются: «исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных; права на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау)».

Интересной является государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [3], в качестве целей которой заявлены «обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны».

Отмечается, что «создание технопарков в сфере высоких технологий в Российской Федерации обеспечивает территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики. Технопарки в сфере высоких технологий объединят предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе отраслей нано-, био-, информационных и других технологий, научные организации, учебные заведения, обеспечивающие научный и кадровый потенциал таких предприятий, а также иные предприятия и организации, деятельность которых технологически связана с организациями указанных отраслей или направлена на их обслуживание».

Государственная поддержка носит здесь адресный характер и не подменяет рыночные механизмы развития высокотехнологичных отраслей экономики.

Технопарки в сфере высоких технологий в 2006-2010 гг. планируется создавать на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, Республики Татарстан и города Санкт-Петербурга. Функции по созданию технопарка в сфере высоких технологий и управлению им осуществляет управляющая компания. В результате реализации Программ к 2010 г. предполагается создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой. Стоимость совокупного объема произведенных в результате деятельности технопарков в сфере высоких технологий продукции и оказанных услуг может превысить 100 млрд. руб.

Планируется, что реализация Программы приведет к увеличению поступления налогов в бюджеты всех уровней, положительно повлияет на обеспечение высоких и устойчивых темпов развития высокотехнологичных отраслей экономики, что в свою очередь будет способствовать повышению производительности труда во всех отраслях экономики, а также эффективности использования человеческих и материальных ресурсов (ч.IX).

Заслуживает внимания Постановление Правительства Российской Федерации «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» [4, п.1]. Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству финансов РФ рекомендовано предусматривать ассигнования на финансовую поддержку инновационных проектов (п.1). При этом целями государства являются создание условий, способствующих привлечению инвестиций в инновационную сферу, и усиление государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала.

В 2005 г. принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [5]. Под экономической зоной понимается территория, «на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности» (ст.2). Такие зоны создаются с целью «развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры» (ст.3).

На территории Российской Федерации создаются особые экономические зоны (ОЭЗ) двух типов:

1) промышленно-производственные (создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров);

2) технико-внедренческие.

При этом отмечается, что «резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства» за ее пределами (ст.10 ч.4).

По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент ОЭЗ обязан «осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее десяти миллионов евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления особыми экономическими зонами» (ст.12 ч.2). При этом сумма, эквивалентная не менее чем 1 млн. евро, должна быть вложена резидентом ОЭЗ в течение 1 года с даты заключения соглашения.

Земельные участки в пределах территории ОЭЗ «могут предоставляться во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды» (ст.32 ч.1). Арендная плата и иные платежи за земельные участки, расположенные в пределах территории ОЭЗ, поступают в бюджет соответствующего уровня.

Для ОЭЗ регламентирован таможенный режим свободной таможенной зоны (ст.37), т.е. иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а российские товары – используются с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин в соответствии с таможенным режимом экспорта. Акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не применяются в отношении резидентов ОЭЗ «в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности» (ст.38).

Таким образом, государство пытается создать институциональную среду, в которой востребованы инновации, результаты творческого труда и высокотехнологичные продукты, а также выстроить институциональные взаимодействия участников инновационной деятельности.

Российская инновационная модель развития экономики базируется на серьезном государственном участии, в ранее сформированных наукоградах, научных школах и кадрах, открываемых технопарках и специальных зонах.

Картина использования отечественного интеллектуального капитала, наблюдаемая в России, может быть охарактеризована двумя группами тенденций, противоположными, на первый взгляд, направлениями своего воздействия на экономику и различающимися механизмами распространения, а именно: технических и социальных изменений.

Государство начало с технической стороны, чтобы на ее базе реформировать социальную сторону хозяйственной деятельности. Однако система должна быть готова к восприятию изменений. Задача государства ‑ формирование трансляционных механизмов между указанными факторами развития, причем с учетом разного уровня качества их восприятия и ментальных особенностей пользователей.

В числе приоритетных проблем должно быть изменение отношения к интеллектуальному труду на всех уровнях экономической системы. Поскольку в настоящее время речь ведется об инновационном развитии, то странным при этом выглядит отношение к ученым, педагогам и работникам сферы культуры. Без осознания необходимости смены такого подхода к человеку интеллектуальной сферы деятельности представляется затруднительным системное восприятие предлагаемых социальных новаций на ментальном уровне. Государство призвано обеспечить функционирование механизма, снижающего асимметрию информации и уменьшающего трансакционные издержки адаптации отдельного индивида к происходящим изменениям.

Традиции организации российского хозяйствования лежат в плоскости, где государство является сильным координирующим центром. Поэтому в сложившейся ситуации кроме государства никакой хозяйственный агент не сможет выполнить задачу по восстановлению науки и образования, инвестированию в духовное развитие человека, по организации и последующей координации этих процессов. Отсюда следует, что для нашей страны с ее значительным интеллектуальным потенциалом роль государства особенно велика, в первую очередь, как центра, формулирующего приоритеты развития, как крупного инвестора и координатора инновационных процессов.

При всем этом, необходимо помнить, что в условиях глобальной конкуренции позиция государства в отношении поддержки и продвижения интеллектуальных экономических продуктов определяет место страны в международном разделении труда, так как именно новые технологии позволяют ему занять перспективные ниши и мировые рынки сбыта.


Источники:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.1995г. № 983 «О федеральных научно-производственных центрах» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.08.2002 г. № 630, от 09.11.2005г. № 670, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000г. № 891).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2005г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности».
3. Государственная Программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». – Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2006г. № 328 – р.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» от 31.03.1998г. № 374 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.1999г. № 1156).
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 166–ФЗ от 22.07.2005 г.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 19:09:29