Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»11 / 2007

Влияние знаний на экономическую деятельность субъектов

Степанова Татьяна Евгеньевна, канд. экон. наук, доцент, зам. директора по научной работе Самарского института Российского государственного торгово-экономического университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 27

Аннотация:
В современной экономике знания являются определяющим, но не единственным и не абсолютным фактором развития человеческого капитала личности. Проблема воздействия знаний как экономического ресурса на хозяйственную деятельность сложна и многогранна.
Цитировать публикацию:
Степанова Т.Е. Влияние знаний на экономическую деятельность субъектов // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 11. – С. 19-23.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В современной экономике знания являются определяющим, но не единственным и не абсолютным фактором развития человеческого капитала личности. Проблема воздействия знаний как экономического ресурса на хозяйственную деятельность сложна и многогранна.

 

Диалектика знаний и человеческого капитала более сложна и неоднозначна, чем это традиционно представляется. Наряду с очевидными положительными тенденциями в воздействии знаний на развитие человеческого капитала (рост уровня образования, профессионализма, квалификации, позволяющих повысить производительность труда, эффективность деятельности, получаемые доходы и т.п.), следует выделить негативные тенденции влияния знаний на человеческий капитал. Прежде всего, это касается «информационных шумов», приводящих:

‑ к появлению невостребованных («мертвых») знаний;

‑ усилению потребности в узкопрофессиональных знаниях, что, в свою очередь, порождает одностороннее развитие индивида;

‑ появлению более утилитарного, прагматичного подхода к оценке знаний, когда  выбор делается в пользу тех сведений, которые способны принести доход их владельцу, несмотря на негативные последствия для человеческого капитала в целом (например, к созданию новых видов биооружия и других «разрушительных» знаний);

‑ накоплению опыта, являющемуся источником ошибок и неправильных типов поведения;

- способности к генерации новых знаний, обусловленной, прежде всего, внеэкономической субстанцией ‑ сознанием индивида и только корректирующихся экономическими факторами, в том числе уровнем образования.

Ценность знаний определяется сложной системой взаимосвязанных факторов:

‑ сложившимся в обществе отношением к человеческим ресурсам (позитивным и результативным, нейтральным или даже неправильным, негативным);

‑ оценкой роли человеческого капитала в компании (приоритетной, адекватной или недостаточной);

‑ мотивациями личности.

Последние определяются стремлением индивида или организации к инвестициям в человеческий капитал, связанным с расходами на получение нового образование, его улучшением, повышением квалификации и развитием способностей, ростом мобильности рабочей силы и степенью ее адекватности к изменениям внешней среды.

Другим субъектом, на деятельность которого исследовалось влияние знаний, является фирма (корпорация).

Корпоративные знания – это агрегированные знания работников корпораций, представляющие различные сферы их деятельности (финансы, производство, маркетинг и т.д.), которые им необходимо иметь для поддержания на высоком уровне основных бизнес-процессов предприятия, а также для того, чтобы быстро реагировать на динамику развития рынка. Этот вид знаний имеет все признаки так называемых «клубных благ», которые обладают свойством «неисключаемости» при разумных издержках. Это благо ограниченного доступа, оно дает определенные преимущества (привилегии) персоналу корпорации и характеризуется отсутствием соперничества в потреблении. Такие знания представляют собой нематериальные объекты, создаются самими работниками корпорации и остаются в ней даже в том случае, если работник увольняется или уходит на пенсию.

Корпоративные знания могут как трансформироваться в различные формы благ, так  и находиться в виде частного блага, т.е. знания, принадлежащего конкретному субъекту, корпоративного и общественного блага, ставшего достоянием всего мира.

Коллективные знания в качестве «клубного блага» принадлежат корпорации в лице всех ее сотрудников, но само это благо нельзя отделить и персонифицировать как ценность для каждого из них, вместе с тем, его можно использовать и создавать новые ценности.

Корпоративные знания выступают важнейшим фактором конкурентоспособности любой фирмы:

‑ они позволяют оперативно и с наименьшими издержками принимать оптимальные решения;

‑ предполагают наличие современной информационной и коммуникационной технологической базы;

‑ приносят своим создателям и пользователям различного рода ценности (материальные и нематериальные), служащие стимулами в их деятельности;

‑ это ресурс внутренней среды компании, поэтому он не подвержен конъюнктурным изменениям, цикличности и создается силами самой корпорации, ее сотрудниками.

Можно сказать, что корпоративные знания являются универсальным и уникальным ресурсом, который способен сохраняться при использовании, тиражироваться (мультиплицироваться) и редуцироваться в новое знание.

 Одним из источников постоянного повышения запаса знаний в новых теориях экономического роста (концепции П. Ромера, Э. Денисона, Р. Лукаса) являются знания, с одной стороны, представляющие собой новые идеи по производству новых благ, эффективных способов их организации, с другой ‑ это новые навыки, умения, позволяющие воплощать эти идеи и реально создавать инновационные продукты.

Анализ показал, что в этих теориях не разработаны положения о том, какое знание является фактором экономического роста, какое значение имеет количество и качество знаний, как должно соотноситься знание с другими ресурсами национальной экономики. Знание может выступать детерминирующим фактором экономического роста, находясь в различных формах своего проявления:

а) как воплощенный (овеществленный) в технологиях и технике ресурс;

б) как составной элемент человеческого капитала, включая имеющиеся у субъектов навыки, опыт, умение воспроизводить и обновлять знания, использовать их в своей деятельности;

в) как новое, вновь генерируемое знание, являющееся результатом НИОКР и других видов научной деятельности фундаментального и прикладного характера (научные разработки, инновационные проекты, патенты и другие объекты интеллектуальной собственности);

г) как новые блага (товары и услуги), которые в дальнейшем способствуют формированию новых самостоятельных рынков (например, рынок программного обеспечения, рынок дистрибутивных услуг, связанных с информационными технологиями).

Для экономического развития важны различные формы проявления знания (материализованные, овеществленные, явные и неявные, скрытые). Но если в краткосрочном периоде для экономического роста существенны, в первую очередь, имеющиеся явные, в том числе материализованные знания, овеществленные в технике, технологиях, инновациях, в умении и опыте, присущих носителям человеческого капитала, то в долгосрочном плане экономическое развитие обусловлено преимущественно новыми знаниями, появление которых есть редукция неявного знания в явное.

Именно новые знания при условии их использования способны поднять экономику страны на более высокую ступень развития. Однако накопление знаний ради знаний – это тупиковый путь, который не дает обществу возможности реализовать свои цели. Решающее значение имеет степень практического, точнее креативного, использования знаний в хозяйственной деятельности.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Нонака И., Таккеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 384 с.
2. Рубинштейн М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация. Привнеси будущее в на-стоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2003. – XVI, 192 с.