Статья опубликована в журнале «Экономика труда»1 / 2016
DOI: 10.18334/et.3.1.35027

Оценка тенденций и динамики заработной платы в сфере образования в условиях новой системы оплаты труда (2008–2014 годы)

Ломовцева Наталья Николаевна, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления;, Ульяновский государственный университет, Россия

The Assessment of Tendencies and Dynamics of Salaries in the Educational Sphere under Conditions of New Labor Remuneration System (2008–2014) - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 18

Тезисы:
► главный постулат перехода на новые условия оплаты труда – самостоятельность бюджетного учреждения в установлении заработной платы каждому работнику в пределах выделенного финансирования и стимулирование этого труда путем установления доплат по результатам работы
► характеризуя динамику заработной платы в образовательных учреждениях, необходимо рассмотреть уровень зарплаты в бюджетной сфере в целом за анализируемый период
► темп роста заработной платы в образовательных учреждениях за 2009–2012 годы соответствует темпу роста заработной платы в бюджетных учреждениях в целом по России
► наибольший рост среднего уровня начисленной заработной платы в бюджетной сфере наблюдается в учреждениях федерального подчинения
► самая высокая заработная плата в бюджетной сфере за рассматриваемый период начислялась в федеральных учреждениях, а самая низкая – в муниципальных учреждениях
► в образовании уровень начисленной среднемесячной заработной платы примерно одинаков в учреждениях федерального и регионального подчинения, а в муниципальных учреждениях она составляет около 55 %
от их уровня
► низкий уровень оплаты труда в отраслях социальной сферы вызвал необходимость поиска новых управленческих решений для ее повышения

Аннотация:
В статье рассмотрена динамика заработной платы в образовательных учреждениях РФ после введения новой системы оплаты труда в социальной сфере и выхода Указов Президента о реализации некоторых мер по совершенствованию социальной политики. Автором проведен анализ соотношения заработной платы работников образования и основных показателей, сложившихся в экономике страны; по образовательным учреждениям разного уровня подчинения органам государственной и муниципальной власти; по численности работников в зависимости от размера начисленной заработной платы; по среднемесячной заработной плате педагогических работников образовательных учреждений общего образования в Федеральных округах. Сделаны соответствующие выводы.

JEL-классификация: I20, J31, J38

Цитировать публикацию:
Ломовцева Н.Н. Оценка тенденций и динамики заработной платы в сфере образования в условиях новой системы оплаты труда (2008–2014 годы) // Экономика труда. – 2016. – Том 3. – № 1. – С. 27-40. – doi: 10.18334/et.3.1.35027

Введение

Реформа бюджетной системы России, которая активно началась в 2004 году, коснулась и принципов оплаты труда работников социальных отраслей. В 2008 году было принято Постановление Правительства РФ о введении новых систем оплаты труда (НСОТ) в федеральных бюджетных учреждениях [1]. Субъектам Федерации такой переход был рекомендован, и уже к 2011 году государственные и муниципальные учреждения России работали по новым правилам оплаты труда.

Основные изменения, которые затронули систему оплаты труда в бюджетной сфере на тот период,  это уход от Единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена еще в 1992 году. Основными недостатками ЕТС признавались низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы, жесткая централизация размеров окладов, невозможность индивидуального подхода к оплате труда работников различных отраслей и некоторые другие. Кроме этого, государством была поставлена задача внедрения в социальную сферу стимулирующих факторов повышения заработной платы в зависимости от результата труда, чего не предусматривала на тот момент действующая тарифная система.

Основные положения, которые предусматривала новая система оплаты труда, это, во-первых, внедрение отраслевого принципа оплаты труда и ее специфики. Во-вторых, заработная плата должна складываться из трех составляющих: базовый оклад, который утверждается в соответствии с профессиональной квалификационной группой; компенсационные выплаты, регламентированные государством; стимулирующие выплаты, разработанные самим учреждением и предусматривающие доплаты за эффективность труда. В-третьих, установление размеров базовых окладов и стимулирующих выплат – это сегодня прерогатива руководителя государственного (муниципального) учреждения. Главный постулат перехода на новые условия оплаты труда – самостоятельность бюджетного учреждения в установлении заработной платы каждому работнику в пределах выделенного финансирования и стимулирование этого труда путем установления доплат по результатам работы (Лапин, Ломовцева, 2010; С. 91).

Продолжением реформы оплаты труда в бюджетной сфере явились Указы Президента России, подписанные в мае 2012 года и направленные на повышение уровня заработной платы в социальных отраслях по отношению к среднему уровню заработной платы в экономике каждого региона. В сфере образования были даны следующие ориентиры:

- доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;

- доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;

- повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе [2].

Новая система оплаты: опыт внедрения и тенденции

Анализируя итоги внедрения новой системы оплаты труда в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РФ, а также результаты выполнения «майских указов», рассмотрим динамику среднего уровня заработной платы в образовательных учреждениях по отношению к основным сравнительным показателям в экономике, сложившимся за период 2008–2014 годов (таблица 1).

Соотношение среднего уровня заработной платы в экономике страны и в сфере образования по рассматриваемому периоду можно наглядно увидеть на рисунке 1.


Таблица 1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в экономике РФ и сфере образования за 2008–2014 годы [3]

Рисунок 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в экономике РФ и сфере образования за 20082014 годы

Рассматривая данные таблицы можно отметить следующие положительные тенденции:

1.    За период с 2008 по 2014 год средняя месячная зарплата работающих в экономике РФ выросла почти в 1,9 раза, при этом уровень средней заработной платы в образовании увеличился в 2,3 раза. То есть темп роста заработной платы в образовании опередил темп роста зарплаты в целом по стране.

2.    Темп роста заработной платы в образовании превысил темп роста инфляции за аналогичный период в 3,7 раза, что говорит о повышении реального уровня заработной платы в этой отрасли за рассматриваемый период в 1,6 раза.

3.    Средний уровень заработной платы работников образования в 2008 году составил всего 64,5 % от среднего уровня заработной платы по стране, а в 2014 году этот показатель достиг 79,6 %, что говорит о постепенном приближении этого показателя к среднероссийскому уровню.

При этом наблюдаются факторы, характеризующие недостаточность оплаты труда в образовании, такие как:

1.    Заработная плата в образовательных учреждениях значительно ниже средней заработной платы в экономике страны как в 2008 году, так и в 2014 году.

2.    При сравнении прожиточного минимума трудоспособного населения и среднего уровня заработной платы можно увидеть, что в 2014 году средняя зарплата в стране превышала размер ПМТН в 3,7 раза, а в образовательных учреждениях всего в 2,9 раз, что говорит о недостаточном росте заработной платы в образовании по отношению к прожиточному минимуму. 

Для полной характеристики динамики среднего уровня заработной платы в сфере образования проведем анализ таких направлений, как:

1.    сравнительный анализ заработной платы по формам собственности: федеральные, региональные и муниципальные учреждения;

2.    анализ дифференциации заработной платы по численности работников;

3.    оценка выполнения Указов Президента РФ по повышению среднего уровня заработной платы педагогических работников по федеральным округам.

Зарплата идет в рост

Характеризуя динамику заработной платы в образовательных учреждениях, необходимо рассмотреть уровень зарплаты в бюджетной сфере в целом за анализируемый период. При этом данные показатели по учреждениям разного уровня подчинения органам государственной и муниципальной власти значительно отличаются (таблица 2).

Таблица 2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников бюджетных учреждений и образовательных учреждений РФ
по формам собственности [4]

Средний уровень зарплаты

всего

в том числе по формам собственности

Федеральная собственность

Собственность субъектов РФ

Муниципальная собственность

Всего в бюджетной сфере (руб.)

2009

16491

22293

18905

11650

2010

17424

23458

20250

12182

2011

19411

25818

21992

13846

2012

23750

33335

24035

16628

В образовании (руб.)

2009

13095

18779

18477

10187

2010

13852

20041

19865

10646

2011

15607

22091

22086

12230

2012

18843

26221

25388

15178

Темп роста всего (%)

2010 к 2009

105,7

105,2

107,1

104,6

2011 к 2010

111,4

110,1

108,6

113,7

2012 к 2011

122,4

129,1

109,3

120,1

2012 к 2009

144,0

149,5

127,1

142,7

В образовании (%)

2010 к 2009

105,8

106,7

107,5

104,5

2011 к 2010

112,7

110,2

111,1

114,9

2012 к 2011

120,7

118,7

114,9

124,1

2012 к 2009

143,9

139,6

137,1

149,0

Примечание: данные представлены за 2009–2012 годы в связи с выборочным их исследованием

Как видно из таблицы, темп роста заработной платы в образовательных учреждениях за 2009–2012 годы соответствует темпу роста заработной платы в бюджетных учреждениях в целом по России (рост составил около 44 %). Если рассматривать ситуацию по годам, то наибольший темп роста наблюдается в 2012 году по отношению к 2011 году, что объясняется началом реализации Указа Президента о повышении уровня заработных плат в социальных отраслях.

Характеризуя показатели по формам собственности, можно отметить, что наибольший рост среднего уровня начисленной заработной платы в бюджетной сфере наблюдается в учреждениях федерального подчинения (на 49,5 % за рассматриваемый период), а в образовании – в учреждениях муниципального уровня (на 49 %). Самая высокая заработная плата в бюджетной сфере за рассматриваемый период начислялась в федеральных учреждениях, а самая низкая – в муниципальных учреждениях. В образовании уровень начисленной среднемесячной заработной платы примерно одинаков в учреждениях федерального и регионального подчинения, а в муниципальных учреждениях она составляет около 55 % от их уровня, что объясняет наибольший темп роста этого показателя.

Для наглядности соотношение и рост среднего уровня заработной платы в образовательных учреждениях по формам подчинения представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образовательных учреждений РФ по формам собственности

Анализируя численность работников образовательных учреждений по размерам начисленной заработной платы в апреле 2011 и 2013 года, согласно данным ФСГС «Труд и занятость в России», можно разделить их по следующим группам (таблица 3).

Таблица 3

Численность работников образовательных учреждений по размерам начисленной заработной платы (в процентах к общей численности) [5]

Сумма (руб.)

Все работники

Работники образования

Отклонения (+,-)

2011 год

2013 год

2011 год

2013 год

всего

образование

До 4200

1,5

1,0

3,2

1,8

-0,5

-1,4

4201-9000

21,5

11,8

40,4

22,9

-9,7

-17,5

9001-17000

30,1

25,0

32,3

29,4

-5,1

-2,9

17001-25000

19,8

21,0

12,7

20,3

+1,2

+7,6

25001-50000

20,5

29,1

9,2

20,4

+8,6

+11,2

Свыше 50000

6,6

12,1

2,2

5,2

+5,5

+3,0

Исходя из сгруппированных данных таблицы 3, можно сделать следующие выводы:

1.    В апреле 2011 года более 75 % работников образовательных учреждений получали заработную плату ниже среднего уровня зарплаты по стране (23693 рубля) и основная доля работающих в этой сфере (43,6 %) относилась к низкооплачиваемой категории (до 9000 рублей). В то же время можно отметить, что в среднем по стране доля работников этой группы значительно ниже и составляла всего 23 %.

2.    В 2013 году ситуация изменилась в лучшую сторону: на 21,8 % снизилась доля работников с низким уровнем оплаты труда (до 17000 рублей) и соответственно увеличилась доля работников с оплатой 17000 рублей и выше. Наибольшее количество работающих в образовательных учреждениях (почти 50 %) получало заработную плату от 9000 рублей до 25000 рублей.

3.    Доля работников с оплатой более 25000 рублей увеличилась на 14 % и составила в 2013 году 25,6 % от всех работающих в сфере образования, что говорит о снижении дифференциации уровня заработной платы в образовании и в целом по стране.

В соответствии с Указом Президента РФ о доведении среднего уровня заработной платы основного персонала в образовательных учреждениях общего образования в 2012 году до среднего уровня региональной заработной платы в экономике [6] Федеральная служба государственной статистики России стала проводить регулярные выборки по этому показателю. Данные по среднемесячной заработной плате педагогических работников в федеральных округах выглядят следующим образом (таблица 4).

Таблица 4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений
общего образования РФ по Федеральным округам (руб.) [7]

Федеральный округ

2013 год

6 месяцев 2015 года

Всего по экономике

Образование

В % к средней по экономике

Всего по экономике

Образование

В % к средней по экономике

Центральный ФО

36213

36345

100,4

40583

42944

105,8

Северо-западный ФО

32549

32917

101,1

36817

40310

109,5

Южный ФО

22497

22618

100,5

24516

29348

119,7

Северо-Кавказский ФО

19359

18990

98,1

21133

22157

104,8

Приволжский ФО

22481

22836

101,6

25025

28111

112,3

Уральский ФО

34735

35046

100,9

38805

45285

116,7

Сибирский ФО

26398

26154

99,1

28993

33006

113,8

Дальневосточный ФО

37579

40505

107,8

41902

53720

128,2

Всего по РФ

29792

29038

97,5

33124

35745

107,9

Согласно представленным данным можно констатировать:

1.    В 2013 году средний уровень заработной платы педагогических работников в учреждениях общего образования сложился ниже среднего уровня заработной платы по России в целом на 2,5 %. При этом во всех округах (кроме Северо-Кавказского и Сибирского) данный показатель был выше аналогичного по экономике в целом.

2.    За первое полугодие 2015 года ситуация кардинально изменилась: анализируемый показатель превысил аналогичный показатель в целом по России на 7,9 %, а в федеральных округах это превышение колеблется от 4,8 % до 28,2 %, что говорит о положительных тенденциях по оплате труда в этой отрасли.

Внедряя в 2008 году новую систему оплаты труда в бюджетной сфере, Правительство РФ делало упор на основные задачи, которые данная система должна была решить:

1.    Действующая до 2008 года единая тарифная сетка по оплате труда не выполняла функции стимулирования и дифференцированного подхода к отраслевым и ведомственным особенностям деятельности работников различных отраслей бюджетной сферы. Время диктовало необходимость ее замены на более совершенные подходы в оплате труда работников непроизводственной сферы.

2.    Изменения в общих подходах к финансированию бюджетных учреждений, возможность привлечения ими денежных средств путем оказания платных услуг и другие экономические причины подвигли государственные органы пересмотреть принципы жесткой централизации в оплате труда. Государство в лице федеральных органов, а затем и региональных органов исполнительной власти перешло на условия выделения руководителям учреждений большей самостоятельности в распределении финансовых ресурсов, в том числе и оплаты труда. Согласно утвержденным законодательным актам заработная плата работников бюджетных учреждений стала формироваться самим учреждением в соответствии с требованиями учредителя, т. е. вышестоящей организации.

3.    Главной задачей в новых подходах оплаты труда, кроме расширения полномочий руководителей бюджетных учреждений, стало внедрение в систему оплаты труда стимулирующего фактора. В обязательном порядке бюджетные учреждения должны формировать стимулирующий фонд для повышения качества и отдачи своих работников. Согласно такому подходу в бюджетную сферу стали внедряться рыночные методы стимулирования работников, которые должны их материально заинтересовать работать более результативно.

Низкий уровень оплаты труда в отраслях социальной сферы вызвал необходимость поиска новых управленческих решений для ее повышения. Одним из этих механизмов, кроме стимулирующего фактора, стали Указы Президента о регулировании заработной платы работников по отношению к среднему уровню заработной платы в экономике региона. На примере образовательных учреждений можно увидеть положительные результаты внедрения новой системы оплаты труда и регулирующего механизма.



[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (ред. от 14.01.2014).

[2] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

[3] Составлено автором на основе данных сборника: Россия в цифрах. 2015 (2015). М.: Росстат.

[4] Составлено автором на основании данных сборника: Труд и занятость в России – 2011 г. (2011). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_36/Main.htm; Труд и занятость в России – 2013 г. (2013). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_36/Main.htm

[5] Составлено автором на основании данных сборника: Труд и занятость в России – 2011 г. (2011). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_36/Main.htm; Труд и занятость в России – 2013 г. (2013). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_36/Main.htm

[6] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

[7] Составлено автором на основании данных сборника: Регионы России. Социально-экономические показатели – 2014 г. (2014). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_14p/Main.htm


Источники:
Лапин, А.Е., Ломовцева, Н.Н. (2010). Актуальные вопросы совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы. Вестник Оренбургского государственного университета, 8, 90-95.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (ред. от 14.01.2014).
Регионы России. Социально-экономические показатели – 2014 г. (2014). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14_14p/Main.htm
Россия в цифрах. 2015 (2015). М.: Росстат.
Труд и занятость в России – 2011 г. (2011). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_36/Main.htm; Труд и занятость в России – 2013 г. (2013). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B13_36/Main.htm
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».