Статья опубликована в журнале «Креативная экономика»2 / 2016
DOI: 10.18334/ce.10.2.34999

Цели и задачи инновационной стратегии региона, сформированные с учетом типа его инновационного потенциала

Лутченкова Оксана Николаевна, аспирант кафедры менеджмента и маркетинга; главный специалист, Министерство социальной политики Нижегородской области, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Россия

The goals and tasks of the region’s innovational strategy that have been formed with account of the innovational potential of this region - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 102

Аннотация:
Статья посвящена особенностям стратегического инновационного развития региона в зависимости от типа его инновационного потенциала. Использование предложенной типологии рекомендуется к применению в органах государственной власти субъектов РФ. Она позволяет определить приоритетные направления инновационной стратегии региона, сделать упор на имеющиеся инновационные ресурсы и направить усилия на изыскание недостающих инновационных возможностей с целью максимально быстрого достижения поставленных стратегических целей.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Лутченкова О.Н. Цели и задачи инновационной стратегии региона, сформированные с учетом типа его инновационного потенциала // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 2. – С. 173-184. – doi: 10.18334/ce.10.2.34999

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из целевых ориентиров страны является переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это должно позволить расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния [1].

Для реализации этой задачи необходимо наличие инновационного потенциала в первую очередь в регионах, так как именно они оказывают непосредственное влияние на развитие национальной инновационной системы. Такого мнения придерживаются многие исследователи, в том числе Т.В Колосова [2], Анкинфеева Е.В. [3].

Определение регионального инновационного потенциала важно, потому что от его уровня зависит эффективность инновационной деятельности, социально-экономического развития территории и ее конкурентоспособность. Способы определения инновационного потенциала субъектов РФ, которые применяются сейчас органами исполнительной власти, руководством крупных предприятий, различными рейтинговыми агентствами, недостаточно эффективны, потому что они не учитывают его структуру и не позволяют определить наиболее сильные и слабые его места. Следовательно, отсутствует возможность выбрать наиболее приоритетные направления инновационной стратегии региона, имеющие наиболее высокую ресурсную базу. Результат данного исследования позволяет решить эту задачу.

Одной из особенностей развития субъектов Российской Федерации является неравномерность их социально-экономического развития, обеспечения различными видами ресурсов. Об этом упоминается в научных работах таких авторов, как О.Б. Угурчиев [4], А.А. Андрейчук [5], Тарасов В.Т. [6] и др. Много внимания этому вопросу уделяется Правительством РФ, освещается в средствах массовой информации.

Такая неравномерность является источником различий в региональном инновационном потенциале, как по уровню, так и по его структуре. Вследствие этого должны быть различия в выборе приоритетных направлений стратегии инновационного развития для каждого региона.

Целью данного исследования инновационных процессов и инновационной среды на региональном уровне являлось определение целей и задач инновационной стратегии территории, учитывающих имеющиеся в распоряжении того или иного региона инновационные ресурсы.

Было выявлено, что в инновационном потенциале каждого региона наблюдается преобладание тех или иных инновационных ресурсов. В зависимости от доминирующей группы имеющихся ресурсов в их структуре все регионы можно классифицировать на:

– регионы с кадроориентированным инновационным потенциалом;

– регионы с финансово устойчивым инновационным потенциалом;

– регионы с инновационно активным инновационным потенциалом;

– регионы с институционально-инфраструктурным инновационным потенциалом;

– регионы с универсальным инновационным потенциалом.

В соответствии с этой типологией можно определить особенности стратегии инновационного развития для того или иного региона.

1. В регионах с кадроориентированным инновационным потенциалом имеют количественное преимущество показатели, характеризующие обеспеченность инновационного процесса человеческими ресурсами. В таких субъектах Российской Федерации, по сравнению с другими составляющими инновационного потенциала, наиболее высоко качество образования на всех уровнях, развиты компетенции в сфере исследований и разработок, мотивация к инновациям в вузах, высока доля ученых и научного персонала, население наиболее восприимчиво к инновациям.

В связи с этим при разработке стратегии инновационного развития региона наибольшее внимание нужно уделить изысканию собственных финансовых возможностей обеспечения инновационной деятельности в регионе, повышению инновационной активности и развитию инновационной инфраструктуры. При этом максимально использовать уже имеющиеся человеческие ресурсы. Преимуществом будут пользоваться программы, не требующие высоких затрат. Целесообразно использование стратегии догоняющего развития [7] с доминирующей ролью человеческого фактора в ее реализации. Цели и задачи такой стратегии представлены в таблице 1.

Таблица 1

Цели и задачи стратегии региона с кадроориентированным инновационным потенциалом

Цели

1. Увеличение доли предприятий, осуществляющих инновации.

2. Увеличение удельного веса инновационной продукции в общем объеме продукции.

3. Увеличение внутренних затрат предприятий на исследования и разработки.

4. Увеличение доли затрат на научные исследования, проводимые в вузах.

5. Увеличение доли исследователей в числе публикаций в научных журналах России.

6. Расширение инновационной инфраструктуры.

Задачи

1. Повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний [8].

2. Стимулирование создания инновационного климата со стороны государства, развитие механизмов государственного управления инновационной деятельностью.

3. Изыскание дополнительных собственных региональных средств и привлечение средств федерального бюджета на поддержку инновационного развития региона.

4. Повышение динамики появления новых объектов инновационной инфраструктуры.

5. Повышение степени интеграции региона в мировые и общероссийские процессы создания и использования нововведений.

6. Формирование спроса на инновации в регионе.

Инновационная стратегия

Стратегия догоняющего развития с доминирующей [9] ролью человеческого фактора в ее реализации. Должна быть направлена на стимулирование инновационной активности научных, научно-технических организаций, бизнеса, увеличение объектов инфраструктуры и повышение ее эффективности, обеспечение правовой и финансовой поддержки инновационной деятельности со стороны государства. При этом предполагается отсутствие целенаправленных масштабных усилий на наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.

Источник: составлено автором

2. В регионах с финансово устойчивым инновационным потенциалом имеют количественное преимущество показатели, характеризующие достаточность имеющихся финансовых ресурсов региона для осуществления инновационной деятельности. Здесь наиболее высоки затраты как самих предприятий на осуществление инновационной деятельности, так и государства на основе финансирования научной и инновационной сферы за счет привлечения средств регионального и федерального бюджетов. Как правило, это регионы с высоким уровнем социально-экономического развития.

Таблица 2

Цели и задачи стратегии региона с финансово устойчивым инновационным потенциалом

Цели

1. Увеличение доли научных кадров.

2. Увеличение доли населения с высшим образованием.

3. Увеличение доли предприятий, осуществляющих инновации.

4. Увеличение удельного веса инновационной продукции в общем объеме продукции.

5. Увеличение доли исследователей в числе публикаций в научных журналах России.

6. Расширение инновационной инфраструктуры.

Задачи

1. Повышение качества образования на всех уровнях.

2. Обеспечение высокого уровня высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям.

3. Увеличение восприимчивости населения к инновациям.

4. Повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний.

5. Развитие механизмов государственного управления инновационной деятельностью.

6. Повышение динамики появления новых объектов инновационной инфраструктуры.

7. Повышение степени интеграции региона в мировые и общероссийские процессы создания и использования нововведений.

8. Формирование спроса на инновации в регионе.

Инновационная стратегия

Стратегия догоняющего развития. Должна быть направлена на меры по развитию человеческого капитала, формированию инновационного климата, пропаганду инновационного предпринимательства и научной деятельности, стимулирование население покупать инновационные товары. Также необходимо стимулирование инновационной активности научных, научно-технических организаций, бизнеса [10], увеличение объектов инфраструктуры и повышение ее эффективности, обеспечение правовой и финансовой поддержки инновационной деятельности со стороны государства.

При этом предполагается, что в регионе достаточно финансовых средств для реализации мер содействия инновационной деятельности требующих высоких затрат.

Источник: составлено автором

В этом случае, когда инновационная деятельность имеет достаточную финансовую поддержку, нужно направлять усилия на устранение причин ее низкой результативности и догонять в инновационном развитии лидирующие регионы. Инновационная стратегия развития региона должна быть направлена на наращивание человеческого потенциала, обеспечение воспроизводства в регионе научных кадров, разработку механизмов повышения инновационной активности предприятий, научной деятельности в субъекте РФ, развитие и повышение эффективности инновационной инфраструктуры (табл. 2).

3. В регионах с инновационно активным инновационным потенциалом имеют количественное преимущество показатели, характеризующие способность региона генерировать и внедрять новшества. На этих территориях наиболее активно осуществляется разработка и внедрение инноваций на предприятиях, выпускается инновационная продукция, высок уровень использования современных информационных технологий в сфере бизнеса. В сфере науки также имеют преимущество такие показатели, как количество активных исследователей, количество опубликованных научных статей и т.п.

Это подразумевает, что в регионе уже существует достаточно благоприятный инновационный климат и меры инновационного развития необходимо направить на повышение кадрового потенциала, привлечение инвестиций на научно-техническую деятельность, развитие собственных разработок в регионе. Также необходимо развитие и повышение эффективности инновационной инфраструктуры. Основной целью инновационной стратегии может стать достижение лидерства среди регионов в инновационных секторах экономики, так как высокая инновационная активность повышает инвестиционную привлекательность региона (табл. 3).

4. В регионах с институционально-инфраструктурным инновационным потенциалом имеют количественное преимущество показатели, характеризующие комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности. К субъектам инновационной инфраструктуры относятся научно-исследовательские институты, учреждения высшего профессионального образования, инновационно-технологические центры, технологические парки, особые экономические зоны, центры коллективного пользования, фонды развития и другие специализированные организации [12].

В данной ситуации увеличение инновационных возможностей региона возможно за счет повышения эффективности использования субъектов инфраструктуры путем привлечения и воспроизводства собственных человеческих ресурсов, оказания мер по стимулированию их деятельности, вовлечение в процесс инновационной деятельности предприятий из различных отраслей и форм собственности, привлечение инвестиций со стороны [13]. Наиболее оптимальным будет использование стратегии догоняющего развития с ориентацией на использование уже имеющихся субъектов инновационной инфраструктуры региона (табл. 4).

Таблица 3

Цели и задачи стратегии региона с инновационно активным инновационным потенциалом

Цели

1. Увеличение доли научных кадров.

2. Увеличение доли населения с высшим образованием.

3. Увеличение внутренних затрат предприятий на исследования и разработки.

4. Увеличение доли затрат на научные исследования, проводимые в вузах.

5. Расширение инновационной инфраструктуры.

Задачи

1. Повышение качества образования на всех уровнях.

2. Обеспечение высокого уровня высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям.

3. Развитие механизмов государственного управления инновационной деятельностью.

4. Изыскание дополнительных собственных региональных средств и привлечение средств федерального бюджета на поддержку инновационного развития региона.

5. Повышение динамики появления новых объектов инновационной инфраструктуры.

6. Повышение степени интеграции региона в мировые и общероссийские процессы создания и использования нововведений.

Инновационная стратегия

Стратегия достижения инновационного лидерства [11]. Должна быть направлена на меры по развитию человеческого капитала, увеличение объектов инфраструктуры и повышение ее эффективности, обеспечение правовой и финансовой поддержки инновационной деятельности со стороны государства. Необходима работа по привлечению инвестиций в регион, как частных, так и государственных.

Источник: составлено автором

5. В регионах с универсальным инновационным потенциалом все ресурсы распределены равномерно. Сбалансированное распределение инновационных ресурсов в регионе позволяет наиболее полно использовать имеющийся инновационный потенциал хозяйствующих субъектов региональной экономики. В таких регионах возможна реализация стратегии наращивания потенциала региона, которая предусматривает всесторонний комплексный план наращивания потенциала региона, направленный на достижение долгосрочной цели, которая включает задачи и приоритеты развития региона и комплекс соответствующих действий и решений [14]. Такой целью должно стать обеспечение устойчивой и долговременной положительной динамики инновационных процессов на региональном уровне.

Таблица 4

Цели и задачи стратегии региона с институционально-инфраструктурным инновационным потенциалом

Цели

1. Увеличение доли научных кадров.

2. Увеличение доли населения с высшим образованием.

3. Увеличение доли предприятий, осуществляющих инновации.

4. Увеличение удельного веса инновационной продукции в общем объеме продукции.

5. Увеличение внутренних затрат предприятий на исследования и разработки.

6. Увеличение доли затрат на научные исследования, проводимые в вузах.

7. Увеличение доли исследователей в числе публикаций в научных журналах России.

Задачи

1. Повышение качества образования на всех уровнях.

2. Обеспечение высокого уровня высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям.

3. Увеличение восприимчивости населения к инновациям.

4. Повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний.

5. Стимулирование создания инновационного климата со стороны государства, развитие механизмов государственного управления инновационной деятельностью.

6. Изыскание дополнительных собственных региональных средств и привлечение средств федерального бюджета на поддержку инновационного развития региона.

7. Повышение степени интеграции региона в мировые и общероссийские процессы создания и использования нововведений.

8. Формирование спроса на инновации в регионе.

Инновационная стратегия

Стратегия догоняющего развития с ориентацией на использование имеющихся субъектов инновационной инфраструктуры региона. Должна быть направлена на меры по развитию человеческого капитала, обеспечение инвестиционной привлекательности региона за счет повышения его инновационной активности, обеспечение правовой и финансовой поддержки инновационной деятельности со стороны государства.

Не предусматривает затраты на развитие инновационной инфраструктуры в регионе.

Источник: составлено автором

Заключение

Проведенное исследование особенностей инновационного развития некоторых регионов Приволжского федерального округа показало, что Нижегородская область относится к регионам с универсальным инновационным потенциалом, т.е. имеет место равномерное распределение инновационных ресурсов. При разработке инновационной стратегии развития органам государственной власти данного субъекта необходимо учитывать, что регион способен реализовать свой инновационный потенциал в комплексе. Основным направлением должно стать его наращивание, что поможет данной территории достичь стратегических целей ее социально-экономического развития.

В Республике Татарстан является преимущественным инновационно активный инновационный потенциал, что обусловливает то, что, прежде чем принимать меры по наращиванию комплекса необходимых для инновационного развития региона ресурсов, необходимо развивать кадровый потенциал, увеличивать уровень финансирования инновационной деятельности, создавать объекты инновационной инфраструктуры. При этом важно учитывать, что главным конкурентным преимуществом является благоприятный инновационный климат и способность региона генерировать новшества.

Инновационные ресурсы в регионах Российской Федерации, как правило, распределены неравномерно, что обуславливает необходимость выбора различных приоритетов при определении направлений их стратегического развития. С учетом преобладания тех или иных показателей инновационного потенциала органами государственной власти субъекта РФ должен осуществляться такой выбор стратегии его инновационного развития, который позволит наиболее полно использовать уже имеющиеся инновационные ресурсы и сконцентрировать усилия на проблемных зонах региона, что необходимо для максимально быстрого достижения стратегических целей инновационного развития территории.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (ред. от 08.08.2009).
2. Колосова Т.В. Обеспечение устойчивого развития экономики региона на основе формирования инновационных кластерных групп // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. – 2015. – № 5. – С. 50-53.
3. Бахтизин А.Р., Акинфеева Е.В. Сравнительные оценки инновационного потенциала регионов Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. – 2010. – № 3. – С. 73-81.
4. Угурчиев О.Б., Угурчиева Р.О. Значение программно-целевого подхода в снижении неравномерности развития регионов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2014. – № 4. – С. 113-117.
5. Андрейчук А.А., Слотов Д.Г. К вопросу о выравнивании социально-экономического развития регионов // Основы экономики, управления и права. – 2013. – № 6. – С. 3-7.
6. Тарасов В.Т., Бойко И.И., Харитонова В.Г. Неравномерность модернизации регионов Приволжского федерального округа // Социологические исследования. – 2015. – № 1. – С. 11-19.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
8. Гомон И.В. Государственная поддержка и регулирование в стимулировании инновационной активности в экономике России // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 3. – С. 35-37.
9. Сухарев О.С. Адекватность стратегии опережающего развития экономики России в глобальных изменениях // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 47. – С. 2-15.
10. Баткилина Ю.М., Гудкова А.А., Кольцов А.В. Совершенствование механизмов и инструментов инновационной деятельности в регионах Российской Федерации // Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН. – 2011. – № 6. – С. 3-89. – С. 51-53.
11. Порецкова К.В. Классификация инновационных стратегий промышленных предприятий // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 380.
12. Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 № 781-ПП «О Городской целевой комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на 2008-2010 гг.».
13. Инвестиционные проблемы развития инновационного воспроизводства в России: Сборник научных трудов. – М: ИЭ РАН, 2010. – 294 с.
14. Ахмедов Б.Ш. Выбор стратегии наращивания потенциала региона // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2011. – № 2. – С. 26-30.