Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»4 / 2016
DOI: 10.18334/rp.17.4.34990

«Кластер» и «полюс конкурентоспособности» как важнейшие элементы повышения конкурентоспособности региона

Большаков Артём Леонидович, аспирант, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия

Cluster and competitiveness pole as important elements of the increase of a region’s competitiveness - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 16

Аннотация:
Тема исследования связана с необходимостью уменьшения использования природных ресурсов в качестве определяющего конкурентного преимущества и поиска новых путей повышения совокупного потенциала стран и регионов. Все чаще используется инновационный подход к региональному развитию, основанный на достижениях науки и техники. В связи с этим кластеры и «полюса конкурентоспособности» приобретают все большую роль в современном мире.
Целью является сравнение основных характеристик «Кластера» и «Полюса конкурентоспособности» и выявление их влияния на конкурентоспособное развитие регионов. Для достижения постеленной цели было необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть «Кластер» и «Полюс конкурентоспособности», выявить их основные характеристики; провести сравнительных анализ «Кластера» и «Полюса конкурентоспособности»; определить влияние «Кластера» и «Полюса конкурентоспособности» на конкурентоспособное развитие региона; предложить меры по поддержке развития «Кластера» и «Полюса конкурентоспособности».
В статье на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта и практики рассмотрены «Кластер» и «Полюса конкурентоспособности» с точки зрения их влияния на развитие регионов. сформулированы определения, основные характеристики и влияние на конкурентоспособность региона. Предложены основные меры по поддержке развития «Полюсов конкурентоспособности».
Результаты проведенной работы, могут быть использованы для более детального понимания роли «Кластера» и «Полюса конкурентоспособности» в перспективном развитии регионов, а также создать необходимые меры их поддержки.
Цитировать публикацию:
Большаков А.Л. «Кластер» и «полюс конкурентоспособности» как важнейшие элементы повышения конкурентоспособности региона // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 4. – С. 441-450. – doi: 10.18334/rp.17.4.34990

Введение

Кластерный подход регионального экономического развития в настоящее время можно встретить во многих развитых и развивающихся странах. Он становится одним из важнейших способов развития региональной экономики и повышения ее конкурентоспособности.

В современных рыночных условиях и при повышающейся конкуренции между странами поиск эффективных путей повышения национальной и региональной конкурентоспособности является одной из самых приоритетных задач. Очень важным в выборе направления развития территории является определение тех конкурентных преимуществ, которые либо являются уникальными для данной области, либо ярко выражены в ней.

В связи с вынужденной необходимостью сокращения использования природных ресурсов в качестве определяющего конкурентного преимущества, на первый план выходит поиск новых путей повышения совокупного потенциала стран и регионов. Инновационный подход развития становится одним из самых эффективных и прогрессивных способов укрепления позиций региона.

Последние годы одной из самых эффективных форм экономической концентрации и объединения на территории производительных сил, нацеленной на инновационное развитие, являются кластеры и «полюса конкурентоспособности».

Под кластером нами понимается группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций и структур (банки, НИИ, конструкторские бюро, органы власти, вузы и др.), действующих в одной или нескольких родственных отраслях, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [9].

Кластер может объединить усилия органов государственной власти и местного самоуправления, представителей бизнеса, науки и общественных организаций, образовательные учреждения и исследовательские институты с целью создания взаимовыгодного и перспективного сотрудничества. Слаженная работа всех вышеперечисленных структур способна увеличить эффективность производств, обеспечить выпуск конечной продукции, обладающей высоким качеством и значительной конкурентоспособностью.

В силу неоднозначности и большого числа кластерных характеристик, которые используются в качестве признаков классификации, существует множество различных типологий кластеров [1].

Важно отметить, что кластеры удачно вписываются в стратегии регионального развития, что позволяет использовать их потенциал для решения задач, связанных с необходимостью создания высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест для снижения безработицы, привлечения инвестиций в региональное развитие, а также внедрением новых технологий в производственный процесс.

Однако необходимо учитывать тот факт, что кластеры по своей сути являются рыночными образованиями и направлены в первую очередь на развитие бизнеса, т.е.  предприятий, входящих в кластер.

Комплексное развитие территории является залогом стабильного и сбалансированного повышения конкурентоспособности в региональном и национальном аспекте. «Полюса конкурентоспособности» могут послужить эффективной движущей силой вышеуказанных процессов.

Идея создания и перспективного развития полюсов конкурентоспособности принадлежит Франции, которая столкнулась с необходимостью повышения конкурентоспособности на мировом уровне посредством оказания государственной поддержки предприятий, готовых внедрять инновации и повышать качество выпускаемой продукции.

Основа концепции полюса конкурентоспособности заключается в обмене имеющимися знаниями и опытом, реализации общих проектов, создании сети субъектов, территориальном сотрудничестве, совместном использовании средств и ресурсов.

Концентрация участников в рамках полюса создает привлекательность для компаний за его пределами. Работа в рамках полюса позволяет повысить эффективность сотрудничества между участниками посредством организации встреч, что увеличивает синергетический эффект от подобного взаимодействия.

Партнерство – одна из ключевых составляющих полюса конкурентоспособности, оно создает новую культуру взаимодействия предприятий – обмен опытом и практикой.

Крупные компании лежат в основе создания полюса, а также  участвуют в мобилизации других участников. Их роль велика, так как они финансируют проекты, создают рабочие места, определяют стратегию развития полюса.

Вместе с этим важно понимать необходимость присутствия малых и средних компаний в полюсе конкурентоспособности, поскольку они легче адаптируются и внедряют инновации. Для изменения уже устоявшейся системы работы крупной компании требуется использование значительных финансовых, материальных затрат, а также это процесс имеет довольно длительные временные рамки.

Среди особенностей «полюса конкурентоспособности» можно выделить следующие [2]:

1)   при создании полюсов конкурентоспособности роль инициатора принадлежит государству. Государство определяет ключевые направления развития полюсов конкурентоспособности, утверждает совместные проекты, выделяет финансирование, официально регистрирует географическую зону полюса;

2)   государственное финансирование полюсов конкурентоспособности возможно через придание полюсу конкурентоспособности особого статуса и его законодательное закрепление;

3)   разрабатывая научно-технологическую стратегию, государство может использовать полюса конкурентоспособности как один из основных инструментов ее реализации по заданным направлениям;

4)   важнейшим элементом полюсов конкурентоспособности является диалог между его участниками: государственными органами, бизнесом, исследовательскими институтами, банковской сферой, университетами, консалтинговыми фирмами;

5)   полюса конкурентоспособности открыты для взаимодействия и сотрудничества с компаниями и структурами, которые заинтересованы в развитии определенного направления и готовы совместно работать;

6)   в финансировании создания и развития полюсов конкурентоспособности основную роль играет государство, однако бизнес среда также, по возможности, должна участвовать в этих процессах;

7)   в современной государственной инновационной и промышленной политике полюса конкурентоспособности могут являться важнейшим элементом для достижения высокого уровня конкурентоспособности на региональных и мировых рынках высокотехнологичной продукции;

8)   основное сотрудничество между участниками полюса конкурентоспособности развивается в направлении инновационных проектов и использовании достижений науки и техники;

9)   характерной чертой полюсов конкурентоспособности является сосредоточение усилий на использовании инновационных технологий, «ноу-хау», выпуск высокотехнологичной продукции, зачастую прошедшей полную производственную цепочку;

10)   полюса конкурентоспособности могут являться «локомотивами роста», основными движущими силами, которые смогли бы определить и ускорить реализацию инновационных стратегий регионов и страны в целом.

Поскольку в настоящее время общепринятое понятие «полюса конкурентоспособности»  не сформировалось, автор предлагает ввести следующее определение «полюса конкурентоспособности»: совокупность участников (исследовательские институты, органы власти, частный бизнес, малые, средние и крупные предприятия), размещенных в установленных границах определенного региона, основной целью которых является добровольное совместное инновационное развитие и повышение конкурентоспособности территорий, а инициатором и контрольным органом являются органы государственной и муниципальной власти.

Введение авторского определения полюса конкурентоспособности целесообразно и необходимо в связи с тем, что оно закрепляет ряд отличительных его особенностей.

Участники полюса конкурентоспособности объединяются и совместно включаются в процессы сотрудничества на добровольной основе, поскольку заинтересованность участников в объединении усилий является одним из основополагающих принципов эффективного взаимодействия.

Наличие четко определенных границ полюса конкурентоспособности позволяет придать ему определенный статус, применять льготное налогообложение и другие механизмы поддержки.

Определение цели создания полюса конкурентоспособности является залогом его дальнейшего эффективного развития. Полюс конкурентоспособности направлен не только на развитие предприятий и компаний, входящих в него, но и на комплексное развитие территории, на которой он располагается.

Четко определенные границы создания полюса конкурентоспособности позволяют определить структуры, которые будут осуществлять контроль его деятельности. Отсутствие контроля зачастую ведет к нецелевому и неэффективному государственному финансированию и тормозит процессы развития полюса конкурентоспособности.

Опыт Франции наглядно продемонстрировал необходимость постоянного контроля и поддержки формировании полюсов конкурентоспособности, подтверждением чего служит положительный результат многолетней политики повышения международной конкурентоспособности страны.

На территории России создание и развитие полюсов конкурентоспособности значительно осложнится и может привести в итоге к нулевым результатам при отсутствии четко определенных мер поддержки. Государство должно взять на себя обязанность и ответственность за разработку мер поддержки полюсов конкурентоспособности и осуществление контроля ее реализации. Оно должно являться гарантом реализации политики повышения конкурентоспособности страны.

Важным моментом является законодательное закрепление мер поддержки полюсов конкурентоспособности, исполнение которых будет носить обязательный характер, с определенными сроками и ответственными лицами.

Информационная и медийная поддержка полюса конкурентоспособности является важным элементом его популяризации и повышения его известности с целью привлечения инвестиций в его развитие, высококвалифицированных кадров, новых предприятий и потребителей продукции. Данная поддержка может включать создание интернет-сайтов для каждого полюса, организацию телевизионных программ с представителями и участниками полюса, создание на инвестиционном портале субъекта Российской Федерации раздела полюса конкурентоспособности, где будут содержаться цели и задачи его создания, нормативно-правовая база, отечественный и зарубежный опыт создания полюсов, а также различного рода методические материалы по их формированию и развитию.

Среди мер поддержки формирования полюсов конкурентоспособности на региональном уровне необходимыми являются:

1)   назначение куратора реализации проекта создания полюса в Правительстве субъекта Российской Федерации;

2)   обеспечение включения реализации проекта полюса в Стратегию социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с указанием цели, задач, мероприятий и результатов осуществления проекта;

3)   выбор и активное привлечение инвесторов для создаваемого полюса на территории субъекта Российской Федерации;

4)   установление особенностей налогообложения участников полюса в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

5)   предоставление информационной, организационной и правовой поддержки для участников полюса органами государственной власти субъекта Российской Федерации;

6)   содействие в установлении внешнеэкономических связей, необходимых для реализации проекта создания полюса на территории субъекта Российской Федерации;

7)   организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований при реализации проектов по созданию полюса;

8)   организация коммуникационных площадок и заседаний рабочих групп участников полюса с целью текущего и перспективного мониторинга.

Заключение

1. Поддержка создания и развития полюсов конкурентоспособности имеет большое значение. Очень важно использовать имеющийся отечественный и зарубежный опыт кластерной политики, формирования полюсов конкурентоспособности с целью минимизации трудностей, возникающих при данных процессах.

2. Одной из важнейших составляющих является взаимосвязанная работа органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, науки и образовательных учреждений при разработке и реализации мероприятий поддержки.

3. Эффективная и последовательная поддержка формирования «Полюсов конкурентоспособности» позволит не только повысить региональную конкурентоспособность, но и увеличить влияние России на мировой арене.



[1] Меньшенина И.Г., Капустина Л.М. Кластерообразование в региональной экономике: Монография. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008. – 154 с.


Источники:
1. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.
2. Черноуцан Е.М. Полюса конкурентоспособности как важнейший инструмент реализации нового курса промышленной и региональной политики Франции // Проблемы государственной политики регионального развития России: Сборник материалов конференции. – М.: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, 2008. – 1080 с. – С. 861-866.
3. Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б. Промышленная политика и модели регионального развития // Промышленная политика в стратегии российских модернизаций XVIII—XXI вв.: Сборник материалов конференции. – Екатеринбург: Институт истории и археологии УрО РАН, 2006. – 432 с. – С. 299–303.
4. Анимица Е.Г. Региональное управление: Курс лекций. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2010. – 340 с.
5. Анимица Е.Г. Характер взаимодействия модернизации и регионального развития // Материалы I Всероссийского симпозиума по региональной экономике: Доклады секционных заседаний. В 2 т. Т. 1. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2011. – С. 13–15.
6. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. – 2005. – № 4. – С. 75-86.
7. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. – 3-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 495 с.
8. Романова О.А., Оглоблин А.А., Лаврикова Ю.Г. Концепция создания высокотехнологичного кластера «Титановая долина». – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008. – 118 с.
9. Лаврикова Ю.Г. Кластеры как рыночный институт пространственного развития экономики региона: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. – Екатеринбург, 2009. – 358 с.
10. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. – М.: Прогресс, 1993.
11. Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3 т. Т. 1. – М.: Прогресс, 1983. – 416 с.
12. Пилипенко И.В. Региональная модель геоэкономической стратегии повышения конкурентоспособности России: перспективы развития региональных инновационных систем в Томской и Новосибирской областях // Безопасность Евразии. – 2005. – № 2. – С. 418-430.
13. Региональная экономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2007. – 666 с.
14. Региональная экономика и региональная политика: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2004. – Вып. 7. – 151 с.
15. Концепция создания Уральского автомобильного кластера / О.А. Романова, Ю.Г. Лаврикова, П.Ф. Чернавин [и др.]. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008. – 107 с.
16. Структурная трансформация экономики городов старопромышленного региона / Е.Г. Анимица, Н.Ю. Власова, Е.Б. Дворядкина [и др.]. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2001. – 140 с.
17. Татаркин А.И. Инновационное развитие России: от политических призывов к антикризисным действиям // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2010. – № 20. – С. 68-74.
18. Татаркин А.И., Обухов А.Ю., Макарова И.В. Антикризисная политика старопромышленного региона // Экономика. Налоги. Право. – 2010. – № 3. – С. 56-63.
19. Enright M.J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // World Link. – 1992. – № 5. – P. 24-25.
20. Ketels C. European Clusters // Structural Change in Europe 3 – Innovative City and Business Regions. – Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003. – P. 148–159.