Статья опубликована в журнале «Экономические отношения»4 / 2015

Обзор российского рынка погрузчиков

Кошелева Алена Алексеевна, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Россия

Тагиева Наталья Константиновна, кандидат технических наук, доцент, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 48

Аннотация:
В статье был осуществлен обзор российского рынка погрузчиков. Произведен анализ способности российского производства обеспечить рынок необходимой спецтехникой. Выявлены основные особенности российских и импортных погрузчиков с учетом требований рынка. Затронуты вопросы производства этой техники компаниями, являющимися основными игроками не только на российском рынке.

JEL-классификация:

Цитировать публикацию:
Кошелева А.А., Тагиева Н.К. Обзор российского рынка погрузчиков // Экономические отношения. – 2015. – Том 5. – № 4. – С. 63-73.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

Погрузчики представляют собой подъемно-транспортные машины, используемые для захвата, подъема, перемещения и укладки различных грузов. Следует отметить, что помимо основной области применения данных машин – подъемно – транспортных работ, они также широко используются при выполнении различных видов дорожных и строительных работ: при манипуляциях с грузами, монтаже оборудования, уборке снега, различных видов строительных работ.

Производством данного вида техники занимаются многие компании. При рассмотрении мирового рынка производства погрузчиков можно выделить четыре основные группы зарубежных производителей: американские, европейские, японские и азиатские. Кроме того, производство данного вида спецтехники обеспечивается российскими заводами – производителями с определенными конкурентными преимуществами на отечественном рынке.

Необходимо отметить, что на российском рынке представлены как погрузчики практически всех ведущих мировых производителей, так и техника российского производства. Настоящий анализ показывает основных игроков на рынке и некоторые особенности их продукции.

Зарубежные производители

Среди многочисленных американских производителей представлены старейшие фирмы – родоначальники производства погрузчиков (компании Clark, Yale, Hyster, Baker, Towmotor), но продукция этих компаний практически не представлена на российском рынке, а вот на Западе их продукция широко распространена. На российском рынке представлена продукция крупнейших по объемам производства и реализации продукции компаний – Bobkat, Caterpillar, NewHolland. При этом, на сегодняшний день, Caterpillar является лидером на мировом рынке по показателям производимой и реализуемой продукции.

Рассматривая Европейский рынок производителей подъемно – транспортной техники, можно выделить ведущие компании – производители, продукция которых широко представлена на российском рынке: Volvo (Швеция); Liebherr (Германия); JCB (Англия); Manitou (Франция); Merlo (Италия); CSM Tisovec (Словакия); Hermann Paus GmbH (Германия); Still (Германия). Европейская техника характеризуется потребителями с высокой надежностью и качеством исполнения.

Японские производители занимают лидирующее положение на мировом рынке наравне с компаниями из США. Продукция японских компаний характеризуется доступным уровнем цен при высокой надежности и разнообразной комплектации навесным оборудованием (широкие функциональные возможности техники). Ведущие японские компании-производители погрузчиков, продукция которых широко представлена и на российском рынке: Mitsubishi; Komatsu; Toyota; TCM; Nissan.

К основным азиатским производителям по объемам производства и реализации продукции относятся южнокорейские и китайские производители. К ведущим южнокорейским компаниям можно отнести: Halla, Tong Hyung и Samsung и Daewoo. Среди этих компаний на российском рынке наибольшую известность имеет компания Daewoo, являющаяся лидером корейской индустрии. На отечественный рынок Daewoo поставляет рич – траки, электро – и автопогрузчики, а также штабеллеры.

Что касается Китайского производства, то необходимо выделить следующие компании, производящие погрузчики: Xuzhou Construction Machinery GroupInc. (XCMG); Lonking Holdings Limited; Sany; Zoomlion. Продукция этих компаний-производителей не уступает по качеству европейской, но имеет более доступную цену для потребителей.

Рассматривая вопрос рынка техники, нельзя не остановиться на анализе положения основных производителей на мировом рынке, а значит, и оценить уровень представления на российском рынке наиболее востребованной в мире техники. Таким показателем, принятым в мире для оценки результатов деятельности предприятий является объем реализации продукции предприятия. Такой показатель взят за основу в таком документе, как «Желтая таблица» (рис. 1) [4].

Желтая таблица 2015

Рис. 1. Первые десять позиций «Желтой таблицы» (без видов выпускаемой техники)

Этот документ содержит информацию о 50 крупнейших мировых производителях строительной и дорожной техники по объему ее продаж, по данным [1]о продажах техники в 2014 календарном году в долларах США. Валюты были конвертированы в доллары на основе среднего обменного курса на протяжении 2014 года. Данные были получены из различных источников, включая отчеты компаний, их заявления и авторитетные сторонние источники. В Японии, Индии и ряде других стран пользуются понятием календарный год, оканчивающийся 31 марта, что сделало невозможным собрать информацию за календарный 2014 год. В таких случаях были использованы данные о продажах за финансовый год. В некоторых случаях была сделана смета доходов на основе исторических данных и тенденций производства [4].

Анализ сравнения годовых объемов продаж (фактически это основной показатель деятельности компаний), представленных в таблице для каждой компании, позволяет наглядно оценить тенденции развития или упадка компаний, осуществляющих выпуск спецтехники, в том числе погрузчиков, их положение и движение в рейтинге мирового рынка производителей спецтехники.

В «Желтой таблице» из 50 представленных компаний только 10 в 2015 г. не производят и не реализуют погрузчики. В основном, представленные в таблице компании производят сразу несколько видов погрузчиков, например: экскаваторы-погрузчики, телескопические, колесные погрузчики.

В первую «топовую» десятку рейтинга входят три американские компании, две японские, две китайские, две европейские и одна южнокорейская. При этом лидирующую позицию по объему продаж занимает компания Caterpillar (доля от общего объема реализации на мировом рынке – 17,8 %). Такой показатель и место компании на рынке практически неизменен на протяжении всех 13 лет существования «Желтой таблицы» (рис. 1) [4].

Из таблицы также видно, что первые две позиции и десятая (положение компаний) занимают те же компании что и в 2014 году. а такие компании как Hitachi Constraction Machinery, Terex, John Deere и XCMG поднялись в рейтинге, на 1, 1, 2 и 3 позиции соответственно. а вот Volvo Constraction Equipment, Liebherr и Sany упали в рейтинге на одну позицию.

Положение компаний в рейтинге – это один из главных показателей для оценки их деятельности. Но намного важнее показатель доли объемов реализации продукции в мировом объеме реализации. По этому показателю, компании, занимающие первые два места в рейтинге имеют весьма высокую долю от общего объема, при этом, разрыв между ними составляет 7,2 %. Остальные же 8 компаний (рис. 1) не превышают 1,5 % разницы между собой (максимальное значение 4,9 %, минимальное – 3,4 %).

На рис. 2 представлена диаграмма, которая показывает, что первые десять «топовых» компаний занимают большую долю рынка, чем все остальные 40, представленных в «Желтой таблице». Т.е. на 10 первых компаний приходится 62,1 % доли от общего объема реализации производимой продукции, а остальные имеют 37,9 %.

Рис. 2. Доли компаний, %

Исходя из данных «Желтой таблицы» можно отметить, что компания XCMG стала единственным китайским производителем, показатели которого улучшились, что может говорить о трудностях производства у китайских компаний, вследствие чего только одна вырвалась вперед. То, что именно эта компания поднялась на три строчки рейтинга вверх, является следствием роста доходов, который стал возможным, в том числе и благодаря приобретению немецкой компании Schwing. Ощутимое падение можно отметить среди таких китайских производителей как Shantui, который сместился на 8 позиций рейтинга вниз, и компании XGMA, потерявшей 6 позиций в рейтинге. Но имеются и те компании, которые поднялись в списке. Так японские, шведские, немецкие и южнокорейские производители улучшили свои показатели в 2014 г.

В целом 2015 год стал удачным для японских производителей спецтехники. Помимо Furukawa, Tadano и Takeuchi, показавших уверенный годовой рост продаж, компания Sakai Heavy Industries присоединилась к ТОП-50 производителей, разместившись на 49 строке таблицы. Из 11 японских компаний в «Желтой таблице» 8 улучшили свое положение.

Российский рынок погрузчиков

Российский рынок фронтальных погрузчиков представлен как отечественной, так и зарубежной техникой. Основу рынка этого вида погрузчиков составляют машины именно зарубежного производства. Самые свежие данные имеются по импорту и экспорту фронтальных погрузчиков за 2012 и 2013гг.

На представленных ниже диаграммах и графиках (рис. 3, 4, 5) имеются показатели импорта и экспорта фронтальных погрузчиков на российском рынке, объемы импорта от компаний – производителей. Конечно, эти материалы могут корректироваться при поступлении данных за последние два года. Возможны изменения соотношения импорт – российское производство, в связи с принятием ряда постановлений и регламентирующих документов по вопросам закупки продукции для государственных нужд, практическому решению российскими производителями ряда вопросов импортозамещения. Но можно предполагать, что существенного изменения и не произошло. В данной работе рассматриваются имеющиеся в открытой печати материалы.

Рис. 3. Динамика импорта фронтальных погрузчиков, шт

Рис. 4. Структура импорта фронтальных погрузчиков по брендам, шт

Рис. 5. Динамика экспорта фронтальных погрузчиков, шт

Анализ представленных материалов (рис. 3, 4, 5) позволяет сделать ряд выводов по соотношению объемов произведенной продукции российскими предприятиями и поставленной по импорту. По итогам 2013 г. производство погрузчиков превысило результат 2012 г. на 28,1 %, составив 861 ед. техники, по данным «АСМ – Холдинга». В тот же период на территорию России поступило по импорту около 15 тыс. погрузчиков, по данным ФТС России без учета торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, что на 10 % больше, чем годом ранее. Таким образом, объемы производства погрузчиков российскими предприятиями в рассматриваемый период существенно меньше объемов, поставленных в страну по импорту.

Если рассматривать поставки продукции по импорту от разных производителей, то, по итогам 2013 г. лидирующую позицию среди погрузчиков, ввезенных в Россию, получила техника марки SDLG (Китай). Было приобретено 1,9 тыс. фронтальных погрузчиков данного бренда. На втором месте по объемам поставок тоже техника китайского производства – погрузчики марки – XCMG, которой было ввезено 1,5 тыс. ед. Тройку лидеров – поставщиков замыкает американская компания Bobcatс поставкой 1,4 тыс. ед. техники. На долю занимающих четвертое место погрузчиков Liugong пришлось всего чуть больше 620 ед., а фронтальных погрузчиков Hyundaiза год увеличилось на 135 шт.

Одним из показателей результатов производства и реализации продукции российскими предприятими – производителями являются объемы экспорта произведенной продукции. Именно этот показатель дает общее представление о конкурентоспособности и системе ценообразования, результатов работы маркетинговых служб и т.п. Рассматривая вопросы экспорта необходимо отметить, что экспорт фронтальных погрузчиков (без учета торговли с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь) по итогам 2013 г. составил всего 45 ед. техники на сумму $3,0 млн. Это на 15 % меньше, чем годом ранее в натуральном измерении, и на 8 % меньше в денежном исчислении. При этом необходимо отметить, что структура экспорта не всегда учитывает место производства продукции. Тем самым российскими экспортерами поставляется и техника иностранного производства, ставшая по разным причинам ненужной прежним владельцам. Так, в 2013 г. экспорт лишь на 37,8 % состоял из погрузчиков российского производства. Следовательно, за рассматриваемый период 67 – 69 % экспорта составляла техника зарубежного производства бывшая в эксплуатации.

Российский рынок мини – погрузчиков. Мини – погрузчики широко применяются в строительстве, дорожном и коммунальном хозяйстве. Их многофункциональность, маневренность обеспечили высокий спрос на этот вид техники.

На российском рынке мини – погрузчиков широко представлены импортные и отечественные машины. Среди применяемой номенклатуры мини- погрузчиков преобладает техника зарубежных производителей. Основными производителями этого вида техники, представленной на российском рынке, являются мини – погрузчики Bobcat и Takeuchi. Следуя современным тенденциям, разработчики компании BOBCAT постоянно модернизируют свою технику, совершенствуя ее технические и эксплуатационные характеристики и функциональные возможности, расширяя модельный ряд производимой продукции. Погрузчики Takeuchi позиционируются производителем как одни из лучших по мощности усилия ковша и мощности подъема стрелы. На всех моделях погрузчиков применяются резиновые гусеницы.

Широкую линейку мини – погрузчиков предлагает на российском рынке компания Caterpillar. В модельном ряду компании более 20 вариантов погрузчиков с бортовым поворотом и погрузчиков на гусеничном ходу с эксплуатационной массой 2,5 – 5 т. Компания JCB производит и предлагает на рынке 5 моделей колесных мини – погрузчиков с бортовым поворотом и 3 модели на гусеничном ходу. Основное отличие машин JCB от мини – погрузчиков конкурентов – моноблочная стрела. Данная компоновка погрузчика обладает рядом преимуществ: хорошая боковая и задняя обзорность, удобный и безопасный доступ в кабину. Благодаря оптимальному размещению двигателя, агрегатов и сиденья оператора, достигается лучшее распределение массы мини – погрузчика.

На российском рынке основными отечественными производителями универсальных мини – погрузчиков с бортовым поворотом являются АООТ «Курганмашзавод» и ФГУП ПО «Уралвагонзавод». Курганмашзавод предлагает сегодня мини – погрузчики четырех моделей грузоподъемностью 400, 600, 800 и 1000 кг. Они оснащаются немецкими двигателями Hatz. Кроме того, на МКСМ – 800 по заказу может устанавливаться двигатель Zetor. Производителем также предлагается модель МКСМ – 800К с силовым агрегатом Cummins. У этих моделей колеса легко меняются на гусеницы, что существенно повышает проходимость мини-погрузчиков.

К крупнейшим машиностроительным предприятиям России относится и нижнетагильское предприятие «Уралвагонзавод», выпускающее универсальные мини – погрузчики ПУМ. Мини – погрузчики ПУМ приводятся в движение отечественными двигателями, однако, возможны варианты с импортными двигателями, но их применение существенно увеличивает стоимость продукции.

Рынок экскаваторов-погрузчиков, который является одним из наиболее емких в России. Экскаваторы – погрузчики широко используются в коммунальном хозяйстве или при проведении строительных работ малого и среднего объема в ограниченных условиях, в том числе в городских. Экскаваторы – погрузчики отличаются широкими функциональными возможностями – одна машина может передвигаться, копать, отгружать и загружать различные виды сыпучих и кусковых материалов, снега. Многофункциональность данного вида погрузчиков определяет ее высокую востребованность на российском рынке дорожно – строительных машин. Основу этого сегмента составляют машины зарубежного производства.

Среди импортной техники, представленной на российском рынке, широкой популярностью пользуются экскаваторы – погрузчики таких производителей, как: New Holland; Komatsu; Case; Volvo; Fiat – Hitachi; Caterpillar; Hidromek.

Помимо спецтехники от европейских и американских производителей на российском рынке представлена техника из Китая, которая привлекает потребителя в первую очередь более низкой, чем у европейской и американской техники, ценой. Определенную сложность для эксплуатации техники китайских производителей представляет ее ремонтоспособность. Поэтому российский потребитель отдает предпочтение более известным, проверенным отечественным, европейским, японским моделям.

Бесспорным лидером среди марок импортируемых экскаваторов-погрузчиков является представитель Великобритании – компания JCB, которая выпускает столько экскаваторов – погрузчиков, что с легкостью перекрывает всех остальных, даже, вместе взятых производителей.

На российском рынке также представлена продукция отечественных предприятий, которые производят экскаваторы – погрузчики. Самые крупные на сегодняшний день российские компании – производители: ОАО «Муроммашзавод», ОАО «Липецкий тракторный завод», ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод», ОАО «Завод Стройдормаш», ООО «Златэкс», московское ЗАО «Дормашкомплект», ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения», ОАО «Сарэкс».

Преимуществами российской техники неизменно являются приемлемые цены, доступность запасных частей и комплектующих.

Главный минус заключается в том, что практически все экскаваторы – погрузчики, производимые в России, имеют одно слабое место – базовое шасси, в качестве которого применяются многофункциональные колесные трактора. Они характеризуются неплохим тяговым усилием. Но этого катастрофически недостаточно для техники, которая эксплуатируется порой в самых экстремальных условиях.

Заключение

Погрузчики являются широко используемой спецтехникой. Их производство обеспечивают многие зарубежные и отечественные компании.

Мировым лидером по продажам погрузчиков является американская компания Caterpillar, предлагая на рынок широкую линейку данной спецтехники, далее следуют японские производители, которые занимают второе место по продажам: компания Komatsu. Ключевым моментом японской техники является то, что в ней сочетается и высокое качество, и доступная цена.

Европейская техника имеет спрос благодаря своему качеству, но при этом стоимость данных машин крайне высока. Вследствие чего, востребованными становится погрузчики из Китая, которые, по сути, производят аналоги европейских машин, доступные с позиции цены, но не уступающие по качеству.

Российское производство также имеет свои преимущества, в виде доступной цены, но при этом качество техники не конкурирует с зарубежными производителями. Ассортимент отечественной техники хоть и не мал, но и не слишком разнообразен. Вследствие чего, собственное производство не уступает импортным закупкам. С каждым годом количество ввозимой техники варьируется, но неизменно остается большим чем, то количество, которое производится внутри страны.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ведущие производители погрузчиков: http://www.rentlift.ru/stati/veduschie-proizvoditeli-pogruzchikov.html
2. Мини – погрузчики Volvo из Швеции: http://stroy-plys.ru/142-mini-pogruzchiki-volvo.html
3. Журнал «Горная Промышленность» №1 2012, стр.82: http://www.mining-media.ru/ru/article/podzemmash/1572-paus-germanskij-indposhiv-dlya-otechestvennykh-gornodobyvayushchikh-predpriyatij
4. Экскаватор Ру: http://vsepogruzchiki.ru/market/50-krupnejshix-proizvoditelej-stroitelnoj-texniki.php
5. Погрузчики из Китая — отличная альтернатива европейским погрузчикам: http://asptech.ru/spectexnika/pogruzchiki/pogruzchiki-iz-kitaya-otlichnaya-alternativa-evropejskim-pogruzchikam/
6. Новоселов В. «Обзор российского рынка фронтальных погрузчиков»: http://exkavator.ru/articles/wheel_loader/~id=9048
7. Крылова Н. «Основные средства» №07/2014: http://www.os1.ru/article/market/2014_07_A_2014_08_06-14_32_28/
8. Российский рынок мини – погрузчиков: http://www.oka-club.ru/articles.htm?id=10095
9. Журнал СТТ №2 2006: http://www.beloveg.ru/art/art14.htm
10. Крылова Н. «Российский рынок экскаваторов - погрузчиков»: http://ati.su/Media/Article.aspx?HeadingID=8&ID=2464
11. Одноковшовые фронтальные погрузчики: http://vsepogruzchiki.ru/frontalnie/odnokovshovie-frontalnie-pogruzchiki.php
12. Федосов М. С., Табачников В. Г., Бабаков А. В., Апайчев В. В. Полезная модель №73301: http://poleznayamodel.ru/model/7/73301.html
13. Машины землеройные. Классификация. Термины и определения. ГОСТ Р ИСО 6165 – 99
14. Ковригин В. «Основные средства» №04/2009: http://www.os1.ru/article/road_equipment/2009_04_A_2010_06_21-16_51_00/
15. Исследовательская компания Abercade «Рынок фронтальных погрузчиков: итога за 2005 – 2007 гг: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-12444.aspx
16. Рынок фронтальных погрузчиков 2012-2014: http://www.5046060.ru/market-news/rynok-frontalnyh-pogruzchikov/