Применение информационных технологий как основа повышения эффективности работы аудиторских фирм

Худякова А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Худякова А.С. Применение информационных технологий как основа повышения эффективности работы аудиторских фирм // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 94-87.

Аннотация:
В современных условиях аудиторским фирмам требуются качественные программные средства, расширяющие их возможности при применении статистических методов, сборе аудиторских доказательств, выборке, построении проверки и т.д. – словом, позволяющие сократить время на аудиторскую проверку в целом.

Ключевые слова: информационные технологии, аудит, программные средства

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Все это возможно только при комплексной автоматизации всех бизнес-процессов. В этой связи аудиторскими предприятиями рассматриваются различные подходы к построению собственных информационных систем.

Особенностью российской аудиторской отрасли является то, что часто средние и крупные аудиторские фирмы используют для проведения процедур по существу слабо подготовленные кадры [1, с. 15]. Помимо этого, многие специалисты в области аудита указывают на такие проблемы как большая и сложная нормативная база аудита, отсутствие единого подхода к проведению проверки и, как следствие, разнотипные результаты проверки участков учета и сложность систематизации этих результатов при подготовке заключения [2, с. 20].

В ходе исследования нами был изучен рынок программных продуктов по аудиту и выявлен ряд недостатков. К ним, прежде всего, относится неосвоенный рынок программного обеспечения для аудита в регионах. Кроме того, направление не развивается в комплексе и, соответственно, нет систем, позволяющих автоматизировать намного больше аудиторских процедур, чем это можно сделать сейчас.

Аудиторская проверка в автоматизированном режиме

В результате проведенного нами анализа было выделено три основных программных комплекса, использование которых позволяет проводить аудиторскую проверку в автоматизированном режиме (табл. 1).

Таблица 1 Основные характеристики программных продуктов «ЭкспрессАудит: ПРОФ», AuditXP «Комплекс Аудит», «IT Audit: Аудитор».


«ЭкспрессАудит: ПРОФ»
AuditXP «Комплекс Аудит»
«IT Audit:Аудитор»
Производитель
«Термика», разработка 2004 г.
«Гольдберг-Софт» - разработка 2005 г.
«Мастер-Софт». Разработана в 2005 г.
Технические характеристики
Минимальные требования:
процессор Pentium II – 500 МГц;
размер оперативной памяти 64 Мб;
объем свободного пространства на жестком диске 100 Мб;
наличие USB-порта и CD-R-привода;
операционные системы – Windows 98SE.
Минимальные требования:
процессор Pentium III – 900 МГц;
размер оперативной памяти 256 Мб;
объем свободного пространства на жестком диске не менее 350 Мб;
наличие USB-порта и CD-R-привода;
Windows 9x, ME, NT, 2000, XP
Для функционирования программы нужна среда Microsoft. NET Framework 1.1. Microsoft Office 2000. Работает под Windows Vista, XP, NT/2000.
Для серверного варианта нужен Windows 2003 Server с установленными MSDE 2000 или Microsoft SQL Server 2000.
Возможности программы
С ее помощью можно решать полный цикл задач на всех этапах аудита.
Осуществляет систематизированный сбор аудиторских доказательств.
Система обеспечивает внутрифирменный контроль качества аудита с помощью тестов, разработанных в соответствии со стандартами. В ней обеспечивается постоянное информационное сопровождение, актуализация данных в соответствии с изменениями законодательства.
Программа автоматизирует практически все рутинные операции, выполняемые аудиторами на проверках. Возможен импорт и экспорт процедур на всех этапах аудита.
Программа позволяет использовать базы данных, конвертированные из бухгалтерских программ «1С», «Турбо Бухгалтер» и др., включая возможность автоматического формирования на их основе сплошной, случайной, монетарной выборки.
Осуществляет систематизированный сбор аудиторских доказательств. Есть возможность полностью изменить программу под внутренние стандарты. Позволяет повысить эффективность планирования аудита, улучшить контроль за ходом его проведения, полнее систематизировать методологическую работу и улучшить управляемость аудиторской организацией.
Возможна выгрузка данных из бухгалтерской программы пользователя («1С», «БЭСТ», «Парус», «ИнфоБухгалтер» и т.д.).
Цена
Стоимость минимального комплекта:
25960 руб. – с гарантийным информационным сопровождением на 12 месяцев.
AuditXP «Комплекс Аудит» версия 2008 – 15999 руб.
Сервер для организации сетевой работы – 4999 руб.
Количество лицензий (рабочих мест):
1 – 15000 руб. за рабочее место; 2 – 12500 руб.; 3 и более – 10500 руб. за рабочее место.
Исследование проведено по данным сайтов компаний-разработчиков, а также на основании результатов опроса персонала аудиторских фирм, использующих данные программы. Основным критерием отбора явились возможности программы [3, 4, 5].

На основании анализа компьютерных программ мы выделили три основные группы аудиторских фирм, классифицированные по размеру. Для них мы определили наиболее подходящие программные продукты, в соответствии с запросами, ожиданиями и потребностями (табл. 2).

Таблица 2

Классификация программных продуктов по видам аудиторских фирм

Фирмы
Основные критерии отбора
Рекомендуемые программные продукты
Малые
Цена.
Совместимость с компьютерами с минимальными техническими характеристиками.
Возможность сократить сроки проведения аудита при сохранении его качества на высоком уровне
Audit XP «Комплекс Аудит»
Средние
Цена.
Возможность сократить сроки проведения аудита при сохранении его качества на высоком уровне. Возможность решать полный цикл задач по проведению аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия от этапа подготовки и планирования аудита до этапа формирования аудиторского заключения
Audit XP «Комплекс Аудит»;
«ЭкспрессАудит: ПРОФ»
Крупные
Возможность решать полный цикл задач по проведению аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Гармонизация с внутренними стандартами организации.
Возможность использовать базы данных клиентов, импортировать данные бухгалтерского учета.
Сервисное обслуживание, постоянная информационная поддержка.
Возможность сетевой работы
«IT Audit: Аудитор»

Проблемы и возможности

Однако применение даже самого современного программного обеспечения сопряжено с рядом проблем. К ним следует отнести:

‑ несовместимость аудиторских программ и компьютерной системы предприятия;

‑ невозможность гармонизации внутренних стандартов аудиторской фирмы с программным обеспечением;

‑ отсутствие информационного сопровождения системы.

Эффективность использования компьютерных программ зависит от многих факторов, таких как, современность технических средств, качества самой программы, а также перечисленных выше требований.

Ни одно программное обеспечение не будет работать, если квалификация персонала не будет соответствовать требованиям данного обеспечения. Поэтому еще одним важным критерием выбора здесь можно считать наличие обучающих методик, постоянного консультирования, а также технической и информационной поддержки.

Для более продуктивной работы с использованием компьютерных программ необходимо учитывать данные аспекты. Если программное обеспечение отвечает всем определенным нами требованиям, то его использование поможет существенно снизить трудоемкость и вероятность возникновения ошибок. Кроме того, это позволит сократить сроки проведения аудита при сохранении его качества на высоком уровне. А это, в свою очередь, будет способствовать увеличению эффективности работы аудиторской фирмы и увеличению производительности труда.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:09:38