Методы регулирования инвестиционной составляющей коммунальных тарифов

Сюзева Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сюзева Т.А. Методы регулирования инвестиционной составляющей коммунальных тарифов // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 106-109.

Аннотация:
Вопросы, касающиеся платежей населения за тепловую, электрическую энергию и другие коммунальные ресурсы и услуги, являются наиболее острыми и трудно решаемыми. Перекос баланса в сторону регулирующих организаций и увеличение коммунальных тарифов за счет нецелевого использования инвестиционных средств негативно отражаются не только на финансово-экономическом состоянии граждан, но и на общей социально-экономической ситуации в стране.

Ключевые слова: ЖКХ, коммунальные услуги, социальные услуги



Собственными источниками финансирования инвестиционных проектов предприятий являются амортизация основных фондов и прибыль.

Амортизация основных фондов – это процесс их физического и морального износа, старения. Финансовым отражением износа основных средств является ежегодное списание части их стоимости в амортизационный фонд, средства которого могут быть направлены на финансирование инвестиций.

Амортизационные отчисления — это средства для капиталовложений

Амортизационные отчисления на разные виды активов задаются налоговым режимом государства, так как эти средства вычитаются из подлежащей налогообложению прибыли юридических лиц. По сути, они представляют собой скидку с налога на прибыль предприятий.

Поэтому, чем большую долю прибыли организация может списать на амортизацию, тем меньше налогов она платит. Соответственно, тем больше средств остается для финансирования инвестиций. Поэтому наиболее выгодным для предприятий будет режим ускоренного списания стоимости оборудования, при котором можно вернуть затраченные на капиталовложения средства еще до того, как введенные мощности выйдут из строя и потребуют замены.

Регулируя ставки и порядок амортизационных списаний, государственные органы определяют часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.

Варьирование норм и моделей амортизационного списания основного капитала стало одним из самых главных инструментов государственного регулирования экономики. Освобождаемые от налогов отчисления в амортизационный фонд превышают ежегодную степень изнашиваемости и морального старения основных фондов. Денежные суммы, накапливаемые при этом, используются только для капиталовложений. Использование их в других целях правилами учета других стран строго запрещено, иначе они не будут считаться амортизационными отчислениями и освобождаться от налогов.

Нет! — нецелевому использованию амортизационных фондов предприятий коммунального комплекса

В России политика амортизации лишь создает предпосылки и источник финансирования потенциальных инвестиций, но вовсе не обязывает предприятия эти вложения осуществлять.

Несмотря на значительный рост амортизационных отчислений, программы капитальных ремонтов и технического перевооружения зачастую не выполняются. Это ставит под сомнение целевое использование указанных средств.

При увеличении количества устаревшего оборудования, нехватке средств на техническое перевооружение, значительная часть инвестиционных средств расходуется на финансирование непрофильных объектов и программ. Тем самым из хозяйственного оборота предприятий отвлекаются финансовые средства, которые могли бы быть использованы для улучшения производственного потенциала энергосистем.

Это свидетельствует о бесконтрольном расходовании финансовых ресурсов монополистами, об отсутствии системы государственного контроля за целевым использованием инвестиционных средств.

Автор предлагает порядок использования средств амортизационных фондов предприятий коммунального комплекса взять под жесткий контроль государства. Ресурсы, используемые не по назначению, необходимо облагать налогом на прибыль и исключать из базовой суммы, на основе которой рассчитываются тарифы на очередной регулируемый период.

За рубежом широко используется метод нормирования рентабельности по отношению к использованному капиталу. Суть его заключается в том, что прибыльность компании должна быть достаточной, чтобы обеспечивать ее инвесторам тот уровень отдачи на вложенный капитал, какого они могли бы достичь, вкладывая средства в другие направления со сравнимым риском.

В России такой метод пока не применяется. Прибыль планируется исходя из «потребности» компаний в средствах и приемлемого повышения цен. Следовательно, на основе регулирования цен (и в результате отсутствия конкуренции в соответствующих отраслях) у монополистов при необходимости создаются повышенные внутренние источники накопления.

Инвестиционная надбавка и непрозрачное тарифное регулирование в коммунальной отрасли

Регулируемые цены должны приносить доход, достаточный для финансирования всех капиталовложений или значительной их части. Учитывая это, автор предлагает на сумму прибыли, используемой не на инвестиционные цели в базовом периоде, уменьшать базовую сумму, принимаемую для расчета тарифа на очередной регулируемый период.

Отрасли необходимо заменять устаревшее оборудование, а если ожидается увеличение спроса, то и расширяться. Однако амортизационных отчислений и прибыли не хватает для финансирования инвестиций в нужных объемах.

В связи с этим государство с 1 января 2006 г. Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее — Закон № 210-ФЗ) ввело инвестиционную надбавку к тарифам на жилищно-коммунальные услуги.

Порядок установления надбавок к тарифам тесно связан с наличием инвестиционной программы, которая разрабатывается на основе технического задания, утверждаемого главой местной администрации. Проект инвестиционной программы позволяет определить объемы финансовых средств, необходимых для ее реализации, и размер надбавок.

Увеличение тарифов на инвестиционную надбавку делает тарифное регулирование в коммунальной сфере трудно прогнозируемым и непрозрачным. Это обусловлено тем, что Закон № 210-ФЗ не устанавливает порядок использования инвестиционных ресурсов и не предусматривает ответственность монополистов за не целевое их расходование.

Алгоритм реализации инвестиционных программ

По результатам проведенного исследования автором сделан вывод о том, что инвестиционные средства, включаемые в структуру государственных регулируемых цен (тарифов), должны носить целевой характер и предназначаться исключительно для реализации инвестиционных программ и проектов в коммунальной отрасли. Для этого на законодательном уровне необходимо установить ответственность естественных монополий за нецелевое использование инвестиционных средств.

В целях повышения эффективности инвестиционной деятельности естественных монополий и обеспечения государственного контроля за целевым использованием инвестиционных средств автором разработан алгоритм реализации инвестиционных программ и целевого использования инвестиционной надбавки к тарифам на коммунальные услуги, включающий:

‑ аккумулирование инвестиционных средств на специальных бюджетных счетах, открытых в департаменте финансов администрации муниципального образования;

‑ казначейский метод целевого использования инвестиционной надбавки к тарифу, предназначенной на реализацию инвестиционных программ.

Предложенный автором алгоритм целевого использования инвестиционной надбавки к тарифам на коммунальные услуги позволит:

‑ обеспечить целевое использование инвестиционных средств;

‑ сделать регулирование тарифов в коммунальной сфере более прогнозируемым и прозрачным;

‑ повысить эффективность деятельности организаций коммунального комплекса;

‑ обеспечить соблюдение баланса интересов потребителей и производителей.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:03:53