Бизнес-система в парадигме стратегического управления

Куприянов Ю.В.1
1 Омский государственный педагогический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 24 (Декабрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Куприянов Ю.В. Бизнес-система в парадигме стратегического управления // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 24. – С. 4341-4354. – doi: 10.18334/rp.16.24.2171.

Аннотация:

В настоящей статье обобщены существующие подходы к определению понятия «бизнес-система» и на основе применения системного подхода предложена авторская концепция трактовки содержания и понятия феномена «бизнес-система».

Ключевые слова: бизнес-процесс, бизнес-модель, бизнес-система, бизнес-пространство, ключевые элементы бизнес-системы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Используемое в литературе и публикациях понятие «бизнес-система» в настоящее время не имеет единого терминологического толкования.

Существует как минимум 4 варианта трактовки, каждый из которых порожден конкретной профессиональной средой.

Наиболее распространенным является представление о бизнес-системе как совокупности бизнес-процессов.

Назовем наиболее распространенный подход трактовки бизнес-систем «процессным».

Это определение порождено отраслевой средой профессиональных консультантов, специализирующихся на продаже и пусконаладке в коммерческих организациях различных программно-инструментальных средств для описания и моделирования корпоративной архитектуры, в которой атомарной единицей является понятие «процесс».

Внедряемые ими различные методологии и программные продукты бизнес-моделирования пришли из-за рубежа и базируются на стандарте ISO 9001: 2001, определяющем понятие бизнес-процесса как процесса, результат которого имеет ценность для клиентов (Лелюк В., Лелюк А., Пан, 2011).

В.А. Лелюк в своем учебном пособии «Совершенствование бизнес-систем» напрямую указывает, что «термин «бизнес-система» в названии пособия созвучен с термином «бизнес-процесс», используемом в международных стандартах качества (Там же). Здесь В.А. Лелюк основной акцент делает на практическом применении инструментальных средств моделирования в организациях.

Процессного толкования термина бизнес-система придерживаются и авторы Толкового словаря «Инновационная деятельность»: «Бизнес-система – целостное множество бизнес-процессов, реализуемых организационной единицей для достижения ее стратегических целей [1].

Ряд консалтинговых компаний, специализирующихся на поставке программного обеспечения, в тезаурусе на странице своего сайта так определяет сущностную модель понятия «бизнес-система»: «Бизнес-система – связанное и полное множество бизнес-процессов, реализуемых в рамках одной организационно оформленной бизнес-единицы при достижении ее целей. Бизнес-система представляет собой категорию процессной модели предприятия, выраженную с помощью системного подхода в рамках процессного управления [2].

Аналогичный подход к бизнес-системе демонстрирует на своем портале международная группа компаний «Инталев» в статье Артема Мощенко «Компания как бизнес-система» [3].

Похожей позиции придерживается и профессор Национального исследовательского университета «МИЭТ» Т.Л. Короткова В курсе своих лекций «Менеджмент как система управления» она отмечает: «Центральным системным объектом в экономической системе является бизнес-система, которая состоит из множества подсистем или бизнес-процессов» [4].

Процессный подход к определению сущности бизнес-системы в немалой степени вытекает из общей теории систем, ведь согласно основным ее положениям система – это, прежде всего, способ реализации процессов (Тысленко, 2008).

Однако такое упрощенное перенесение категориальных свойств на похожее понятие из другой области знаний таит в себе опасность растворения конкретного содержания объекта исследования в абстрактной терминологии исходной теории.

Осознавая опасность такого упрощенного подхода, ряд исследователей пытаются при определении бизнес-системы исходить из практического содержания и миссии ее деятельности и делают упор на первую ее составляющую – «бизнес», объясняя сущность бизнес-системы через коммерческую цель ее существования – получение прибыли.

Условно назовем этот второй подход к определению понятия бизнес-систем «коммерческим».

Нельзя не отметить, что приверженцам этой второй «коммерческой» концепции теории бизнес-систем принадлежат наиболее значимые научные публикации по данной теме.

Так, один из основных исследователей теории бизнес-систем в России В.С. Ефремов дает следующее определение: «Если прибыль отождествить с синергетическим эффектом взаимодействия элементов и условий деятельности коммерческого предприятия в процессах организации, производства, реализации продукции, а также процессов инвестирования и конкуренции, то саму систему, в которой возникает такое взаимодействие, можно назвать бизнес-системой» (Ефремов, 1999).

После некоторой обработки текста получаем следующее определение: «Бизнес-система – это система, в которой взаимодействие элементов и условий деятельности в процессе организации, производства, реализации продукции, а также процессов инвестирования и конкуренции приводит к синергетическому эффекту – прибыли».

С.А. Юдицкий, описывая поведенческие модели бизнес-систем, делает предваряющее замечание: «Под бизнес-системой в широком смысле понимается любая экономическая, административная, организационная и иная система, работающая в рыночных условиях» (Юдицкий, 2003).

В данном контексте ключевым словом является «рыночный», что фактически отражает коммерческую сторону понятия.

Более сложное определение, но также апеллирующее к коммерческой стороне деятельности бизнес-систем предлагает А.Г. Тысленко. Понимая под бизнес-системами любые организационные системы и концентрируясь в основном на методологической стороне вопроса в общем контексте теории систем, в своем тезаурусе автор, тем не менее, дает такое определение: «Бизнес-система – совокупность взаимосвязанных элементов, реализующая процесс формирования реакции на актуализированное требование внешней среды за минимально возможное время с максимально возможной полнотой путем преобразования внутренних или привлеченных внешних ресурсов с целью получения максимально возможной выгоды (выделено автором) (Тысленко, 2008).

Определение бизнес-системы как системы отношений, создающих и реализующих с коммерческой выгодой определенную потребительную стоимость, в ряде учебников по менеджменту также является вариацией коммерческой трактовки понятия бизнес-системы [5].

Третья трактовка понятия бизнес-системы как совокупности уникальных ключевых элементов успеха бизнеса, в основном распространена среди профессиональных консультантов и практиков управления. В этом виде она во многом синонимична западному понятию бизнес-модели.

С учетом того, что данный подход используется в среде специалистов, которые заняты в разных отраслях экономики, обозначим таким подход как «практикоориентированный».

Именно в такой версии о создании своих бизнес-систем публично объявили компании «Алкоа» (Alcoa Business System), ОАО «Северсталь», ОАО «Силовые машины» [6]. На вопрос «Что такое бизнес-система, в чем ее смысл и что конкретно она под собой подразумевает?» директор по развитию ОАО «Северсталь» Алексей Солдатенков ответил, что он определяет бизнес-систему ОАО «Северсталь», как «уникальную модель ведения бизнеса, присущую только «Северстали»… это, то, что гарантирует компании конкурентные преимущества – то есть то, что приносит ценность» [7].

И наконец, четвертое – терминологическое толкование бизнес-системы связано с различными видами организационных конфигураций взаимосвязанных экономических отношений. Данный подход условно назовем «организационным».

Так, описывая структуру конкурентных преимуществ, автор одной из статей вкладывает в содержание бизнес-системы отраслевую соподчиненность интересов конкурирующих компаний: «В бизнес-системе ведется не только конкурентная борьба, но имеется тесная взаимосвязь и взаимозависимость компаний. Поэтому наряду со стратегиями создания односторонних преимуществ должны разрабатываться стратегии развития всей бизнес-системы, в которых выгоду получают все или многие входящие в нее компании. Например, две авиакомпании являются конкурентами на рынке, но в хозяйственных операциях с самолетостроительной компанией они должны сотрудничать, поскольку им выгоднее заказать одну и ту же модель самолета, чем две разные модели, что обойдется им дешевле [8].

Четыре приведенных подхода к определению понятия «бизнес-система» отражают ее разные грани.

Аксиому «Все, что определено, ограничивает» в плане многомерности, сложности данного понятия, как правило, понимают и авторы различных вариантов терминологического толкования.

Так, сторонники процессной трактовки бизнес-системы к своему определению делают следующее замечание: «Иногда бизнес-систему представляют в виде дерева бизнес-процессов, хотя на самом деле бизнес-система имеет более сложную структуру и обладает более сложными и не всегда однозначными связями, в отличие от простой иерархической структуры» (выделено автором). Утрированное сведение бизнес-системы к сети бизнес-процессов заставляет одного из теоретиков бизнес-систем В.А. Лелюка добавлять: «Бизнес-система включает в себя сеть бизнес-процессов и, кроме них, организационную, функциональную, информационную и другие ее структуры, являющиеся предметом анализа и совершенствования» (Лелюк В., Лелюк А., Пан, 2011).

Каждая из трактовок «бизнес-системы» «отличается» слабая проработкой методологии понятия: отсутствует понимание у авторов исторической подоплеки рождения термина, не выявлены сущностные признаки явления.

Делается весьма спорный вывод, что любая коммерческая организация является бизнес-системой с точки зрения переработки ресурсов по принципу «черного ящика» и получения прибыли.

Зачастую происходит подмена понятий и терминологическая путаница – уникальный способ ведения бизнеса, определенный в целом направлении работ западных авторов как бизнес-модель, трактуется как бизнес-система.

Попытки выйти за рамки упрощенных формулировок видны в ряде теоретических работ. Приведем два примера:

1. «Подход «бизнес-система» помогает смотреть на бизнес как на систему тесно взаимосвязанных факторов: стратегии, владельцев, инвесторов, менеджмента, сотрудников, финансов, процессов, продуктов, поставщиков, покупателей и конкурентов» [9].

2. Бизнес-система – это комплекс осуществляемых на основе хозяйственной бизнес-единицы (ХБЕ) взаимоувязанных функций, действующий для достижения стратегических целей и задач как на уровне макро-, так и микросреды организации.

Перечисленные подходы к определению бизнес-систем отражают разные стороны явления, но ни один исчерпывающе не передает смысловое содержание понятия.

Процессный подход концентрируется на бизнес-процессах, коммерческий актуализирует синергетику прибыли, практикоориентированный выделяет факторы успеха бизнеса, организационный – взаимосвязанные интересы субъектов бизнеса.

Очевидно, что решающими для конкретизации и уточнения понятия «бизнес-система» являются следующие предпосылки:

- использование методологии системного подхода;

- учет исторического аспекта трансформации организации в бизнес-систему;

- определение ключевых (критических) элементов бизнес-системы.

Ключевые элементы бизнес-системы – это такие элементы, которые определяют стратегическое преимущество бизнес-системы и формируют ее уникальность.

От того, какое терминологическое значение придают понятию бизнес-система те или иные исследователи, зависит и ее элементная структура.

Так в соответствии с процессной теорией элементами бизнес-системы являются бизнес-процессы.

Согласно практикоориентированной модели каждая бизнес-система включает набор компонентов, представляющих уникальное стратегическое значение для каждой индивидуальной бизнес-системы. Тревор Эллиот и Дэйв Герберт в состав ключевых элементов бизнес-системы включают персонал, процесс, технология [10], их российские последователи варьируют этот состав в следующем порядке – технология, персонал, управление [11].

Под технологией в соответствии с данной классификацией понимается комплекс методов и процессов в определенной сфере деятельности системы для достижения предсказуемого результата. Технология признается первичной для любой системы. Она гарантирует выполнение поставленных целей и задач, учитывает взаимодействие системы с внешней средой, предусматривает возможности персонала.

Элемент «персонал» включает сотрудников системы, исполняющих соответствующие технологии.

И наконец, управление системой включает в себя как организационную структуру, комплекс управленческих мероприятий и измеряемые показатели деятельности системы.

Ключевыми элементами своей бизнес-системы компания «Алкоа» объявляет уникальный набор взаимосвязанных принципов и инструментов, используемых для организации и управления предприятиями компании, в том числе такие как «изготовление продукции для немедленного использования потребителями, а не для складов», «устранение ненужных действий в системе управления». Основной движущей силой системы являются люди. Каждый из принципов опирается на ключевые подсистемы компании – маркетинг, производство, управление, персонал, которые, по сути, и есть ключевые элементы ее бизнес-системы [12].

ОАО «Северсталь», также задействует функциональные подсистемы в элементной структуре своей бизнес-системы. В продекларированных принципах (безопасность, клиентоориентированность, уважение к людям, эффективность и оперативность, работа в команде, культура постоянного совершенствования) содержится прямая отсылка к подсистемам маркетинга, управления, службе персонала, системе менеджмента качества компании, которые и являются самоидентифируемыми ключевыми элементами [13].

Аналогичную структуру ключевых элементов демонстрировала и бизнес-система ОАО «Силовые машины».

В трактовке практиоориентированной модели понятие «бизнес-система» фактически совпадает с термином «бизнес-модель».

Согласно организационной модели ключевыми элементами ее бизнес-системы являются участники, которые вовлечены в бизнес и имеют прямой или косвенный интерес в нем. Система бизнеса включает также субъекты деловых отношений, инфраструктуру бизнеса, системы управления, изучения контрагентов (маркетинг), оценки деятельности (деньги) [14].

В качестве ключевых элементов бизнес-системы иногда фигурируют так называемые «базовые структуры бизнеса», которые включают в себя:

- бренды (торговые марки);

- продукты (и услуги);

- продуктовые линейки (группы продуктов или услуг);

- бизнес-единицы;

- региональные филиалы (отечественные и зарубежные);

- конкуренты;

- корпоративные технологии;

- компанию в целом как «универсальный интегратор» отдельных бизнес-структур.

Сторонники коммерческого подхода предлагают следующий вариант ключевых элементов бизнес-системы:

- цели и стратегия;

- персонал;

- структура;

- система стимулирования;

- процессы [15].

Ключевые элементы определяют структуру стратегических факторов бизнес-системы.

Разные подходы к бизнес-системам формулируют различные ключевые элементы.

Безусловно, каждая бизнес-система формирует набор таких элементов, сообразуясь со своей организационной стратегией.

Вместе с тем выделение в качестве ключевых элементов, обеспечивающих лидерство организации, таких элементов, как «бизнес-процессы», «технологии», «персонал», системы мотивации», не выдерживают никакой критики в связи с тем, что они не отражают суть и причины уникальности и конкурентоспособности тех или иных хозяйствующих субъектов.

К примеру «бизнес-процессы» являются вторичным фактором по отношению к выбранной организацией бизнес-модели и организационной конфигурации, квалифицированный персонал с системой мотивации в современных условиях является типовым требованием любого бизнеса, так же как операционная технологичность.

Поиск ключевых элементов бизнес-системы должен исходить из того, что такими элементами могут служить только те, которые придают бизнес-системе уникальность и создают уникальное конкурентное преимущество, либо те, которые оказывают подавляющее влияние как на прибыль, так и на затраты.

Прежде всего, таким уникальным элементом является способ зарабатывания денег, который в международной терминологии получил название «бизнес-модель», каковая О. Петровиком и К. Киттлом в своих работах определяется как логика создания ценности в бизнес-системе (Краевский, 2012).

Представляется, что указанная составляющая является основной доминантой уникального кода любой бизнес-системы.

Кроме того, предпосылками успеха бизнес-системы является технологично организованная работа с будущим, что воплощается в стратегиях фирмы.

Стратегия бизнес-системы выглядит, с одной стороны, как долгосрочный план по достижению индикативных показателей, а с другой – как технология реализации долгосрочных целей и задач.

В данном случае мы имеем дело с так называемыми портфельными и конкурентными стратегиями и, прежде всего, с их комбинацией, которая позволяет бизнес-системе сохранять уникальность и лидерские позиции.

Стратегический портфель является не менее значимым, чем бизнес-модель, ключевым элементом любой бизнес-системы.

Кроме того, в процессе деятельности бизнес-система начинает себя экспортировать и тиражировать в бизнес-пространстве, проявляя присущую внутренней природе бизнеса склонность к самовозрастанию.

Осуществляя экспансию в бизнес-пространство, организация вступает в альянсы и иные формы интегрированной интеграции с другими организациями и физическими лицами, взаимно связывая свои интересы с интересами своих партнеров с целью монополизации сферы деятельности.

Объединение взаимных интересов сопровождается различными организационными конфигурациями в бизнес-пространстве, и, таким образом, сама организационная конфигурация, организационная архитектура являются совокупным ключевым элементом, который так же, как и бизнес-модель определяет уникальность конкурентного положения фирмы, бизнес-альянсов – бизнес-системы.

В ходе выстраивания себя в бизнес-пространстве бизнес-система проводит определенную работу с самим бизнес-пространством для создания для себя, с одной стороны, максимально лояльных и комфортных условий деятельности, а с другой – для подготовки плацдарма для последующей экспансии. Непрофессиональная работа с бизнес-пространством может стать для бизнес-системы причиной катастрофы, а профессиональная технология работы по моделированию и адаптации бизнес-пространства – ключевым элементом бизнес-системы.

Суммируя вышеизложенное, ключевыми (критическими для конкурентного положения) элементами бизнес-системы являются:

1. Поиск и построение уникальной инновационной бизнес-модели.

2. Создание сбалансированного по срокам и технологиям стратегического портфеля.

3. Рациональная конфигурация организационной архитектуры.

4. Программирование бизнес-пространства.

Существующая терминологическая палитра понятия «бизнес-система» во многом продиктована следующими причинами:

а) игнорированием исторической подоплеки трансформации организаций в бизнес-системы;

б) отсутствием опоры на сущностные признаки понятия «бизнес-системы».

С целью выработки всеобъемлющего и отражающего суть понятия определим сущностные признаки бизнес-системы.

Прежде всего, фактором основного отличия бизнес-системы от классических организаций является применение в управлении методологии системного подхода. Системный подход является инструментом стратегического управления. И в этом отношении методология стратегического управления является еще одним ключевым фактором любой бизнес-системы.

Основной целью любой бизнес-системы является обеспечение устойчивого положения в будущем. Это, в свою очередь невозможно без таких факторов, как:

- больший динамизм и гибкость;

- развитая адаптационная способность;

- способность предвидения будущего;

- способность осуществлять деятельность в условиях дефицита ресурсов;

- способность принятия решений в условиях неопределенности.

Бизнес нельзя представить и без своей среды и своих «главных органов»: конкуренции, инфраструктуры (бирж, банков, информационных систем, акционерных обществ, фирм, консалтинговых и аудиторских компаний и др.), менеджмента, маркетинга, финансовой системы, права.

Заключение

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие сущностные признаки бизнес-систем:

1. Наличие системного подхода как базового (фундаментального) метода управления организационно-управленческим комплексом.

2. Наличие документов стратегического управления, определяющих стратегическое развитие ключевых элементов бизнес-системы.

3. Наличие общей цели, объединяющей различных участников (собственников, юридических и физических лиц) в направлении достижения стратегического преимущества в сфере бизнес-специализации.

4. Наличие механизма сценарной подстройки стратегического маршрута бизнес-системы под изменяющиеся параметры внешней среды.

5. Выделение в процессе стратегического управления ключевых элементов (функций), определяющих стратегическое развитие бизнес-системы.

6. Наличие персонала, осуществляющего реализацию системного подхода к стратегическому управлению бизнес-системой, ответственность за которую закреплена в их должностных инструкциях.

7. Отсутствие антагонизма с внешней средой.

В соответствии с выявленными сущностью и ключевыми элементами представляется наиболее полно передающим смысл понятия следующее определение бизнес-системы:

Бизнес-система – это организация/организационно-управленческий комплекс, применяющие системный подход в стратегическом управлении своими ключевыми элементами для обеспечения устойчивого состояния в будущем.

В данном определении учтены;

во-первых, системный подход к содержанию деятельности;

во-вторых, цели существования бизнес-системы, дается отсылка к технологии управления бизнес-системами и включен организационно-управленческий подход, в соответствии с которым бизнес-системой может быть как отдельная организация, так и различные сочетания различных хозяйствующих субъектов в рамках взаимосвязанных интересов, что находит выражение в понятии «организационно-управленческий комплекс».

[1] Инновационная деятельность: Толковый словарь 2-е изд., доп. / отв. ред. В. И. Суслов. Новосибирск, 2008. ‑ 224 с.

[2] Arbinada.com: СУБД и софтостроение. Режим доступа: http://www. arbinada.com/main/node/21 (дата обращения: 11.09.2014).

[3] Компания «Инталев». Официальный портал. Режим доступа: http://www.intalev.ru/agregator/solutions/id_170262/ (дата обращения 11.09.2014).

[4] Короткова, Т.Л. Менеджмент как система управления. Курс лекций // Rusnauka.com. Официальный портал. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/17_AVSN_2012/Economics/6_112664.doc.htm (дата обращения: 11.09.2014).

[5] Московский государственный лингвистический университет образовательный портал. URL: http://www.econom.mslu.ru/index.php?option=content&task=view&id=207&Itemid=47&limit=1&limitstart=10 (дата обращения: 11.09.2014).

[6] ALCOA. Официальный портал. Режим доступа: http://www.alcoa. com/russia/ru/info_page/russia_business_system.asp (дата обращения: 11.09.2014).

[7] Интервью с директором «Северстали» // Металлоснабжение и сбыт. Режим доступа: http://www.metalinfo.ru/ru/news/56547 (дата обращения: 11.09.2014).

[8] Grandars.ru. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika firmy/konkurentnye-preimushchestva.html (дата обращения: 11.09.2014).

[9] Центр предпринимательского творчества и системных инноваций // CECSI. Режим доступа: http://www.cecsi.ru/coach/business system_balanced.html (дата обращения: 11.09.2014).

[10] Тревор, Э., Дейв, Г. (2005). Интегрированные бизнес-системы. Экспресс-курс. - М.: ФАИР-ПРЕСС. 272 с.

[11] Лучков В. процессный подход к управлению бизнесом. Режим доступа: http://www.victorluchkov.ru/publ/p7/text71/ (дата обращения: 11.09.2014).

[12] ALCOA. Официальный портал. Режим доступа: http://www.alcoa. com/russia/ru/info_page/russia_business_system.asp (дата обращения: 11.09.2014).

[13] Интервью с директором «Северстали» // Металлоснабжение и сбыт. Режим доступа: http://www.metalinfo.ru/ru/news/56547 (дата обращения: 11.09.2014).

[14] Do.gendocs.ru. Режим доступа: http://www.do.gendocs.ru/docs/index52504.html (дата обращения: 11.09.2014).

[15] Баринов, В.А. (2005). Экономика фирмы: стратегическое планирование. Учебное пособие. ‑ М.: КНОРУС. 240 с.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 08:58:21