Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»22 / 2015
DOI: 10.18334/rp.16.22.2165

От инсорсинга до краудсорсинга – определяемся с понятиями

Курбатов Владимир Леонидович, доктор экономических наук, профессор, Северо-Кавказский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», Россия

Фурсова Светлана Александровна, кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», Россия

Чупрова Ирина Юрьевна, старший преподаватель, Северо-Кавказский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова», Россия

From insourcing to crowdsourcing – on the use of terms - View in English

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 64

Аннотация:
В современных условиях позиции компании на рынке постоянно меняются, поэтому на регулярной основе необходимо применять новые принципы управления, в противном случае риск утраты завоеванных позиций будет существенно выше. Внедрение аутсорсинга, косорсинга или использование краудсорсинга может как повысить конкурентные преимущества компании, так и наоборот. В статье рассмотрена сущность, проведен анализ и сравнение наиболее значимых характеристик таких категорий, как инсорсинг, аутсорсинг, косорсинг, краудсорсинг. Результатом исследования является определение условий использования инструментов данных категорий. Информация, представленная в статье, будет интересна исследователям в этой области, менеджменту компаний.
Цитировать публикацию:
Курбатов В.Л., Фурсова С.А., Чупрова И.Ю. От инсорсинга до краудсорсинга – определяемся с понятиями // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 22. – С. 4091-4098. – doi: 10.18334/rp.16.22.2165

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Введение

Бурное развитие аутсорсинга в России началось 10-15 лет назад. В первую очередь это было связано повсеместным внедрением информационных технологий. Такой вид аутсорсинга получил название IT-аутсорсинг. Сейчас можно наблюдать массовый интерес к применению аутсорсинга в нашей стране, хотя уровень индустрии данных услуг внутри страны существенно отстает от мирового.

Инсорсинг - аутсорсинг

Итак, понятие аутсорсинг берет свое начало от английского source, что дословно переводится как исток. Если компания ищет источники эффективности внутри себя – этот процесс будет носить название инсорсинг.

Инсорсинг – это передача проекта, задания заинтересованному работнику или отделу внутри компании без привлечения внешнего исполнителя. Использование инсорсинга является оправданным, если рассматриваемая область деятельности компании является стратегически важной и представляет конкурентное преимущество.

Непосредственно аутсорсинг - это поиск и использование внешних ресурсов для достижения собственных целей. Под внешними ресурсами понимаются организации, профессионально занимающиеся своей областью деятельности, которые привлекаются компанией на договорной основе.

В настоящее время распространены следующие формы аутсорсинга:

- производственный аутсорсинг. При таком виде аутсорсинега сторонней организации (аутсорсеру) частично или целиком передается производство продукции или ее компонента;

- IТ-аутсорсинг. Передача аутсорсеру вопросов в сфере информационных систем, а именно разработка, внедрение, сопровождение;

- аутсорсинг бизнес-процессов. Связан с вопросами передачи специфических функций компании аутсорсеру. Например, ведение бухгалтерского учета аутсорсером позволит компании использовать знания, опыт профессионалов в этой области, а следовательно повысить эффективность.

Обязательными условиями привлечения аутсорсера являются следующие:

- выбор компании-аутсорсера должен осуществляться на конкурсной основе;

- объем затрат направленных на оплату работ, выполняемых аутсорсером, должен быть меньше объема затрат на выполнение этих работ собственными силами;

- соблюдение экономической безопасности - процесс аутсорсинга не должен сопровождаться потерей конкурентных позиций компании на рынке;

- качество работ, переданных на аутсорсинг, должно сохраняться и повышаться;

- экономия ресурсов (в том числе от сокращения персонала) должна быть очевидной.

В практике российского аутсорсинга чаще передаются такие функции, как разработка, внедрение, сопровождение информационных систем, поддержка работы компьютерной сети, ведение бухгалтерского учета, обеспечение функционирования офиса, рекламные услуги, обеспечение безопасности, транспортные услуги, переводческие услуги, услуги социально-бытового обслуживания персонала.

Источником экономии затрат компании с помощью аутсорсинга является высвобождение соответствующих организационных, финансовых, человеческих ресурсов при этом достигаются следующие цели:

- повышение экономической эффективности в следствие снижения затрат;

- снижение потребности в инвестициях на развитие непрофильных видов работ;

- повышение качества выполнения отдельных работ и, как следствие, конкурентоспособности компании;

- увеличение гибкости компании;

- уменьшение внутренней бюрократии;

- ускорение процесса принятия решения;

- решение стратегических задач.

Косорсинг

«Золотой серединой» между аутосорсингом и инсорсингом является косорсинг – выполнение какой-либо работы или бизнес-процесса с помощью собственного персонала и внешних исполнителей.

Данный вид сорсинга предпочтителен, если бизнес-процессы, производственные функции или технологии составляют тактическое или стратегическое преимущество, ядро компании. С помощью косорсинга можно добиться существенного повышения качества выполнения работ или продукции по сравнению с аутсорсингом при более низком уровне затрат чем при инсорсинге.

Краудсорсинг

Краудсорсинг (англ. сrowd - «толпа») представляет собой мобилизацию ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом.

Суть краудсорсинга заключается в предоставлении в сети Интернет определенного задания кругу лиц, заинтересовавшихся его выполнением. После выполнения задания, в установленные сроки краудсорсеры предлагают свои варианты его выполнения заказчику, который рассматривает их и выбирает наиболее оптимальные, внедряя в свою деятельность. Причем если аутсорсинг предполагает за соответствующую плату использовать ресурсы компетентных лиц, то краудсорсинг сводит эту плату к минимуму либо вообще ее не предполагает, отдавая предпочтение любому труду.

Возникновение концепции краудсорсинга Джефф Хау в своей книге «Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент бизнеса» связывает с работой, посвященной созданию операционной системы Linux [1].

Разработка данной операционной системы основывалась на труде программистов- энтузиастов. Важнейшей составляющей здесь явилась идея, связавшая труд создателей для достижения общей цели, что, естественно, дало свои плоды.

Итак, к главным достоинствам краудсорсинга относится:

- получение доступа к знаниям, талантам энтузиастов со всех уголков мира, чей ресурс стал доступен лишь благодаря сети Интернет;

- получение желаемого за низкую плату или бесплатно;

- решение проблем, которые ранее решить не удавалось, что может стать причиной продвижения компании на рынке;

- получение новых, инновационных решений;

- простота реализации данной концепции на практике за счет использования СМИ;

- предоставление разработчикам возможности неограниченного взаимодействия;

- реклама осуществляется посредством «сарафанного радио»;

- привлечение к работе редких выдающихся специалистов, талантов;

- многовариантность предлагаемых решений;

- временная определенность;

- в соответствии в эвентологической моделью, каждое событие любой существующей цепи может являться отправной точкой развития альтернативной цепи событий, а значит - источником альтернативного интеллектуального продукта;

- налаживание контакта с аудиторией, потребителями продукта (обратная связь).

Концепция краудсорсинга имеет ряд недостатков, а именно (Волкова, Курбатов, 2015):

- бесполезный «шум» идей, генерируемый пользователями Сети;

- недостаточная мотивированность аудитории определяет получение недостаточного получаемого эффекта;

- скорость выполняемой работы вредит качеству;

- многие лучшие идеи так и остаются никому неизвестными;

- наблюдается «эффект Матфея», в соответствии с которым популярные и простые идеи побеждают непопулярные и сложные, какими бы гениальными они ни были;

- коллективный IQ «толпы краудсорсеров», если ничего не предпринимать, легко может оказаться ниже IQ большинства отдельно взятых ее участников;

- информация, предоставляемая краудсорсерам, может быть использована конкурентами.

Краудсорсинг можно разделить по сферам его применения и предназначения. Краудсорсинг используется в бизнес-сфере, в политике, в социально-общественной сфере.

- бизнес-краудсорсинг является самым распространенным видом. Это обусловлено тем, что именно в бизнес сфере чаще всего возникают задачи, требующие многовариантности при их разрешении.

Примеры: разработка дизайна продукта упаковки продукта, разработка слогана, приложений и так далее.

- социально-общественный краудсорсинг опирается на решение любых задач, связанных с общественно значимыми вопросами и социальной жизнью людей.

Примеры: разработка и реализация проектов, связанных с поиском без вести пропавших людей, строительство детских садов или других объектов общими усилиями, а также осуществление различных благотворительных проектов.

- политический краудсорсинг. Под эту категорию попадают проекты, связанные с выяснением мнения о тех или иных действиях государства. Данный вид краудсорсинга осуществляется посредством голосования.

Итак, задания, которые можно выполнять посредством краудсорсинга:

- создание контента или продукта;

- поиск оптимального решения в каком-либо вопросе;

- поиск пропавших людей;

- сбор и обработка информации;

- выяснение мнений.

Краудсорсинговые методы применяются и для развития городских сервисов. Автолюбители, обмениваясь сообщениями на «Яндекс.картах», формируют интерактивную карту дорожной ситуации.

Обобщенные характеристики рассмотренных выше категорий представлены в таблице.

Отметим, что в современных условиях позиции компании на рынке постоянно меняются, поэтому на регулярной основе необходимо как совершенствовать процессы производства и сбыта продукции, так и не отказываться от применения новых принципов управления, в противном случае риск утраты завоеванных позиций будет существенно выше.

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1.    Компании со стабильно высоким бюджетом при заинтересованности персонала используют инструменты инсорсинга.

2.    Если непрофильные активы компании не получают должного внимания и развития, являются для руководства «головной болью», снижающей конкурентные преимущества, выбор компании – аутсорсинг.

Таблица

Обобщенные характеристики ин-, аут-, ко- и краудсорсига

Источник: разработано автором

3.    Компании, стремящиеся развивать как профильные, так и непрофильные бизнес-процессы, но не обладающие существенными финансовыми ресурсами, могут использовать инструменты косорсинга.

4.    Сегодня посредством внедрения принципов открытых инноваций в различные сферы жизни общества открывается возможность организации новой интеллектуальной среды и выработки нестандартных подходов к решению различных задач на основе вовлечения потребителей в процесс принятия и разработки решений. Технологии краудсорсинга в наши дни активно применяются как небольшими, так и крупными компаниями, городскими и региональными властями для решения широкого спектра задач.



[1] Хау, Дж. (2012). Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241