Взаимодействие: практика, проблемы

Семёнов А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Семёнов А.С. Взаимодействие: практика, проблемы // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 155-159.

Аннотация:
Для существования любого государства и решения стоящих перед ним задач необходима определённая материальная база. Основным источником её формирования традиционно выступают налоги. В связи с этим мы вправе вслед за английским исследователем А. Порки сказать, что «государство и налоги появились на свет почти одновременно, ибо государство есть дитя, словно родившееся уже с ложкой в одной руке и мечом – в другой».

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая проверка



К сожалению, в современной России не все ещё понимают, что налогообложение – это не репрессия, а надёжный способ вложения денег в государство. Ведь в дальнейшем вложенные средства вернутся к налогоплательщикам в виде пенсий, пособий и иных социальных выплат.

Совместная деятельность органов ФНС и МВД по борьбе с налоговыми преступлениями

В общественном сознании ещё не сформирован положительный образ добросовестного налогоплательщика. Многие по-прежнему считают, что человек, укравший у государства путем неуплаты налогов сотни тысяч, миллионы, и даже миллиарды рублей, не является преступником. С каждым днём возрастает число так называемых «налоговых консультантов», которые за определённое денежное вознаграждение разрабатывают незаконные схемы ухода от налогообложения. В результате бюджет России ежегодно теряет триллионы рублей.

Одним из основных методов эффективной борьбы с налоговыми правонарушениями является организация и проведение подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел (ПНП ОВД) и подразделениями Федеральной налоговой службы (ПФНС) совместных выездных налоговых проверок.

Правовой основой их проведения являются:

‑ Конституция РФ;

‑ Налоговый кодекс РФ;

‑ Закон РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах»;

‑ Закон РФ «О милиции»;

‑ приказ МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений";

‑ приказ МВД России от 02.08.2005 № 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности";

‑ приказ МВД России от 16.03.2004 № 177 "Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах";

‑ ряд иных нормативных правовых актов России.

Взаимодействие должностных лиц ПФНС и сотрудников ПНП ОВД при проведении выездных налоговых проверок не должно являться препятствием для их самостоятельности при выборе средств, методов и способов проведения контрольных мероприятий.

Выездные налоговые проверки

Как же на практике выглядят совместные контрольные мероприятия? Отметим, что основанием для проведения налогового контроля в форме выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа или его заместителя. Оно должно выноситься в соответствии с порядком, утвержденным приказом МНС России от 08.10.99 г. № АП-3-16/318.

По сути, единственной отличительной чертой совместных ревизий является только включение в состав группы инспекторов сотрудников милиции. При этом надзирающие органы применяют небольшую тактическую хитрость. Дело в том, что в состав проверяющих со стороны ПНП ОВД наиболее часто включаются оперативные сотрудники подразделений, специализирующихся на налоговых преступлениях, а не штатные ревизоры, которые также есть в составе подразделений по налоговым преступлениям. Обусловлено это тем, что если у инспекторов будут подозрения на скрытое или прямое противодействие проверке со стороны организации, они предпочтут прибегнуть к помощи именно «грозных» оперативников, дабы в случае чего усмирить «строптивых» проверяемых [11, с. 12].

Вернемся к законодательным нормам, определяющим полномочия как представителей ПФНС, так и ПНП ОВД. Находясь на совместной выездной ревизии, оперативник, как сотрудник милиции, руководствуется в первую очередь Законом «О милиции». Но применять свои полномочия он будет только в случае противоправного поведения со стороны организации. Статус же самой проверки только от факта присутствия «ревизора в погонах» не меняется – она продолжает оставаться именно выездной налоговой проверкой, и проводится на основании исключительно Налогового кодекса РФ. При этом полномочия представителей ПФНС от включения в состав проверяющих представителей органов внутренних дел никак не расширяются.

Если в проверке участвует милиция, значит, выявлены признаки налогового преступления

Немалый вклад в соблюдение налогового законодательства вносит прямой и обратный поток обмена информацией между контролирующими органами.

Прямой поток информации – от ПНП ОВД к ПФНС, зачастую носит «оперативный» характер, поэтому доступ к ней у представителей ПФНС закрыт. Милиционеры делятся подобными материалами очень неохотно.

Обратный поток информации – от инспекторов ПФНС в адрес ПНП ОВД, более значимый, так как количество проверок, проводимых ПФНС значительно выше, чем ПНП ОВД. Это объясняется тем, что в ПФНС ревизия – основной способ выявления нарушений, и далеко не факт, что они будут установлены. В милиции подход принципиально другой. Инспектирование представителями подразделения по налоговым преступлениям – верный знак того, что в отношении компании уже есть достаточно компрометирующей информации, а в ходе контроля лишь документально закрепляются полученные ранее «оперативные данные».

Заслуживает особого внимания инструкция, утвержденная совместным Приказом МВД России № 76 и МНС России № АС-3-06/37 от 22.01.2004. Она определяет порядок направления материалов подразделениями Федеральной налоговой службы в органы внутренних дел при выявлении признаков налогового преступления.

Согласно данной инструкции, подразделения ФНС, при выявлении сведений, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, в течение десяти суток обязаны направить материалы в ПНП ОВД для проведения проверки в соответствии со ст. 144-145 УПК РФ и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, инструкция содержит требования о порядке предварительного ознакомления сотрудников ПНП ОВД с материалами, содержащими признаки налогового преступления, а также о порядке взаимодействия контролирующих органов на стадии досудебного производства.

Следует подчеркнуть, что передача материалов проверок в ПНП ОВД происходит не после каждой проведенной проверки, а только если были выявлены факты действий налогоплательщика, содержащие в себе признаки преступлений. Значения не имеет, какая проверка была проведена – камеральная или выездная. По результатам рассмотрения материалов ревизии выносится либо решение об отказе в возбуждении уголовного дела, либо оно все-таки возбуждается.

Какая задолженность "тянет" на налоговое преступление?

Определение в Налоговом кодексе РФ размера «роковой» задолженности налогоплательщика весьма расплывчато. Это позволяет налоговикам злоупотреблять данным «пробелом» и по-своему трактовать формулировку. Конечно, в идеале они могли бы отталкиваться от тех сумм, которые приведены в Уголовном кодексе РФ. На практике сделать это не так просто: инспектору придется выбирать и просчитывать неисполненные требования, число которых порой переходит все мыслимые и немыслимые границы. Куда проще нажать на кнопку и вывести на монитор неоплаченные требования, направленные плательщику больше двух месяцев назад, и пусть с должником уже разбираются сотрудники МВД.

Должностные лица ФНС и сотрудники подразделений по налоговым преступлениям органов внутренних дел в процессе служебной деятельности обязаны строго соблюдать действующее законодательство, корректно относиться к налогоплательщикам.

Согласно ст. 37 НК РФ, органы внутренних дел несут полную ответственность за убытки, причинённые их действиями или бездействием.

В случае если при проведении мероприятий, а именно выездных налоговых проверок, предприятию, учреждению, организации причинен ущерб, убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном действующим законодательством.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:11:31