Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»1 / 2009

Социальные аспекты строительства крупных промышленных комплексов

Поляков Владимир Геннадьевич, .э.н., зав. каф. экономической теории и экономической политики Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, заслуженный строитель РФ, Россия

Ященко Сергей Олегович, Ассистент Кафедры экономической теории и экономической политики Института экономики и права Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 23

Аннотация:
Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года главной целью определяет создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения, повышения его благосостояния, предотвращения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. То есть речь идет о решении самых серьезных проблем, что возможно только в долгосрочной перспективе путем реализации планомерной и последовательной экономической политики.
Цитировать публикацию:
Поляков В.Г., Ященко С.О. Социальные аспекты строительства крупных промышленных комплексов // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 121-125.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


От выполнения перечисленных задач зависит развитие региона, самосохранение его человеческого, культурного и хозяйственного потенциалов. Несмотря на то, что основное формирующее влияние на показатели человеческого капитала (численность населения, уровень образования, навыки трудовой деятельности и др.) оказывает региональная социальная инфраструктура (здравоохранение, образование, транспортная инфраструктура, ЖКХ и др.), обеспечение продовольственной безопасности также остается важной социально-экономической задачей и одной из долгосрочных мер государственной политики, которая решается, частности, путем развития промышленности, связанной с добычей и глубокой переработкой калийной руды в целях производства калийных минеральных удобрений. Таким образом, задачей государства в данном случае становится формирование условий для проявления синергетического эффекта от развития крупной промышленности и основных отраслей социальной инфраструктуры.

Волгоградский МКХ «ЕвроХим» и его социальная политика

Развитие социальной инфраструктуры при сооружении крупных промышленных комплексов можно проследить на примере проектируемого горно-обогатительного комбината на Гремячинском месторождении Волгоградской области, строительство которого планирует осуществить МКХ «ЕвроХим».

В рамках эффективной социальной политики важнейшими условиями деятельности компании должны выступать ответственные партнерские отношения с работниками, государством и обществом, реализуемые в долгосрочной кадровой политике, заботе о благосостоянии работников, стремлении добиться максимальной безопасности производства, в непрерывном обучении персонала, целевом развитии молодых кадров и др. Кроме того, важным является осуществление благотворительной деятельности, направленной на достижение системных улучшений в сферах образования, науки, спорта и здорового образа жизни.

Эффективность социальной политики компании «ЕвроХим» можно проследить по объемам уплаты налогов в бюджеты всех уровней и расходам на социальные программы. В 2007 году объем уплаты налогов компанией составил более 3800 млн руб., что по сравнению с 2004 г. больше чем в два раза. Выплаты социального характера в области 2007 г. составили 263 млн руб., в том числе 161 млн руб. – выплаты работникам сверх обязательного минимума, 102 млн руб. – благотворительные взносы.

Планируемое строительство Гремячинского горно-обогатительного комбината на территории Волгоградской области позволит создать до 5000 рабочих мест, в том числе 300 – для инженерно-технического персонала и около 4700 – для рабочих, в том числе для обеспечивающего персонала, а также для членов семей работников комбината. Обеспеченность трудовыми ресурсами планируется осуществлять как за счет местной рабочей силы в основном из г. Котельниково и г. Волгограда, так и на основе организации целевой подготовки кадров и миграционной политики.

Перспективы решения жилищной проблемы

Планируется организация проживания работающих и их семей путем создания жилищного фонда, объектов социального и культурно-бытового назначения.

Общая численность населения, связанного с предприятием и подлежащая обеспечению жильем и объектами культурно-бытового обслуживания, определена из расчета общей численности работников – 5000 человек, доли работников, привлекаемых из других регионов, составляющей 70% от общей численности работников, и коэффициента семейности – 3,5. При этом расчетная общая численность населения составит 17 500 чел. [2]

Планируется расселение семей работников предприятия в многоквартирных и в отдельных жилых домах, в том числе: в многоквартирных – 40% семей, в малоэтажных односемейных – 60% семей. Запланировано строительство поселка «Восточный».

Обеспечение работников комбината и их семей жильем предполагается осуществить за счет стимулирования ипотечного кредитования. Реализация ипотечных схем позволит активизировать в регионе финансовый рынок и рынок кредитно-кооперативного микрофинансирования. Для этого компании-инвестору следует совместно с органами государственной власти выбрать на основе зарубежного опыта наиболее подходящий механизм обеспечения работников комбината жильем, адаптировав его к региональным условиям, а также направления и формы государственной поддержки [3].

Создание транспортной и инженерной инфраструктуры

Для успешного функционирования комбината необходимо создание современной транспортной и инженерной инфраструктуры. В этой связи, в состав проекта включено строительство подъездных дорог, магистральных и местных дорог с твердым покрытием, организация движения общественного транспорта, обслуживающего транспортировку населения новых жилых комплексов.

Доставка рабочих горно-обогатительного комбината предлагается рейсовыми автобусами Котельниково – промплощадка с дальностью перевозки 20 км и дизель-поездами ст. Котельниково – ст. Гремячинская. С учетом планируемого объема перевозок в 2000 чел. ежедневно (четыре смены – по 500 человек) потребуется 64 автобуса. Основная расчетная составность поезда – 6 вагонов [2].

Планируется также строительство сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии со схемами развития инженерных систем, предусмотренными в генеральном плане развития г. Котельниково. Необходимо построить ряд объектов, обеспечивающих хозяйственно-питьевое водоснабжение и канализование, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, радиосвязь, телефонизацию, организацию поверхностного стока и благоустройство территории.

Таким образом, реализация на территории Волгоградской области одного из самых крупных инвестиционных проектов частных компаний в новейшей российской истории (объемом 70 млрд руб.) позволит:

— создать до 5 тысяч новых рабочих мест;

— значительно увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней;

— повысить качество жизни населения;

— построить город с современной архитектурой;

— создать новую инженерную инфраструктуру;

— активизировать банковский сектор, сектор кредитно-потребительской кооперации, сферу услуг и т.д.

Государственно-частное партнерство

Для реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства предлагается получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ на строительство объектов производственной инженерной и социальной инфраструктуры, общей стоимостью 9,9 млрд руб., в том числе на объекты федеральной собственности – энергетика, железная дорога с путепроводами, газоснабжение (3,4 млрд руб.); на объекты собственности Волгоградской области – автомобильная дорога «Волгоград-Сальск» и автомобильная дорога «подъезд к хутору Пимено-Черни» (1,3 млрд руб.); на объекты муниципальной собственности – водоснабжение г. Котельниково, инженерная инфраструктура жилого поселка «Восточный», транспортная инфраструктура г. Котельниково, объекты социальной инфраструктруры (школы, больницы, поликлиники, детские сады, центр детского творчества, клуб) – 5,3 млрд руб. [2]

В целом, на примере МХК «ЕвроХИМ» можно увидеть, каким образом при строительстве крупных промышленных комплексов инвестор должен проводить политику социальной ответственности, эффективная реализация которой выступает одним из факторов успешного функционирования предприятия. Создание и поддержка объектов социальной инфраструктуры в данном случае должны являться обязательным условием строительства промышленных комплексов, и гарантом их дальнейшего функционирования.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241