Уровень цен и конкуренции на рынке сотовой связи в регионах РФ

Красносельский А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Красносельский А.В. Уровень цен и конкуренции на рынке сотовой связи в регионах РФ // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 89-93.

Аннотация:
Хорошо известно, что рынок сотовой связи в России не является однородным по большинству характеристик. Различия проявляются уже в возможности выхода компании на рынок определенного региона. Этим обуславливается присутствие различного числа операторов, что приводит к дифференциации регионов по конкурентной ситуации, уровню цен, спросу на услуги сотовой связи.

Ключевые слова: конкуренция, сотовая связь

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В регулярных обзорах отрасли российский рынок сотовой связи обычно анализируется как единое целое, что в основном обусловлено недостатком данных по некоторым субъектам федерации. К настоящему моменту было опубликовано единственное исследование [1] с анализом и сравнением конкурентной и ценовой ситуаций по отдельным регионам. В данной статье на основе полученных автором результатов сделаны выводы о состоянии отрасли, несколько отличные от выводов в указанной работе [1].

Стоимость «мобильной корзины»

Сотовая связь включает в себя разные типы услуг, различающиеся, в том числе, по себестоимости и цене для конечного пользователя. Поэтому приходится вводить специальные показатели, характеризующие ценовой уровень услуг. Основным таким параметром служит APPM (average price per minute – средняя цена за минуту), который вычисляется как совокупная выручка оператора за определенный период, деленная на трафик. Стоимость услуг сотовой связи не всегда точно характеризуется показателем APPM, так как на него влияют взаиморасчеты между операторами, доходы от абонентов в роуминге и другие факторы.

Альтернативным подходом служит использование стоимости фиксированного набора услуг сотовой связи. В данном исследовании корзина услуг мобильной связи, предложенная ОЭСР [1] и часто используемая в странах ЕС, была адаптирована с учетом специфики российского рынка. Выбор этой методологии обусловлен возможностью использовать открытую информацию по тарифным планам. Основным источником служила база тарифов, составленная в компании «Вымпелком» по филиалам присутствия оператора. Использовалась статистика по 65 субъектам Российской Федерации, где проживает более 90% от числа абонентов сотовой связи. Корзина услуг сотовой связи бралась в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Структура «мобильной корзины»


Количество единиц (звонков / сообщений)
Средняя продолжительность звонка, мин
Внутрисетевые звонки
33
1.9
На номера конкурентов
15
1.7
На фиксированную сеть
12
1.8
SMS
50

MMS
0.6

Стоимость сотовой связи по сравнению с другими товарами

В таблице 2 отображены по пять субъектов федерации с наиболее низкой и наиболее высокой средней стоимостью «мобильной корзины». Приведена минимальная стоимость корзины из всех тарифов выборки. Относительная стоимость определена по сравнению со средней (6841 руб.) [2].

Таблица 2

Стоимость «мобильной корзины» в регионах Российской Федерации

Регион
Кол-во тарифов в выборке
Минимальная стоимость корзины
Средняя стоимость корзины
Относительная стоимость потребительской корзины
Ростовская обл.
25
94
187
0.96
Волгоградская обл.
19
148
205
0.93
Респ. Дагестан
11
166
209
0.83
Нижегородская обл.
29
102
218
0.98
Краснодарский край
23
116
220
0.95





Москва и обл.
24

467
1.24
Новосибирская обл.
18

458
1.00
Респ. Хакасия
45

393
0.93
Владимирская обл.
26

383
0.96
Кировская обл.
31

375
0.90

Для потребителя важной является не только абсолютная, но и относительная стоимость сотовой связи по сравнению с другими товарами и услугами. С этой целью для кластеризации регионов предлагается рассматривать показатель K, равный частному от деления относительной стоимости мобильной корзины (средняя стоимость по России – 290 руб.) на сумму стоимости потребительской корзины.

Показатель K меняется от 1.58 (Новосибирская область) до 0.65 (Камчатский край и Ростовская область). Регионы при этом могут быть разбиты на 3 группы. В первой из них стоимость сотовой связи низка по сравнению с другими потребительскими товарами и показатель К для них составляет менее 0.9. В эту группу попадает около 20% регионов.

Во второй стоимость сотовой связи соответствует потребительским ценам и К находится в диапазоне 0.9–1.1; в нее попадает около 40% регионов. В оставшихся 40% регионах, где К превышает 1.1, сотовую связь следует считать относительно дорогой.

Разброс цен на услуги сотовой связи в регионах России достаточно существенен. Средняя стоимость корзины по филиалам с тремя операторами составляет 319 руб., с четырьмя – 281 руб., с пятью – 268 руб. Разница между средней стоимостью корзины по десяти регионам с самыми высокими и самыми низкими ценами составляет около 80% (389 и 216 рублей соответственно). Эти данные подтверждают необходимость анализа рынка сотовой связи в субъектах федерации по отдельности, а не на уровне агрегированных для страны величин.

Конкурентная ситуация в регионах России

Цены на услуги сотовой связи, в первую очередь, определяются конкурентной ситуацией в регионах. Для ее анализа использовался индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), равный сумме квадратов рыночных долей компаний, присутствующих в регионе. В таблице 3 отражены показатели HHI, рассчитанные на основе данных компании «Вымпелком», отчетов J&P по рыночным долям операторов и экспертных оценок активных баз за сентябрь 2008 г.

Таблица 3

Регионы с наиболее высоким уровнем конкуренции

Регион
HHI
Нижегородская обл.
0.22
Свердловская обл.
0.24
Челябинская обл.
0.25
Ульяновская обл.
0.25
Респ. Татарстан
0.26
...

Алтайский край
0.51
Вологодская обл.
0.50
Краснодарский край
0.46
Томская обл.
0.45
Камчатский край
0.45

В таблице 3 приведены данные по десяти регионам с наиболее высокими и наиболее низкими значениями уровня концентрации. Коэффициент корреляции между массивами значений HHI из работы [1] и данного исследования равен 0.94. Относительная разность значений не превышает 15%. Небольшие различия обусловлены использованием статистики по полной абонентской базе оператора в работе [1] и оценок активной базы в данном исследовании.

Помните о дисперсии [2]!

Результаты исследования подтвердили существенные различия уровня цен и степени концентрации рынка сотовой связи в регионах страны. При анализе российского рынка как единого целого возникает вопрос: как подсчитаны данные и как их следует интерпретировать?

Например, в работах [1] и [3] для индекса концентрации, по-видимому, берутся рыночные доли каждого из операторов от общего числа пользователей в стране. Если использовать подсчитанные таким образом рыночные доли операторов по данным ресурса [4], то показатель HHI будет равен для России 0.24, что соответствует значению 0.247 из работы [1]. Это значение не несет статистического смысла, так как не существует «общефедерального» рынка и соответствующих рыночных долей.

Значения индекса концентрации для региональных рынков равномерно заполняют широкий диапазон от 0.2 до 0.5, поэтому для агрегации результатов для России логичнее использовать среднее или медианное значение показателя. Применяя этот подход, получим индекс концентрации (как среднее, так и медианное значения) равный 0.39.

Значение 0.247 свидетельствует о благоприятной конкурентной ситуации в России, являясь близким к такому конкурентному рынку, как британский (HHI равен 0.23 по данным ресурса [4]). Индекс, равный 0.39, свидетельствует об обратном, превышая значения для таких стран, как Украина или Чехия.

Отметим, что проблема агрегации данных на общефедеральный уровень является типичной для стран, где региональные рынки обособлены друг от друга в достаточной степени, где регулятор определяет условия входа в отрасль в отдельности для каждого региона. Подтверждением этому служат работы [5] и [6], содержащие обзор конкурентной ситуации на рынках США и Бразилии.

Таким образом, рынок сотовой связи России представляет собой определенную абстракцию, облегчающую задачу анализа отрасли в отсутствие данных по отдельным регионам. Следует внимательно относиться к публикующимся общефедеральным значениям показателей, и по возможности выяснять, по какой методологии они рассчитаны. Необходимо помнить о существенной дисперсии показателей рынка сотовой связи в российских регионах. Это поможет избежать некорректных выводов и сделать правильные заключения о состоянии отрасли в стране.

[1] Сокращение от Организация экономического сотрудничества и развития — прим. ред.

[2] Дисперсия — величина, характеризующая степень разброса количественных значений величин статистической выборки (случайных величин) относительно среднего значения для этой выборки. Более общее значение понятия — отклонение от среднего значения — прим. ред.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:13