Некоторые вопросы формирования и реализации системы целей социально-экономического развития на среднесрочную перспективу

Федорова И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (129), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Федорова И.В. Некоторые вопросы формирования и реализации системы целей социально-экономического развития на среднесрочную перспективу // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 15-20.

Аннотация:
Проведение эффективной политики, нацеленной на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития, является необходимым ответом государства на существующие макроэкономические вызовы. В условиях развивающегося мирового финансового кризиса системные и целенаправленные усилия государственной власти по стабилизации принимают форму осознанного выбора стратегии развития как экономического комплекса страны в целом, так и отдельных секторов хозяйства.

Ключевые слова: финансовый кризис, стратегия экономического развития, социально-экономические развитие

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Формирование системы целей социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективы напрямую зависит от выбора конкретного сценария или стратегии развития.

Цели социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный периоды должны максимально полно отражать потребности всех субъектов экономики и социальной сферы (граждан, бизнес-сообщества, некоммерческих организаций, государства). При этом должны учитываться имеющиеся ресурсные (бюджетные) ограничения и заданный вектор развития (сценарий, стратегия).

Под целями социально-экономического развития Российской Федерации в рамках данной статьи предлагается понимать выраженные в вербальной форме актуализированные потребности общества на данном этапе и в рамках имеющихся ограничений по ресурсам.

Концепция социально-экономического развития

Цели на 2006–2008 гг. были сформулированы на основе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы) [1]. В основных своих частях она на данный момент реализована, за исключением тех целей, достижение которых не вписывается в рамки трехлетнего периода и автоматически переносится на более длительные сроки.

Принятая недавно Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (КДР) [2] закладывает основы стратегического планирования на более длительную перспективу.

В КДР выделяется комплекс основных внутренних и внешних факторов, влияние которых на экономику России с необходимостью приводит к изменению системы приоритетов и целевых ориентиров на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Согласно принятой Концепции на изменение имеющейся системы стратегических целей оказывают влияние, в первую очередь, следующие факторы:

– высокая степень нестабильности мировой финансовой системы;

– высокая вероятность наступления кризиса перепроизводства в связи со снижением потребительского спроса и кризисом системы кредитования;

– неблагоприятное для стран-экспортеров (в том числе и России) изменение мировой конъюнктуры цен на энергоносители;

– замедление роста экономики;

– потенциальная угроза стагфляции [3];

– усиление глобальной конкуренции на мировых рынках;

– усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии и снижение влияния многих традиционных факторов роста;

– усиление роли человеческого капитала как фактора экономического развития;

– внутренние структурные ограничения роста.

Системы поставленных целей

Выделенные факторы предопределили существенные отличия структуры и содержания системы целей, изложенных в КДР и Послании Президента РФ Федеральному Собранию [2], от системы целей социально-экономического развития на 2006–2008 гг.

Для сравнения приведем цели первого уровня КДР и системы целей 2006–2008 гг.

Цели КДР:

1) развитие человеческого потенциала России;

2) создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику;

3) структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития;

4) закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов);

5) расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда;

6) переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

Цели Сводного доклада:

1) повышение уровня и качества жизни населения;

2) повышение уровня национальной безопасности;

3) обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;

4) создание потенциала для будущего развития.

Формулировки и акценты в целях КДР расставлены совершенно иначе. Это, однако, не исключает наличия общих черт и преемственности между двумя системами на более детализированном уровне.

Механизм реализации

Осуществление стратегического управления социально-экономическим развитием подразумевает наличие механизма реализации целей. Он должен включать все необходимые процедуры, начиная от постановки задачи и заканчивая анализом и оценкой результатов ее выполнения.

Система целей социально-экономического развития представляет собой иерархическую многоуровневую систему. Каждой цели нижнего уровня соответствует набор показателей, позволяющих оценивать степень ее достижения.

Отлаженный и оперативно действующий механизм анализа результатов деятельности субъектов бюджетного планирования (СБП) по достижению поставленных перед ними целей и задач является одним их важнейших элементов системы планирования и управления. Процедура анализа должна представлять собой последовательность действий, направленных на получение ответов на следующие вопросы:

– какова степень достижения целевых показателей, характеризующих реализацию данной цели,

– насколько адекватно и полно охватывают применяемые целевые показатели процесс достижения цели;

– какова эффективность бюджетных ресурсов, выделяемых СБП на реализацию целей социально-экономического развития страны, включая обоснование объемов выделяемых средств и оценку достоверности получаемых результатов.

Увязка с бюджетными возможностями и нормативная база

Центральным вопросом реализации целей социально-экономического развития (способом их осуществления) является их увязка с целями и задачами СБП, встраивание в систему исполнения бюджета.

При анализе целей социально-экономического развития необходимо учитывать сложные опосредованные взаимосвязи между ними, которые вытекают не только вследствие наложения или пересечения целей друг с другом, но и из внутренних пропорций экономической системы, стремящейся к равновесию. Это, например, соотношения между:

– потреблением и накоплением;

– потребностью в трудовых ресурсах и наличием соответствующего предложения;

– ставкой процента, средней нормой прибыли и нормативом эффективности капитальных вложений;

– ростом денежных доходов и инфляцией и т.д.

Недоучет этих закономерностей при обосновании значений целевых нормативов на перспективу может привести к возникновению диспропорций и нарастанию кризисных явлений в экономической системе.

На данном этапе насущно необходимым является разработка и принятие:

– легитимной методики [4] формирования и реализации целей социально-экономического развития;

– соответствующего нормативно-правового обеспечения формирования и реализации целей (закона, регламентирующего процесс формирования и реализации целей социально-экономического развития страны),

– прогнозно-аналитических, программных и плановых документов.

[1] Указанный документ был утвержден распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р — прим. ред.

[2] Указанная Концепция утверждена распоряжением Правительства от 17.11.2008 № 1662-р — прим. ред.

[3] Стагфляция (от лат. stagno — делаю неподвижным и inflatio — вздутие) — сочетание стагнации и инфляции, состояние экономики, при котором происходят одновременно спад производства, рост цен и безработицы, сочетание экономического кризиса с инфляцией — прим. ред.

[4] То есть построенной на основе закона, иного нормативно-правового акта — прим. ред.


Страница обновлена: 28.03.2024 в 12:00:48