Жизненный цикл экономических преимуществ социально-ориентированного предприятия в современных условиях хозяйствования

Кашин А.В., Сенчукова Г.В., Губкина Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (129), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кашин А.В., Сенчукова Г.В., Губкина Н.А. Жизненный цикл экономических преимуществ социально-ориентированного предприятия в современных условиях хозяйствования // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 34-39.

Аннотация:
В XIX веке преобразование бизнеса должно носить инновационный характер, т.е. включать инновационные методы управления, технологии, знания. Развитие наукоемких технологий, продукции и становление рынка инноваций в целом создают качественно новую среду функционирования социально-ориентированного предприятия и формируют сложные условия с высокой степенью неопределенности и риска.

Ключевые слова: инновации, экономические преимущества



Целесообразно рассматривать возможные пути преобразования деятельности компаний на основе адаптации положительно зарекомендовавших себя западных моделей преобразования бизнеса, которые бы обеспечили дополнительные конкурентные экономические преимущества.

Практика показывает, что недостаток понимания картины происходящего – лишь следствие, а причина кроется в «невежественном» мышлении и в способности «закрывать глаза» на плохое. Ли Дж. Болмэн и Терренс Е. Дил называют этот феномен «психической тюрьмой», которая «мешает руководителям и лидерам увидеть старые проблемы в новом свете или найти более перспективные пути решения – когда они не знают, что делать, они еще усерднее делают то, что знают» [2].

Рефрейминг

На наш взгляд, расширить управленческое мышление менеджмента социально ориентированного предприятия возможно с помощью рефрейминга. Этот термин (англ. reframe) заимствован из психологии и означает переформирование, переосмысление, умение заново приспособить или по-новому сформулировать.

В качестве ключевых критериев значимости рефрейминга можно предложить следующие:

1) оценка ключевых компетенций бизнеса (инновационной технологии процесса производства высококвалифицированным персоналом);

2) оценка возможностей развития бизнеса;

3) повышение цены конкурентных преимуществ;

4) расширение занимаемой рыночной ниши.

Следует отметить, что естественным фактором, ограничивающим возможности преобразования социально ориентированных предприятий, является жизненный цикл (фирмы, товара или услуги). Его продолжительность в основном составляет от 2 до 7 лет. В связи с этим только обязательное выполнение условий системности и непрерывности проводимых преобразований обеспечит долгосрочный эффект и позволит продлить жизненный цикл за счет формирования и реновации экономических преимуществ предприятия.

Жизненный цикл экономических преимуществ

Жизненный цикл экономических преимуществ аналогичен жизненному циклу товара, производимого и реализуемого социально ориентированным предприятием. Под жизненным циклом экономических преимуществ такого предприятия будем понимать их продолжительность в зависимости от спроса, предъявляемого потребителями на производимый товар (услугу).

Графическое отображение жизненного цикла экономических преимуществ представлено на приведенном рисунке.

Рис. Жизненный цикл экономических преимуществ

Путем наложения жизненного цикла экономических преимуществ предприятия на жизненный цикл товара выделим следующие фазы жизненного цикла экономических преимуществ предприятия:

1) фаза обнаружения;

2) фаза формирования;

3) фаза использования;

4) фаза поддержания.

С учетом положений теории жизненного цикла предприятий ниже приведем характеристику каждой из выделенных нами фаз, отображенных на рисунке 1.

Обнаружение и формирование

Первая фаза – фаза обнаружения – характеризуется становлением новых продуктов, технологий, основных фондов, нового персонала, новой системы управления. Необходимо определить источник получения преимущества и максимизировать влияние тех факторов, которые способствуют его усилению. Таким образом, необходимо последовательное выполнение следующих действий:

1) сравнение экономических параметров деятельности предприятия с аналогичными параметрами конкурентов;

2) преобразование бизнеса – решение о выпуске нового продукта (услуги);

3) оценка производственного потенциала – достаточность имеющихся основных фондов;

4) инвестиционное проектирование – решение о переходе к новым технологиям;

5) перепроектирование организационной структуры – оценка уровня управляемости;

6) проведение рефрейминга – подготовка сознания работников.

Вторая фаза – фаза формирования – основывается на определении ценностей предприятия, которые могут быть превращены в экономические преимущества. В данном случае необходимо проанализировать процесс превращения ценности в какой-либо вид эффекта (организационный, технологический, технический и т.д.). Ниже представлена последовательность действий, осуществляемых в процессе формирования экономических преимуществ предприятия:

1) сравнение неценовых параметров деятельности предприятия с аналогичными параметрами конкурентов;

2) преобразование неценовых параметров – решение об усилении имиджа, рекламы, смена логотипа;

3) проведение рефрейминга – подготовка рынка к новым ценностям предприятия;

4) инвестирование в неценовые факторы – решение об «упреждающем» отрыве от конкурентов.

Использование и поддержание

Третья фаза – фаза использования – самая ключевая стадия, требующая активных действий со стороны компании. Здесь нужно предпринять меры по усилению положения на рынке с целью занятия доминирующего положения, а также уделить особое внимание проводимой ценовой политике. На данном этапе необходимо последовательное выполнение следующих действий:

1) сравнение ценовых параметров деятельности предприятия с аналогичными параметрами конкурентов;

2) сравнение качественных параметров деятельности предприятия с аналогичными параметрами конкурентов;

3) проведение агрессивной и гибкой ценовой политики;

4) усиление рыночных позиций – занятие доминирующего положения.

Наступление четвертой фазы – фазы поддержания – может быть связано с происходящими изменениями во внутренней и внешней среде организации, внедрения инноваций, реструктуризации бизнеса компании.

Предприятие проводит оценку состояния производимых товаров и услуг с целью определения их морального старения и принимает решения о своем дальнейшем развитии на основе анализа целесообразности затрат для поддержания уровня отрыва от конкурентов [4, с. 28].

Моногород [1]

Следует отметить, что в ситуации, когда экономический потенциал городов или регионов зависит от прибыльности и устойчивости одного или нескольких промышленных предприятий, преобразование их деятельности затрагивает интересы всех социальных групп, на которые влияет бизнес, и которые могут оказывать влияние на его экономические преимущества. По своей сути такие градообразующие предприятия имеют социально ориентированный характер.

По мнению И. Тургель и А. Зорина [5, с. 86], градообразующее и социально ориентированное предприятие и моногород в рамках жизненного цикла последовательно проходят три фазы – начальную, фазу стабильного развития и фазу затухания. Схема может быть нарушена только при наличии существенных внешних и внутренних стимулов для выхода на качественно новый уровень взаимодействии и сосуществования.

В качестве весомого фактора, влияющего на долгосрочность отношения между органами местного самоуправления и хозяйствующими образованиями, расположенными на его территории, является политический цикл (четырехлетний цикл выборов в выборные органы власти и управления) [1, с. 34]. Для доминирующей фирмы риском является смена руководителей местного органа власти после очередных выборов. Это может приостановить реализацию совместных мероприятий, также возможен пересмотр (ревизия) ранее достигнутых договоренностей.

Рассмотренный в статье вариант применения теории жизненного цикла при формировании экономических преимуществ социально ориентированного предприятия, а также моногорода, позволяет сделать вывод, что естественным является их стремление максимально удлинить жизненный цикл. Это, собственно, и выступает базовой предпосылкой и основным условием стратегического развития.

Практика подтверждает необходимость применения техники рефрейминга при проведении преобразования деятельности бизнеса с учетом необходимости удлинения жизненного цикла экономических преимуществ социально ориентированного предприятия.

[1] Моногород – это город, где большая часть населения работает на одном-двух градообразующих предприятиях, а бюджет сильно зависит от его налоговых отчислений — прим. ред.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:18:53