Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»2 / 2009

Факторы влияющие на управленческие инновации

Радченко Мария Владимировна, К.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономических дисциплин » Биробиджанского филиала Амурского государственного университета, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 28

Аннотация:
Для успешной реализации любых нововведений, тем более новых методов управления, исключительно важную роль играет характер воззрений персонала — его ориентация на развитие, отношение к переменам, готовность к риску и т.д. Внедрение стратегического управления является кардинальным управленческим новшеством. Оно связано с переориентацией всего мышления с внутрипроизводственных на внешние проблемы.
Цитировать публикацию:
Радченко М.В. Факторы влияющие на управленческие инновации // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 75-79.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


При реализации управленческих новаций требуется огромная работа по преодолению сопротивления изменениям, по формированию новой «организационной культуры».

При оценке основных факторов, которые, по мнению руководителей, препятствуют внедрению управленческих новаций на их предприятиях, предприниматели демонстрируют известные стереотипы отношения к этой проблеме.

Что препятствует внедрению управленческих инноваций?

Первое место с огромным отрывом от всех остальных факторов занимает отсутствие финансовых возможностей у предприятия. На него указали 208 опрошенных руководителей, что составляет 76% ответивших.

Второе место у группы из трех факторов:

невозможность заниматься инновациями из-за высокой загруженности (отметили 64 руководителя или 24% ответивших). Для топ-менеджеров компаний, ориентированных на выживание, этот фактор не является столь значимым (17%), как для руководителей малых предприятий (МП), основная цель которых стабилизация (30%) или развитие (30%);

отсутствие информации об эффективных нововведениях в сфере управления (отметили 19% ответивших);

отсутствие возможности получить квалифицированную помощь и консультации (отметили 15% ответивших).

Третье место по степени влияния занимают три фактора:

недостаточная квалификация управленческих кадров, на которую указали 13% ответивших;

отсутствие необходимости в управленческих новациях, (12%);

незначительное влияние новаций на результаты деятельности предприятия (10%).

Незначительно влияет на внедрение управленческих новаций отсутствие идей – этот фактор отметили 3% ответивших.

Главная проблема — финансовая,…

Прибыльность предприятия существенным образом определяет оценку влияния на внедрение управленческих нововведений такого фактора, как отсутствие финансовых возможностей:

среди руководителей убыточных предприятий его выделили 87% ответивших;

среди руководителей МП с небольшой прибылью – 76% ответивших;

среди руководителей предприятий со средней прибыльностью – только 64% ответивших.

В зависимости от динамики инвестиций имеются различия в роли отдельных факторов, препятствующих внедрению управленческих новаций.

Так, вес наиболее существенного фактора – отсутствие финансовых возможностей у предприятия – с увеличением инвестиций падает. И если на его влияние указали 89% руководителей компаний, уменьшивших инвестиции, то для малых предприятий, их увеличивших, это число равно 50%.

Для предприятий, уменьшивших инвестирование, в отличие от всех других, на второе место по важности вышел такой фактор, как отсутствие возможности получить квалифицированную помощь и консультации 22%.

Именно тот факт, что, независимо от финансовой устойчивости организации, все руководители считают, что управленческим нововведениям мешает нехватка финансов, убеждает в обратном.

Традиционный менталитет российских менеджеров таков, что истоки всех неудач предприятия они склонны видеть, прежде всего, во внешних обстоятельствах и трудностях, в неблагоприятных условиях деятельности.

Нет понимания сущности управления как деятельности, направленной на максимальное использование потенциала предприятия именно в данных объективных внешних условиях. Подавляющее большинство руководителей не нацелены на анализ управленческой деятельности и на самоанализ, на выделение проблем в сфере управления своим предприятием, на поиск управленческих новаций.

…но корень проблемы — организационная культура руководителей,…

Нехватка финансов – понятие относительное. Не хватает всегда на то, что второстепенно, не актуально, можно отложить. К тому же управленческие инновации не отнесешь к разряду затратных. Они не связаны с финансированием НИОКР, закупкой технологий и нового оборудования. Главная причина – это все же организационная культура, включающая и систему ценностей российских руководителей.

Знания в области менеджмента, специальное образование, специальный поиск и освоение новшеств в сфере управления традиционно мало значимы для большинства руководителей, так как они уверены в своем уровне, опытности и т.д. Изложенные выше результаты исследования подтвердили, что менее всего предприниматели испытывают затруднения при создании эффективной системы управления.

Недооценка значимости сферы управления, привычка полагаться на свой опыт и интуицию, скептическое отношение к научным разработкам и специальному образованию проявились и в оценках респондентов степени положительного влияния управленческих нововведений на финансово-экономические результаты деятельности предприятий.

Так, положительного влияния внедрения управленческих нововведений на финансово-экономическое состояние своей фирмы ожидают 54% опрошенных руководителей. Из них 23% считают, что это влияние будет значительным. Такого мнения придерживаются только 8% менеджеров компаний, основная цель которых на ближайший год – выживание; 14% руководителей фирм, цель которых – стабилизация. 33% руководителей МП, ориентированных на развитие, считают, что влияние будет средним, 39%; считают, что влияние будет незначительным, 38%.

Не ожидают улучшения финансово-экономического положения своей фирмы от внедрения управленческих новаций 25% опрошенных руководителей малых предприятий. Не имеют позиции по этому вопросу 21%, а среди менеджеров фирм, основная цель которых – выживание, доля затруднившихся с ответом – 30%.

Наиболее оптимистично в отношении влияния управленческих нововведений на финансовое положение предприятия настроены руководители:

промышленных предприятий (68%);

фирм, занимающихся информационным обслуживанием (67%);

торговых фирм (67%).

Меньше ждут от управленческих новаций руководители строительных фирм. Менее половины из них (48%) считают, что их внедрение приведет к улучшению финансового состояния их предприятий.

Больше всего затруднившихся с ответом оказалось в таких видах деятельности, как строительство (35%) и жилищно-коммунальное хозяйство (29%).

…динамика инвестиций и целевые установки компании

Динамика инвестиций прямо пропорционально влияет на ожидание улучшения состояния фирмы в зависимости от внедрения управленческих новаций. На предприятиях, уменьшивших капиталовложения, доля пессимистов была максимальной и составила 32%. В компаниях, не менявших их объем, она сократилась до 24%.

Для МП, увеличивших инвестиции, доля минимальна – 7%. Значительного и среднего улучшения состояния фирмы в этой группе руководителей ожидают 64% респондентов: 21% и 43% соответственно.

Руководители фирм, увеличивших инвестиции, полностью определились по этому вопросу в отличие от тех, чьи МП значительно их уменьшили, где почти четверть опрошенных затруднились с ответом (24%).

От основной цели на ближайший год зависит оптимизм руководителей в отношении влияния внедрения управленческих нововведений на финансовое состояние фирмы. Значительного улучшения ожидают руководители:

только 8% предприятий, ориентированных на выживание;

13% МП, ориентированных на стабилизацию;

32% предприятий, ориентированных на развитие.

Объективная необходимость управленческих нововведений руководителями российских малых предприятий в значительной мере осознается. Потребность в использовании новых методов менеджмента при решении различных задач испытывают 71%, а при управлении конкретными сферами деятельности – 67% опрошенных руководителей.

Более зрелая позиция в отношении качества менеджмента в целом и инновационной активности, в частности, в этой сфере способна обеспечить наибольшую эффективность в использовании всех возможностей предприятия.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241