Разделение предприятий

Иванов Ю.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (14), Февраль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванов Ю.В. Разделение предприятий // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 2. – С. 9-16.

Аннотация:
Продолжаем разговор о трансформациях предприятий, или видоизменениях предприятий, связанных со сменой юридического лица, начатый в прошлом году. Напомним, что трансформации бывают интеграционные и дезинтеграционные. К дезинтеграционным трансформациям относятся деление (разделение, выделение) и разъединение.

Ключевые слова: структурная трансформация, разделение предприятий

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Продолжаем разговор о трансформациях предприятий, или видоизменениях предприятий, связанных со сменой юридического лица, начатый в прошлом году. Напомним, что трансформации бывают интеграционные и дезинтеграционные. К дезинтеграционным трансформациям относятся деление (разделение, выделение) и разъединение.

Самым распространенным вариантом деления является случай, когда в рамках одного предприятия существует несколько бизнес-направлений (выпуск разных товаров, оказание разных услуг, торговля разными товарами, а иногда все это вместе), которые по мере развития постепенно начинают мешать друг другу. Когда бизнес становится трудно управляемым, разумным выходом является его разделение на независимые или полузависимые предприятия с соответствующим разделением организационных структур. При этом нередко в самостоятельный вид деятельности выделяется перспективное направление бизнеса для его свободного и независимого развития.

Еще одна популярная причина разделения предприятий ‑ психологическая несовместимость владельцев-партнеров.

Если партнеры заметно неравноправны (неодинаковая доля в уставном капитале, разное влияние на дела предприятия), то дело чаще кончается выкупом имущества или другим способом вытеснения партнера. Если же они примерно равны по влиянию на дела предприятия, то дело обычно заканчивается разделением предприятия на два новых.

Выделение организационно сводится к образованию дочерних или зависимых предприятий, а также филиалов или представительств.

Среди причин разделения предприятий за счет образования дочерних или зависимых предприятий можно выделить следующие:

1. Диверсификация операций предприятия.

2. Обособление лицензионных видов деятельности.

3. Оптимизация структуры управления.

4. Маневрирование материальными и финансовыми ресурсами.

5. Улучшение схемы финансовых потоков.

6. Управление рисками и повышение устойчивости бизнеса.

7. Конфиденциальность контроля.

Выделение в большинстве случаев является следствием заполнения своей и поиска новых рыночных ниш. Это могут быть:

а) предприятия, непосредственно работающие с клиентами (банки, торговые фирмы, магазины, предприятия сферы обслуживания и т.д.), которые охватили большинство потенциальных клиентов в зоне обслуживания и озабочены поисками новых. Выходом для них является расширение ассортимента предлагаемых услуг или территориальная экспансия путем создания филиалов или дочерних предприятий.

б) предприятия, работающие с клиентами опосредовано (например, фирмы по выпуску промышленных товаров), которые охватили товарами весь сегмент рынка. Выход: диверсификация производства, выпуск новых товаров, освоение новых рынков. Удобнее это делать, создавая новые структуры.

Так, компания “Джонсон и Джонсон” имеет 150 отделений, расположенных по всей территории США, специализирующихся на выпуске одного продукта, и обладающих значительной самостоятельностью.

В целом создание специализированных отделений банков, магазинов или промышленных предприятий и переход в связи с этим на, так называемую, дивизиональную структуру управления позволяет повысить гибкость предприятия в меняющихся условиях. Достигается легкость перестройки производства и управления, ускорение внедрения новинок, улучшение психологического климата.

Встречаются несколько вариантов деления предприятий:

1. Разделение на независимые предприятия.

2. Выделение части предприятия:

а) выделение без образования нового юридического лица (представительства и филиалы);

б) выделение с образованием нового юридического лица (дочерние и зависимые фирмы).

3. Условное деление. Это особый случай. Можно создать отделения со специальными целями, а именно: оффшорные предприятия, подставные предприятия и другие. В некриминальной сфере целями их создания могут быть снижение налогов, перевод капиталов в другую страну для уменьшения политических рисков, либо обхождение запретов антимонопольного законодательства. Возможны и другие цели.

Итак, при делении могут появиться юридически самостоятельные или юридически несамостоятельные предприятия. Кроме того они могут быть территориально обособленными или необособленными (рис.1).

Форма представительств и особенно филиалов наиболее характерна для банковской системы. Конкретные примеры приводить излишне. Филиалы имеют все крупные российские банки (как бывшие государственные, так и вновь созданные, коммерческие). На 1 декабря 1999 г. банки имели: Сбербанк РФ – 27799 филиалов, УАКБ “Уникомбанк” - 68, ОАО МАКБ “Возрождение” - 60, Газпромбанк -23, Альфа-банк - 22 филиала.

Новым видом организации бизнеса является интрапренерство или корпоративное предпринимательство.

Приведем типичную ситуацию возникновения интрапренерства.

В отделе корпорации изобретен перспективный продукт, производство которого находится в стороне от основного направления деятельности компании. Изобретатель уверен, что новый продукт найдет применение на рынке, но сам не имеет средств для его производства. Руководство корпорации принимает решение о создании дочерней компании с долевым участием изобретателя. В результате в выигрыше оказываются и изобретатель и корпорация.

В России разные варианты интрапренерства начали применяться с самого начала внедрения рыночных отношений, причем не только в крупных, но и в средних и малых компаниях. В частности, инвестиционная компания НИПЕК (Нефтяная инвестиционно-промышленная Евроазиатская корпорация, создана в 1992 году как открытое акционерное общество, входит в финансово-промышленную группу НИПЕК-Биопроцесс) создала дочернюю (100 % участие) брокерскую фирму НТТ и несколько холдингов (со 100% участием) по управлению пакетами акций ряда приватизированных предприятий, приобретенных на чековых аукционах.

Торговая фирма “Альфа-Эко” (концерн Альфа-групп, оптовая торговля нефтью и нефтепродуктами, углем и коксом, сахаром и чаем, вином) создала два холдинга по управлению принадлежащими ей чаеразвесочными фабриками и сахарными заводами. Ее дочерняя фирма “Иркол”, выполняющая функции депозитария, образована при долевом участии директора этой фирмы. Большинство финансовых компаний в России образуют дочерние предприятия - Альфа-групп, НИПЕК, РИНАКО-Плюс и т.д.

В 50-годы в США появился новый способ организации бизнеса - франчайзинг.

Франчайзинг ‑ это соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продуктов или услуг, защищенных торговой маркой, передает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции независимым розничным торговцам в обмен на получение от них платежей от реализации продукции (“роялти”) и обязательств по соблюдению технологии производственных операций.

В настоящее время интересный опыт франчайзинга демонстрирует система “1С: Франчайзинг”, которая представляет собой сеть предприятий, осуществляющих комплексные услуги по автоматизации учетной и офисной работы. Франчайзинговые фирмы работают под единой маркой “1С:Франчайзинг”, имеют в своем составе аттестованных фирмой “1С” специалистов, гарантируют высокое качество выполнения стандартного набора услуг. Основным программным продуктом фирмы “1С” является бухгалтерская программа “1С:Бухгалтерия”, которую выбрали для себя уже более 150 тыс. организаций. Наиболее распространены франчайзинговые сети в области быстрого питания: “Макдональдс”, “Русское бистро”, “Крошка-картошка”, “Теремок-русские блины”.

Разъединение является процессом, противоположным объединению. Вариантами разъединения являются:

  • 1. Выход отдельного предприятия (нескольких предприятий) из объединения.
  • 2. Роспуск объединения в целом.
  • Эти варианты осуществляются в тех случаях, когда затраты на пребывание предприятий в объединении начинают превышать выгоды участия в нем. Рассмотрим варианты для разных видов объединений.

  • 1. Выход из объединения независимых предприятий или роспуск объединения в целом.
  • Ассоциация, союз. Главной причиной выхода или роспуска является то, что дополнительная прибыль, полученная в результате участия в объединении, с какого-то момента перестает покрывать членские взносы.

    Картель. Соглашение о разделе рынка прерывается в результате резких изменений на нем:

    а) рынок резко уменьшается или увеличивается;

    б) один (несколько) из участников соглашения начинает его нарушать;

    в) появляются новые активные участники рынка;

    г) предприятие уходит с данного рынка.

    Консорциум. Подобные соглашения нередко заключаются в условиях организационной и финансовой неопределенности проектов:

    а) недостаточной разведки месторождений;

    б) приблизительной оценки необходимых инвестиций;

    в) финансовой и политической неопределенности в стране и т.д.

    Неудивительно, поэтому, что по мере продвижения проекта и уточнения его организационных и финансовых характеристик, они перестают устраивать некоторых или всех участников. В результате эти участники выходят из консорциума или он целиком прекращает свое существование.

    Выйти из подобного объединения, или прекратить его существование достаточно легко. Необходимо только приостановить действие соответствующего договора или (чаще) не пролонгировать его.

    Редко встречающимся вариантом является исключение из ассоциации ее членов за нарушение правил ассоциации.

    Так, например, в июне 1996 г. на заседании Совета ПАУФОР (профессиональная ассоциация участников фондового рынка) было принято решение об исключении из рядов ассоциации брокерских компаний: “Репторс-Групп” ‑ за частое нарушение условий сделок; “Аркус”, “Феджи” и Сибирский торговый банк ‑ за неуплату членских взносов.

    2. Выход из объединения частично независимых предприятий или роспуск объединения в целом.

    Синдикат, альянс. Из синдиката, альянса выходят или прекращают его существование по тем же причинам, что и из картеля: сам рынок резко уменьшается или увеличивается; один (несколько) из участников соглашения начинает его нарушать; появляются новые активные участники рынка; предприятие уходит с данного рынка. Разница между предыдущим и данным случаем состоит в тесноте связи. В синдикате, альянсе она заметно сильнее, чем в картеле.

    Промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа. Выход из такой группы или прекращение ее существования обусловлены чаще всего отсутствием реальных финансовых результатов для участников группы, несовместимостью стратегий предприятий, психологической несовместимостью лидеров компаний.

    Выйти из подобного объединения или прекратить его существование тоже достаточно несложно, поскольку его участников соединяют в большинстве случаев договорные, а не имущественные отношения.

    В некоторых промышленных (коммерческих, финансовых, консалтинговых) группах осуществлена группировка, т.е. перекрестное взаимное владение акциями или долями друг друга. Выход из такой группировки заметно сложнее, поскольку связан с выкупом имущества.

  • 3. Выход из объединения зависимых предприятий или роспуск объединения в целом.
  • Концерн, ФПГ. Поскольку эти объединения имеют более сложную организационную и имущественную структуру, чем вышеописанные, то картина разъединений имеет здесь более сложный характер.

    Для рядового участника группы причиной выхода может быть нерациональная политика холдинга вообще или по отношению к данному предприятию и/или желание владельцев и менеджеров предприятия вести дела самостоятельно. Для такого рода предприятий выход из группы связан с выкупом имущества, т.е. предполагает взаимное согласие данного предприятия и холдинга как по решению о выходе, так и по оценке имущества. Для холдинга причин разъединения предприятия-участника группы может быть много, а именно:

    а) технологическая отдаленность от группы;

    б) географическая удаленность;

    в) неэффективность его деятельности, несовместимость стратегий;

    г) психологическая несовместимость руководства холдинга и предприятия при невозможности это руководство поменять.

    Поскольку ФПГ подлежат официальной регистрации в государственных органах, причиной роспуска может стать решение этих органов. Однако из всего, что было сказано выше, можно сделать главный вывод ‑ прекращение деятельности (роспуск) подобных объединений в основе своей имеет организационно-экономические причины: неэффективность деятельности, плохая управляемость, уход лидеров.


    Источники:

    Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. ‑ М.: Издательский центр “АНКИЛ”, 1997.
    Классический застой // Коммерсантъ, 1996, № 21.
    Краснова В., Селиванова В. Почем полуфабрикат малой фирмы? // Эксперт, 1999, № 40.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:24:46