Роль инженерно-технических и управленческих кадров в достижении конкурентоспособности предприятиями машиностроительного комплекса

Аксенова Э.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (129), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Аксенова Э.А. Роль инженерно-технических и управленческих кадров в достижении конкурентоспособности предприятиями машиностроительного комплекса // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 114-118.

Аннотация:
В настоящее время стратегической задачей обеспечения конкурентоспособности машиностроительного производства становится встраивание инженерного корпуса и инженерной профессии в общую систему национальной и отраслевой занятости. Именно инженеры призваны решать широкий круг технических проблем по использованию техники и обеспечению на ее основе интенсификации труда в машиностроении.

Ключевые слова: управление персоналом, промышленные предприятия, конкурентоспособность, машиностроение

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



До последнего времени именно из инженерно-технических работников формировались не только кадры для организации производства, но и управляющие основными сферами функциональной деятельности, а также руководители предприятий. Это объясняет тот факт, что подавляющей частью ее руководителей являются специалисты с инженерным образованием. Поэтому в машиностроении занято около 50% всех инженерно-технических работников страны, при этом большая их часть трудится в административно-хозяйственных службах предприятий [7].

Необходимость прихода в отрасль инженеров нового поколения

Проблема обеспечения инженерными кадрами машиностроительных предприятий сегодня усугубляется тем, что имеющиеся на рынке труда инженеры не устраивают работодателей как по квалификации, так и по возрасту. Это стало следствие того, что в результате рыночных преобразований и вызванного ими экономического спада машиностроительный комплекс страны потерял значительную часть квалифицированных кадров. Одновременно наблюдается процесс старения оставшихся специалистов, а также заметное снижение их образовательного уровня.

Основная масса инженерно-технических работников не соответствует требованиям управления современными производственными системами и автоматизированным оборудованием. Наиболее наглядным примером может служить АО «АвтоВАЗ», где основная масса инженерно-технических работников примерно 15 лет не повышала свою квалификацию. При этом краткосрочное обучение в учебном центре АО «АвтоВАЗ», где проходят переподготовку ежегодно около 6 тыс. человек, а также обучение на рабочих местах, оказывается недостаточным и малоэффективным [4].

Объективная же потребность в становлении отечественного инновационного машиностроения диктует необходимость прихода в отрасль инженерных кадров нового поколения, способных организовывать современное производство машиностроительной продукции, формировать инновационный потенциал предприятия.

Кадры и конкурентоспособность машиностроительного бизнеса

Система управления бизнесом – это совокупность бизнес-процессов, выполняющихся подразделениями и должностными лицами предприятия, мотивированными на достижение целей предприятия, наделенными необходимыми правами и несущими ответственность за результаты управления бизнес-процессами [2].

Одновременно конкурентоспособные предприятия нуждаются в корпусе высококвалифицированных управленческих кадрах, владеющих навыками функционирования предприятия в рыночной экономике, а также в ключевых сферах управленческой деятельности. Сегодня выделяются следующие характерные признаки современного организатора производственного процесса:

‑ готовность развивать сотрудничество;

‑ умение убедительно представлять свои идеи в устной и письменной формах;

‑ эффективно работать в команде;

‑ сочетать самостоятельность с готовностью помогать лидеру в достижении организационных целей;

‑ проявлять инициативу, техническую компетентность, предприимчивость, активность, другие интеллектуальные способности.

Именно на управляющих производством и инженерно-технических работников крупных машиностроительных предприятий ложится ответственность за формирование трудовых ресурсов и рабочих мест с учетом конкретных заказов и стратегии развития предприятия.

Конкурентоспособность машиностроительной продукции и создание конкурентоспособных предприятий – это всегда результаты деятельности руководителей машиностроительного бизнеса. Именно последние призваны сформировать такие организационные структуры управления, которые бы отвечали положению предприятия на товарных рынках, позволяли определять стратегию развития предприятий, мобилизацию и использование производственных ресурсов.

Потребность в высококвалифицированных топ-менеджерах

Функционирование машиностроительных предприятий в рыночных условиях требует высококвалифицированных высших управляющих (топ-менеджеров), которые кроме профессиональных качеств и опыта работы должны обладать инновационными способностями и активностью. От высших руководителей требуется способность быстрой оценки ситуации, оперативной реакции на нее и подготовка конструктивных решений.

Сложность выполнения задач, стоящих перед управляющими машиностроительного производства, заключается и в том, что от них требуется широкий профессионализм, глубокая и всесторонняя подготовка в выбранной сфере, способности к накоплению знаний и их передачи своим подчиненным, что делает неизбежным овладение ими инструментами современных информационных технологий.

Для машиностроительного комплекса имеет первостепенное значение наличие специалистов-управленцев, получение ими системных представлений, опыта и знаний в таких ключевых сферах, как технология, организация и управление машиностроительным производством, активизация инновационной деятельности.

Это позволяет говорить, что ключевым фактором для развития машиностроительного производства становится формирование интеллектуального капитала предприятия и его эффективное использование.

В современных условиях управление конкурентоспособным производством всегда сопряжено как с достижением высокого качества управления традиционными сферами функциональной деятельности (снабжением, финансами, кадрами, организацией производства и т.д.), так и созданием принципиально новых структурных подразделений и служб, определяющих успех функционирования предприятий в условиях рынка.

В современных условиях резко возрастает роль управления качеством выпускаемой машиностроительной продукции. Для современных управляющих качеством поддержание высокого качества продукции становится одной из главных целей производственной деятельности, включающей разработку программ обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла продукции, соблюдение требований качества в работе всех функциональных служб, наконец, обучение всех работников предприятия основам высокого качества труда.

Другой новой сферой управленческой деятельности становится маркетинг. Создание служб маркетинга направлено на достижение системного подхода управляющих к управлению производственно-сбыточной деятельностью, базирующейся на комплексном анализе рынка и быстрой реакции на его спрос со стороны производства.

Профессионализм + знания по организации управления предприятием

В современных условиях четко прослеживается тенденция переориентации взглядов управляющих производством и продажам продукции в сторону потребителя. Это проявляется в создании сети центров обслуживания и организации эффективной их работы, что имеет своей целью вернуть доверие потребителей и восстановить долю на соответствующем товарном рынке.

На современных машиностроительных предприятиях инновационная деятельность как средство достижения конкурентоспособности находится лишь на стадии своего формирования. Об этом свидетельствует структура затрат на предприятиях, в которой 60% затрат идет на технологическую подготовку производства и закупку оборудования, 17% - на НИОКР и обеспечение научных заделов и только 0,6% на подготовку персонала для работ в инновационной сфере [1].

Именно службы управления персоналом в рамках корпораций призваны формировать конкурентоспособность занятых в ней трудовых ресурсов. Под последней здесь понимается некая характеристика человеческого капитала, которая определяется не столько квалификацией рабочей силы, сколько степенью удовлетворения внутрифирменных потребностей в персонале.

Таким образом, трансформация машиностроительного производства, обусловленная функционированием в условиях рынка, предъявляются высокие требования к инженерному и управленческому корпусу. Сегодня способность организовать производство машиностроительной продукции, востребованной рынком, определяется не просто профессиональными знаниями инженерно-технических работников, но и наличием у них основных знаний по организации управления предприятием.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:52:36