Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство»3 / 2009

Повышение налоговой культуры населения как способ борьбы с налоговыми правонарушениями

Морозова Галина Владимировна, Старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева, Россия

Translation will be available soon.

 Читать текст |  Скачать PDF | Загрузок: 97

Аннотация:
Возрастающее значение повышения налоговой культуры населения требует все более новых и современных подходов. Информационно-разъяснительная работа является одним из направлений налоговых органов в насыщении информационного «голода», который периодически испытывают налогоплательщики, когда поднимается тема налогов. И, прежде всего, им необходима информация о важности своевременной и полной уплаты налогов, сборов и обязательных платежей.
Цитировать публикацию:
Морозова Г.В. Повышение налоговой культуры населения как способ борьбы с налоговыми правонарушениями // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 118-123.

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


В настоящее время уклонение от уплаты налогов имеет массовый характер. Это обусловлено несколькими причинами: моральными, политическими, экономическими, техническими. Отдельно можно выделить и пятую причину – отсутствие у населения налоговой культуры.

Под налоговой культурой следует понимать своевременную уплату налогов и обязательных отчислений в бюджет в сроки, устанавливаемые законодательством. Важным элементом налоговой культуры является налоговая дисциплина. Она представляет собой систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей и возможностей плательщиков рассчитываться с бюджетом с учетом взаимодействия инспекций по приему и оформлению обязательств.

Как повысить налоговую грамотность?

В понятие налоговой культуры входит деятельность как налогоплательщиков, так и инспекторов. Повышение культуры связано с работой с контингентом плательщиков, законодательной базой и работниками налоговых органов. Последние должны квалифицированно налаживать отношения с плательщиком, консультировать и следить за своевременностью уплаты налогов [1].

Известно, что налоговая культура в нашей стране находится на крайне низком уровне. Предпринимаемые же усилия различных ведомств, к сожалению, не приносят ощутимых результатов. Низкий уровень финансовой грамотности населения, правовой нигилизм, массовое несоблюдение нормативных актов наносят непоправимый материальный ущерб государству, способствуют совершению экономических преступлений.

В связи с этим необходимо повсеместно развернуть кампанию по информированию, пропаганде налогового законодательства, по повышению правовой культуры населения. Данную работу следует проводить систематически, целенаправленно и дифференцированно, с расчетом на различные слои населения, в направлении воспитания у россиян высокой налоговой культуры [2].

Проблема информирования является важной не только для контролирующих органов, но и для налогоплательщиков. Информационно-разъяснительная работа — это инструмент обратной связи, позволяющий не только решать проблемы налогоплательщиков, но и способствующий организации работы самих налоговых органов [3].

Информационно разъяснительная работа

В рамках задачи внедрения прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств необходимо проведение следующих мероприятий:

1) формирование позитивного имиджа государства в глазах населения, т.е. законы, указы и др. действия государства не должны вызывать у людей ложных ожиданий и последующего разочарования;

2) разработка концепции оказания налогоплательщикам консультационных услуг, особо это касается жителей сельской местности;

3) организация телефонно-справочной службы, призванная обеспечить дистанционное оказание консультирования налогоплательщиков;

4) организация связи с налогоплательщиками по «телефону доверия» для круглосуточного приема звонков;

5) создание на одном из телеканалов учебно-информационной программы по проблемам налогообложения. СМИ должны осуществлять пропаганду в целях воспитания законопослушных налогоплательщиков, профилактики экономических преступлений и правонарушений. Необходимо формировать в общественном сознании негативное отношение к недобросовестным налогоплательщикам.

Практика показывает, что наиболее эффективными по своему воздействию являются телепередачи, подготовленные непосредственно с участием специалистов по борьбе с налоговыми преступлениями [4].

Для того чтобы поддержать интерес журналистов к данной проблематике, возможно проведение профессиональных конкурсов для журналистов по налоговой тематике. К целям данного конкурса относятся:

– формирование уважительного отношения к налоговому законодательству и практике его применения, преодоление фактов правового нигилизма и скептического отношения к налогам;

– содействие формированию активной гражданской позиции населения в вопросах своевременной и полной уплаты налогов, создание общественного мнения о необходимости укрепления режима законности и налогового правопорядка;

– объективное, достоверное отражение деятельности налоговых органов в области контроля за соблюдением законодательства и обеспечения поступления платежей в бюджеты различных уровней;

– разъяснение налогоплательщикам неизбежности наступления ответственности за нарушения законодательства, преимуществ и выгоды от пользования аудитом, платежно-расчетной документации, деклараций и других финансовых обязательств.

Так как для большинства журналистов обращение к данной тематике является новым делом, то в данном случае необходима помощь квалифицированных работников налоговой службы.

Изучение налоговых основ, начиная со школьной скамьи

6) расширение комплекса информационно-разъяснительных работ налоговых органов, призванных повысить налоговую культуру населения: проведение разного рода семинаров и тренингов для налогоплательщиков;

7) организация пресс-конференций и «круглых столов» с привлечением специалистов налоговых органов, органов МВД, таможенной службы;

8) дополнение школьного образовательного курса предметом об истории налогообложения, о налогах и законодательстве, основных правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и о налоговых преступлениях. Представляется, что ознакомление школьников с этой информацией в раннем возрасте позволит в будущем существенно повысить уровень налоговой культуры населения. По нашему мнению, все учебные программы многоуровневой системы образования должны содержать элементы налоговой культуры [5];

9) открытие музеев истории налогов, где была бы представлена история становления и развития налоговой системы России, форма работников налоговых органов различных времен что, несомненно, вызвало бы интерес у населения;

10) открытие специализированных залов для работы с плательщиками позволит сделать контакты с инспекторами максимально прозрачными и удобными. Это решит проблему очередей в инспекциях, облегчит работу сотрудников органов и повысит качество и культуру обслуживания налогоплательщиков.

Повышению налоговой грамотности будет также способствовать размещение в инспекциях информационных стендов по определенной тематике:

– основные выдержки о последних изменениях в нормативно-правовых актах;

– технология представления отчетности;

– календарь налогоплательщика;

– обзоры актуальных вопросов.

Налогоплательщику должен быть предоставлен:

– порядок заполнения различных справок, заявлений, уведомлений;

– перечень необходимых форм бухгалтерской отчетности;

– памятка об уплате налогов и сборов;

– образцы платежных документов;

– коды бюджетной классификации;

– локальный доступ в информационные системы «Консультант-плюс», «Гарант».

Благоприятный имидж налогового инспектора

11) создание среди широких слоев населения максимально благоприятного имиджа отделов по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями как быстро развивающейся, перспективной и необходимой правоохранительной структуры;

12) введение в штат налоговых органов должности участковых инспекторов. Это позволит получать информацию по контролируемой территории. При условии соответствующей квалификации, участковые налоговые инспекторы могли бы:

– определять в контролируемом районе точное местонахождение налогоплательщиков;

– наличие у плательщиков имущества, земельных участков, гаражей;

– выявлять граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без соответствующих документов или имеющих прочие доходы;

– иметь оперативные данные о деятельности налогоплательщиков (наличие складских помещений, проверка соответствующих документов при поставке больших партий товаров и т.д.).

Участковые инспекторы, постоянно находясь среди населения, вели бы профилактическую и агитационную работу. Это привело бы к снижению недоимок и увеличению поступлений в бюджет.

Таким образом, разработка концепции оказания налогоплательщикам информационно-разъяснительных услуг приобретает в настоящее время первоочередное значение, так как лишь при высоком уровне налоговой культуры станет возможным соблюдение налоговой дисциплины, снижение уклонения от уплаты налогов и повышение доходов бюджета.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241