Формы рекреационной ренты

Гаврильчак Н.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-2 (131), Март 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гаврильчак Н.И. Формы рекреационной ренты // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 3. – С. 86-92.

Аннотация:
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует понятие рекреационной ренты. Это не позволяет администрациям субъектов федерации и муниципалитетов получать часть дохода при использовании их территорий для предпринимательства в области туризма и санаторно-курортного обслуживания. А что, если такую ренту ввести? И как определить ее разумный размер? Этому посвящен предлагаемый материал.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, туризм, рекреационная рента, санаторно-курортного обслуживание, дестинация, природно-климатические ресурсы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Отсутствие учета рентообразующих факторов в налогообложении и регулировании предпринимательской деятельности ведет к возникновению неравных конкурентных условий. Местные туроператоры, несущие бремя многочисленных обязательных платежей, менее конкурентоспособны, чем туроператоры, использующие туристские и рекреационные ресурсы дестинации [1], но зарегистрированные за ее пределами. Реализация формулы «где человек зарабатывает деньги, там и должен платить налоги» требует определенных дополнений в Налоговый кодекс РФ.

Плата за использование природных ресурсов

Требование оплачивать использование природных ресурсов прописано в ст. 20 Закона РФ от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» [2] В соответствии с данным актом платность природопользования включает плату за природные ресурсы, загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы взимается:

– за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

– за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

– на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Экономическая основа платности рекреационных ресурсов заключается в механизме образования рекреационной ренты.

Если воспользоваться методологией К. Маркса применительно к исследованию рекреационной ренты, то можно постулировать ее существование в двух основных формах – дифференциальной и абсолютной. Источником обеих форм ренты является прибавочный труд наемных работников организаций туристско-рекреационного комплекса региона.

В нормальных условиях рекреационная рента представляет собой избыток прибыли над ее среднеотраслевым уровнем. Два основных случая возникновения избытка прибыли сверх некоторого среднего уровня представлены в табл. 1 [3].

Таблица 1

Образование дифференциальной и абсолютной рекреационной ренты

Источник избыточной прибыли
Причина кратковременности получения избыточной прибыли
Причина постоянства получения избыточной прибыли
Форма рекреационной ренты
Количественное выражение рекреационной ренты
Индивидуальная производительность труда выше среднеотраслевой
Внутриотраслевая конкуренция
Монополия на рекреационные ресурсы как объект хозяйствования
Дифференциальная рента
Разность между общественной и индивидуальной ценой производства
Отраслевая производительность труда ниже среднего по народнохозяйственному комплексу
Межотраслевая конкуренция
Монополия частной собственности на рекреационные ресурсы
Абсолютная рента
Разность между общественной стоимостью и общественной ценой производства

Классификация видов ренты по Марксу

Количество дестинаций с наиболее благоприятными рекреационными условиями ограничено, и воспроизводство этих условий не является легко решаемой проблемой. Рекреационных услуг, которые могут быть оказаны в пределах данной дестинации, недостаточно для удовлетворения всех общественных потребностей.

Так, например, здравницы Краснодарского края не в состоянии вместить всех нуждающихся в рекреации россиян. Поэтому в оборот вовлекаются и дестинации с менее благоприятными условиями. В результате возникает специфическая конкуренция капиталов, и общественная цена оказания рекреационных услуг регулируется средними условиями хозяйствования в лучших туристско-рекреационных зонах.

В соответствии с классификацией, введенной К. Марксом, дифференциальную рекреационную ренту I можно определить как ренту, получение которой связано с экстенсивными методами ведения туристско-рекреационной деятельности. Она обусловлена различием природно-климатических условий дестинации, ее транспортной доступностью, уникальных лечебных факторов.

Дифференциальная рента II возникает как ответ на дополнительные капиталовложения в туристско-рекреационную инфраструктуру. К ней можно отнести и новейшие технологии туристского и санаторно-курортного обслуживания на основе соответствующей материальной базы.

Абсолютная рекреационная рента уплачивается со всех дестинаций за право ведения на них хозяйства. А причиной ее образования является частная собственность на землю [3].

Специфика туристско-рекреационной деятельности, предполагающей использование уникальных природно-климатических условий, допускает большее (по сравнению с земельной рентой) значение монопольной ренты, которая основывается на неэквивалентном обмене.

Дифференциальная туристская рента

Отдельные виды рекреационных услуг (например, лечение минеральными водами) могут быть получены только в определенных дестинациях. Их количество ограничено как естественными условиями, так и развитостью соответствующей материальной базы и инфраструктуры. Условия оказания данных услуг невоспроизводимы. Предложение может существенно отставать от спроса. Это создает возможность устойчивого превышения цен над стоимостью услуг (что и происходит в высокий сезон). Неэквивалентный обмен является источником сверхприбыли, которая, в свою очередь, является источником монопольной ренты.

В специальной отечественной литературе по вопросу рекреационной ренты не всегда проводится различие между ее формами, что приводит к смысловым неточностям. Так, например, В.М. Матюнин [2] считает, что дифференциальная туристская рента возникает на территориях, которые обладают лучшими и средними туристскими ресурсами. При переходе к рынкам с низким качеством туристских ресурсов, при прочих равных условиях, дифференциальная рента будет стремиться к нулю.

Здесь очевидна смысловая ошибка, которая заключается в отождествлении понятий «территория» и «рынок». Кроме того, указанный автор неправомерно, на наш взгляд, считает, что туристские рынки легко могут быть взаимозаменяемы. И туристские, и рекреационные услуги характеризуются уникальностью предложения в силу специфики и отсутствия взаимозаменяемости используемых природно-климатических ресурсов.

рентные платежи

Совершенно справедливо оценивает проблемы рентных платежей П.Ф. Лойко [1]. Подчеркивая зависимость экономического развития России от воспроизводства и эффективного использования природно-климатического потенциала и вытекающую отсюда необходимость обеспечения воспроизводства естественных ресурсов, он указывает на необходимость введения трех групп налоговых платежей, которые должны образовать систему налогообложения в сфере природопользования:

– налоги за право пользования природными ресурсами;

– платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов;

– платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов.

Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества. Эту проблему новый Налоговый кодекс не решает.

Эффективное функционирование рентных механизмов возможно на основе использования корректной оценки рекреационных ресурсов. По аналогии с оценкой природных ресурсов можно говорить о кадастровой оценке, которая необходима для установления ставки налога, и о рыночной оценке, которая может быть использована для совершения сделок.

Формирование ренты происходит в процессе столкновения и согласования интересов собственников рекреационных ресурсов, их арендаторов и наемных работников. Отделение собственников от субъектов предпринимательской деятельности обусловливают необходимость определения рыночной оценки рекреационных ресурсов.

Рыночная оценка рекреационных ресурсов территории должна основываться на едином методическом подходе, который позволит осуществлять сравнение и контроль над динамикой обеих оценок одного и того же объекта. В качестве факторов, существенно влияющих на стоимость рекреационных ресурсов, целесообразно использовать следующие:

– наличие средств размещения, объектов туристского интереса;

– транспортная доступность.

– наличие предприятий общественного питания.

Данные факторы, наличие которых является следствием разновременных вложений капитала, обусловливают образование дифференциальной ренты II. Группа факторов, к которым относится наличие парков, озер, пляжей, минеральных источников, обусловливают образование дифференциальной ренты I и могут служить источником монопольной ренты.

[1] Под туристической дестинацией понимается интенсивно производимая и потребляемая совокупность туристических продуктов, сконцентрированных во времени и в пространстве — прим. авт.

В традиционном понимании дестинация — это географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов, то есть предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туристов и удовлетворяют их спрос, связанный с путешествием, ночевкой, питанием, развлечениями и т.д. — прим. ред.

[2] Заметим, что указанный Закон РФ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее — Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Статьей 16 этого закона также предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за ее загрязнение шумом, теплом и т.п. Причем, список негативных воздействий является открытым. Это значит, что любое влияние на окружающую среду, оцениваемое как негативное, подлежит оплате в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 — прим. ред.

[3] Согласно ст. 388 НК РФ собственники земельных участков на сегодняшний день уплачивают земельный налог, размеры которого зависят от кадастровой стоимости земли, зависящей от ее качества, назначения и т.п. Однако согласно обычаям делового оборота при составлении договора на оказание туристско-рекреационных услуг владельцы земли могут перекладывать часть этого налога на туроператоров, живущих в других регионах, и потребителей услуг — прим. ред.


Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:57:33